Что общего у автомобилистов и горнолыжников?

Многие известные пилоты из мира автогонок — заядлые горнолыжники, и продвинутые любители сверзнуться с горы на параллельных кантах, играючи справляются с быстрыми тачками
Дмитрий Ласьков

Гоночный автомобиль, лыжи могут подарить море удовольствия и открыть новое измерение свободы. Но способны и покалечить, так как это скорость, которая требует контроля. Внезапный визит в горы после Женевского автосалона заставил меня объединить два мира скорости и драйва.

Источник: Дмитрий Ласьков

Если водить машину можно с 18 лет, то начинать кататься с горы можно сколь угодно рано — дети обладают нужными качествами, чтобы научиться быстро и безопасно спускаться: бесстрашием, гибкостью и небольшим весом. А подростку-лыжнику будет проще стать хорошим водителем, ведь мир гор очень похож на автомобильный. Трассы на курортах представляют собой «дорожную сеть», которая включает в себя привычные автомагистрали (выглаженные скоростные спуски), загородные шоссе (большинство обычных трасс), серпантины (извилистые узкие спуски), городские улицы (медленные зоны около подъёмников), перекрёстки (пересечения), придорожную (кафе и ски-сервисы) и транспортную (сеть подъёмников) инфраструктуру, гоночные треки (закрытые маркированные спортивные спуски) и бездорожье (лес и целина).

Источник: Дмитрий Ласьков

На горных трассах действуют похожие на привычные нам автомобильные правила. Главное из них — «виноват тот, кто сзади». Всё как на дороге, за исключением ограничения скорости: выходя на спуск, вы сами выбираете темп и манеру катания, но если «приедете» сверху в кого-то — ждите штрафа и требования о возмещения вреда. Страховые компании предлагают даже что-то вроде ОСАГО в дополнение к личной страховке для таких случаев. Если хочется разогнаться по полной и почувствовать свой предел на автомобиле, мы едем на трек (например, на Mazda Sport Cup) или хотя бы на пустынное шоссе. В горах всё точно так же: спортсмены отрываются на закрытых спусках во время соревнований и тренировок, а фрирайдеры-сорвиголовы испытывают себя на бескрайней целине вне подготовленных трасс.

Источник: Дмитрий Ласьков

Но как бы быстро и технично вы ни катались, в пробках позагорать тоже придётся: в зависимости от сезона, дня недели, погоды и конкретного курорта, стоять можно больше, чем кататься. Знакомая ситуация, не так ли? В очереди на подъёмник можно увидеть знакомые по автомобильным дорогам типажи. Вот «обочечник-объездун» пытается влезть с краю в бутылочное горлышко перед калиткой на посадке в подъёмник, вот суетливый напирает сзади, наступая на пятки лыж своими носками, тут лихач тормозит после спуска почти об самый хвост очереди, а по специальному коридору проходят инструкторы со своими учениками — прямо как выделенные полосы, по которым ездят автобусы, такси и спецслужбы.

Источник: Дмитрий Ласьков

Отдельная тема — выбор лыж, ботинок и прочей «снаряги». Рынок экипировки необъятен и перенасыщен, поэтому, как и автомобилисты, отдельная часть горнолыжников, перебирая модели перед покупкой, сводит с ума всех своих товарищей, кто хоть немного «в теме». Как и с машиной, в первую очередь нужно определиться с задачами и с бюджетом: первые определят конструкцию и тип оборудования, а второй — степень его навороченности. Начинающим адресованы универсальные модели, которые дают в горах то же, что и какой-нибудь хэтч в городе: простоту, универсальность и безопасность. По мере прогресса, лыжник может пересесть на более быстрые и жёсткие лыжи, которые позволяют мчать по хорошей трассе со стабильностью и скоростью мощного седана.

Источник: Дмитрий Ласьков

Для покорения неискатанных просторов целины предназначены мощные «внедорожные» лыжи, широкие и длинные, чтобы райдер не тонул в «пухляке». Внетрассовая езда опасна возможностью схода лавины или падения на неизвестном рельефе, а также высокими скоростями при катании в стиле big mountain и труднодоступностью для спасателей — ну чем не ралли-рейды в горах? Но именно фрирайд, несмотря на риск и необходимость дорогостоящего оборудования, манит многих прогрессирующих лыжников. Впрочем, есть и возможность развлечься попроще: для трюков на естественном рельефе, в лесу или в парке с трамплинами предназначены фристайловые лыжи с загнутыми симметрично носам пятками. На них можно учиться прыгать, вращаться в воздухе и кататься боком по рельсам и другим специальным фигурам. Если в жизни вы водите весёлый заднеприводный родстер вроде Mazda MX-5 (читайте наш тест нового поколения этого спорткара), то такие лыжи-«твинтипы» определённо понравятся вам на склоне.

Источник: Дмитрий Ласьков

Лыжи разной конструкции подходят для разных стилей катания, которые очень похожи на виды автоспорта. Скоростной спуск и слалом-гигант — это кольцевые гонки, просто слалом ближе к джимкхане, спидскиинг представляет собой дрег-рейсинг в горах, фристайл концептуально близок к дрифту, а фрирайд — к ралли и рейдам. Любители ски-тура часами поднимаются пешком на специальных лыжах к совершенно диким вершинам, будто заехавшая в глушь экспедиция на внедорожниках, а обеспеченных и искушённых любителей хели-ски примерно туда же доставляет вертолёт. Так или иначе, всех этих людей объединяет любовь к скорости и способность с ней справляться, становиться лучше и ценить природную красоту.

Фотографии Алексея Моторова и автора