Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 февраля 2015 10:00, Новости

День в истории. «Ушастый» пришёл на смену «горбатому»

1 марта 1967 года на запорожском заводе «Коммунар» начался серийный выпуск нового малолитражного автомобиля ЗАЗ-966 «Запорожец», в народе прозванного «ушастым»
30 января
ZAZ 1103
Славуту купили с мужем для молодой семьи. До этого у мужа была Таврия, досталась родителям. Сказать что машина стоит своих денег это ничего не сказать. Служила служит и будет служить верой и правдой....
4.0
6 декабря
ZAZ 1102
Автомобиль на свои деньги. Хорош для коротких поездок по городу или на небольшие растояния. неплохая проходимость на легком бездорожье, но проблемы с надежностью. Очень вместительный для своих габари...
2.3
Другие отзывы о ZAZ Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Почему «ушастым»? Потому что предыдущий «Запорожец», «девятьсот шестьдесят пятый», нарекли горбатым за кургузую форму кузова. ЗАЗ-966 получил более солидный трёхобъёмный кузов, а чтобы улучшить охлаждение «воздушника», на задних крыльях располагались крупные воздухозаборники, которые советские острословы прозвали «ушами», а автомобиль — «ушастым». Впрочем, за несерьёзным прозвищем скрывался вполне серьёзный для своего времени автомобиль!

День в истории. «Ушастый» пришёл на смену «горбатому» - Фото 1
ЗАЗ-966 «Запорожец» позднего образца: в 1971 году под фарами головного света появились подфарники, которые впоследствии перешли и на модель ЗАЗ-968

За создание «девятьсот шестьдесят шестой» модели инженеры нового Запорожского автозавода взялись весной 1961 года — сразу, как только на конвейер встал ставший сегодня культовым ЗАЗ-965. Притом взялись довольно споро — в 1966 году из заводских ворот выехали первые ЗАЗ-966В. Буква «В» означала «временный», поскольку машина получила 900-кубовый 30-сильный силовой агрегат от предшественника, а многие операции выполнялись по обходным схемам. Так что первый «нормальный» ЗАЗ-966, с двигателем «сороковкой» (1,2 л, 40 л.с.), удалось собрать как раз 1 марта 1967 года.

День в истории. «Ушастый» пришёл на смену «горбатому» - Фото 2
Один из первых опытных экземпляров ЗАЗ-966 (слева) одновременно напоминал и Chevrolet Corvair (справа), и NSU Prinz IV (внизу). Серийные же машины больше похожи на «Принца»

Есть мнение, что так быстро разработать «Запорожец» второго поколения советским конструкторам помогло копирование немецкого NSU Prinz IV. В действительности же запорожская малолитражка похожа на европейского одноклассника лишь внешностью — к слову, характерной для многих машин того времени. При этом считается, что прародителем такого дизайна стал американский Chevrolet Corvair. Однако спорить, какая машина была выбрана исходником, бессмысленно — и «Корвейр», и «Принц» были закуплены советской стороной и внимательно изучались специалистами НАМИ и ЗАЗ.

День в истории. «Ушастый» пришёл на смену «горбатому» - Фото 3
До 1968 года автомобили имели «рассекатели» на боковых воздуховодах и надпись «Запорожець» на крышке багажника. А вообще ЗАЗ-966 продержался на конвейере до 1972 года

Истинная же причина быстрой постановки «ушастого» на конвейер — высокая степень унификации, так как многие узлы были взяты от «горбатого». Двигатель — характерная V-образная «четвёрка» воздушного охлаждения, но большего объёма, передняя подвеска — два поперечных торсиона и четыре продольных рычага... Хотя задняя подвеска получила принципиально иную схему, а трансмиссия была основательно переработана. Так что, формально сохранив формат городской микролитражки, заднее расположение мотора и некоторые другие решения, «Запорожец» второй генерации оказался машиной более совершенной и современной.

День в истории. «Ушастый» пришёл на смену «горбатому» - Фото 4
Экспортный вариант ЗАЗ-966Э Eliette (второе название — Jalta) отличался чехословацкими фарами головного света, наличием радиоприёмника и некоторыми другими деталями

Но главное — новый «Запорожец» давал «принципиально иное качество жизни» своему владельцу. Большой багажник, просторный салон, лучшая динамика. И если ЗАЗ-965 воспринимался и позиционировался как промежуточное звено между машиной и мотоциклом, то «девятьсот шестьдесят шестой» — это был уже полноценный автомобиль. Благодаря этому, модель, после обновления сменившая индекс на «968», продержалась на конвейере до 1994 года! Но это — другое время и другие автомобили.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
45
Сергей Степанович Савастеев
УГНАЛИ ТАК И НЕ НАШЛИ, НО СЛУХОВ ПО СТРАНЕ ХВАТИЛО.
СсылкаПожаловаться
Людмила Пинчук
Ездил на 968м в Казахстане лет 10. Был на Черном море. Проехал Украину,Беларусь Вернулся в Казахстан. Ездил по Уралу.Был в Кургане ,Тюмени,Свердловске Мой 968 всегда привозил нас домой в исправном состаянии
СсылкаПожаловаться
R... Wik-A
Смешно...здесь рыбаки и охотнички собрались.Знаете хотя бы причину перегрева заз движка?...кому интересно отвечу.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru