День в истории. Турбина от самолёта — будущее автопрома

7 марта 1962 специальной премией American Society of Mechanical Engineers награждён Джордж Хюбнер, инженер-конструктор корпорации Chrysler, за разработку культового Chrysler Turbine

В начале 1960-х Chrysler разработал, построил и раздал на длительный тест полусотне счастливчиков газотурбинный седан Chrysler Turbine. Многомесячные испытания закончились вполне успешно, и к серийному выпуску машина была практически готова. Казалось, что будущее рядом: инженерам удалось решить большинство врожденных проблем газотурбинного мотора!

content image for: 54377

Так, значительно сократился топливный аппетит, благодаря применению теплообменников уменьшилась температура выхлопа, при этом отклик на «газ», наоборот, стал быстрее. Наконец, инженеры предложили решение даже такой на первый взгляд второстепенной проблемы, как торможение двигателем — режим, в газотурбинном моторе отсутствующий по умолчанию.

При этом изначальных плюсов газовых турбин никто не отменял. Они по-прежнему были легче поршневых двигателей, могли работать абсолютно на любом топливе от бензина и керосина до спирта и текилы, и это не говоря уже про отсутствие вибраций и шикарный мощностной потенциал. Более того, многие эксперты на рубеже 60-х не без оснований считали газовую турбину мотором будущего по части экологии.

Но... Как это ни абсурдно, газотурбинный двигатель банально оказался никому не нужен. Одно дело взять перспективную технологию, потратить несколько миллионов долларов и, получив заметный паблисити-эффект, свернуть проект. Совсем другая песня — перестраивать давно налаженную систему производства автомобилей. Запуск на конвейер газотурбинных автомобилей требует для начала налаживания массового выпуска газотурбинных двигателей. А это — огромные деньги и ещё большие риски.

Так самый удачный газотурбинный проект — Chrysler Turbine — стал историей. И спустя более чем полвека, инженеры не горят желанием посадить автомобилистов «верхом на турбину», продолжая совершенствовать поршневые силовые установки, а «реактивные технологии» же остались уделом авиации. И само слово «турбина» перестало бередить сознания водителей, когда турбонаддув стал вполне обыденным явлением. Но это - другое время и другие автомобили.

Алексей Кованов