День в истории. «Ушастый» пришёл на смену «горбатому»

1 марта 1967 года на запорожском заводе «Коммунар» начался серийный выпуск нового малолитражного автомобиля ЗАЗ-966 «Запорожец», в народе прозванного «ушастым»
Кованов Алексей

Почему «ушастым»? Потому что предыдущий «Запорожец», «девятьсот шестьдесят пятый», нарекли горбатым за кургузую форму кузова. ЗАЗ-966 получил более солидный трёхобъёмный кузов, а чтобы улучшить охлаждение «воздушника», на задних крыльях располагались крупные воздухозаборники, которые советские острословы прозвали «ушами», а автомобиль — «ушастым». Впрочем, за несерьёзным прозвищем скрывался вполне серьёзный для своего времени автомобиль!

За создание «девятьсот шестьдесят шестой» модели инженеры нового Запорожского автозавода взялись весной 1961 года — сразу, как только на конвейер встал ставший сегодня культовым ЗАЗ-965. Притом взялись довольно споро — в 1966 году из заводских ворот выехали первые ЗАЗ-966В. Буква «В» означала «временный», поскольку машина получила 900-кубовый 30-сильный силовой агрегат от предшественника, а многие операции выполнялись по обходным схемам. Так что первый «нормальный» ЗАЗ-966, с двигателем «сороковкой» (1,2 л, 40 л.с.), удалось собрать как раз 1 марта 1967 года.

Есть мнение, что так быстро разработать «Запорожец» второго поколения советским конструкторам помогло копирование немецкого NSU Prinz IV. В действительности же запорожская малолитражка похожа на европейского одноклассника лишь внешностью — к слову, характерной для многих машин того времени. При этом считается, что прародителем такого дизайна стал американский Chevrolet Corvair. Однако спорить, какая машина была выбрана исходником, бессмысленно — и «Корвейр», и «Принц» были закуплены советской стороной и внимательно изучались специалистами НАМИ и ЗАЗ.

Истинная же причина быстрой постановки «ушастого» на конвейер — высокая степень унификации, так как многие узлы были взяты от «горбатого». Двигатель — характерная V-образная «четвёрка» воздушного охлаждения, но большего объёма, передняя подвеска — два поперечных торсиона и четыре продольных рычага... Хотя задняя подвеска получила принципиально иную схему, а трансмиссия была основательно переработана. Так что, формально сохранив формат городской микролитражки, заднее расположение мотора и некоторые другие решения, «Запорожец» второй генерации оказался машиной более совершенной и современной.

Но главное — новый «Запорожец» давал «принципиально иное качество жизни» своему владельцу. Большой багажник, просторный салон, лучшая динамика. И если ЗАЗ-965 воспринимался и позиционировался как промежуточное звено между машиной и мотоциклом, то «девятьсот шестьдесят шестой» — это был уже полноценный автомобиль. Благодаря этому, модель, после обновления сменившая индекс на «968», продержалась на конвейере до 1994 года! Но это — другое время и другие автомобили.