В «грузовом автомире» время течёт медленнее — машины могут без кардинальных перемен выпускаться десятилетиями! А поскольку «каблучки» Volkswagen Caddy считаются коммерческой техникой, для них действуют «грузовые» законы: третье поколение модели дебютировало осенью 2003 года, а обновление немцы подготовили только спустя 7 лет. Сейчас настал черёд для нового витка эволюции. И перевозчики, разумеется, ожидали, что таким витком станет принципиально новая машина на платформе MQB. Но...
Когда новый фургон выкатили на сцену, публика нисколько не удивилась, что четвёртая генерация внешне похожа на третью — в области дизайна немцы из Volkswagen весьма консервативны и вполне могли под новую тележку «подкатить» старую внешность. Но даже боссы марки, которые охотно награждают любое обновление эпитетом «NEW», сразу раскрыли карты — силовая структура кузова и ходовая часть остались прежними. А значит, новым поколением Caddy 2015 можно называть весьма условно.
Что это, «четвёрка с минусом» или «тройка с плюсом»? Список заявленных новшеств невелик. С внешностью понятно — благодаря новым оптике, задней двери и оформлению передка «каблучок» теперь напоминает последние модели марки и стопроцентно соответствует новому корпоративному стилю Volkswagen. (Также нельзя не отметить появление спойлера над задней дверью — обещают, что отвесная корма будет меньше «зарастать» грязью).
Салон удивляет куда больше. Особенно дорогие пассажирские версии, где вдоль передней панели протянута эффектная цветная вставка. Вообще, по качеству интерьера Caddy заметно обошёл соперников — получился этакий «премиум-фургон»: дорогие материалы отделки, выверенная эргономика. Никаких скидок на «развозную» направленность модели! Кстати, тут и там можно встретить элементы от седьмого «Гольфа», но общая архитектура своя собственная.
На этом всё. Да, в Европе также появятся двигатели Euro-6, но нам такие силовые агрегаты не светят: это 2,0-дизели мощностью от 75 до 150 л.с., а также бензиновые моторы объёмом 1,2 (84 л.с.), 1,0 (102 л.с.) и 1,4 (125 л.с.) литра. Главным хитом должен стать именно 3-цилиндровый 1.0, у которого расход топлива, по заверениям создателей, находится на уровне дизелей. После этих слов на презентации раздались громкие аплодисменты.
Не менее энергично европейская публика хлопала, услышав, что инженеры приладили парковочный автопилот Park Assist, который способен самостоятельно парковать машину как под прямым углом, так и параллельно — у водителей развозных фургонов будет меньше забот. С аналогичным энтузиазмом было встречено известие об установке системы, предупреждающей об усталости водителя...
О существовании таких опций наши шоферы, скорее всего, даже не узнают. Потому что российские клиенты предпочитают самые-самые простые машины: бензиновый двигатель, короткая база, стартовая комплектация и никакого заказного оборудования. Для корпоративных покупателей (самый крупный — «Почта России») такой подход понятен. А вот почему жадничают частники, на которых приходится половина продаж, — загадка, так как это совершенно несвойственно поклонникам марки Volkswagen.
А теперь главный вопрос: что помешало создать действительно новую машину? Логика создателей была такой. Основные конкуренты — Citroen Berlingo, Peugeot Partner, Renault Kangoo — машины немолодые. На их фоне продуманный до мелочей Caddy, вдобавок обладающий десятками модификаций, совершенно не устарел. А потому боссы марки решили не тратить деньги и продлить жизнь нынешней генерации «каблучка».
Экономных европейцев подобный расклад устроит. Они получат новый интерьер, свежую внешность, экономичные моторы при прежних — и притом весьма солидных — грузовых возможностях, а оплачивать всё это придётся по минимальному тарифу, поскольку фиктивная смена поколений не сильно повлияет на цены. Так что всплеск интереса фольксвагеновскому «каблучку» гарантирован.
А вот водителям бывшего СССР новый Caddy, мягко говоря, не слишком интересен. Среди наших стран самый крупный рынок для этой модели — российский. Но за весь 2014-й дилерам удалось пристроить 2331 экземпляр. Неплохо, но... Сравните: грузовых Lada Largus было продано вчетверо больше — 9135! Что легко объяснимо — базовый «ларчик» вдвое дешевле базового «Кэдди».
Собственно, логика наших перевозчиков понятна. Вместо одного дорогого немецкого «каблука» почти за 900 тысяч рублей, можно купить пару «универсальных фургонов» Largus по 417 тысяч каждый или целую «Газель-Next», притом двухрядную и длиннобазную. Частники? Для семейного использования россияне предпочитают кроссоверы. Так что Caddy остаётся уделом богатых компаний или обеспеченных предпринимателей, которые по будням используют машину как фургон, а на выходные ставят кресла, чтобы возить семью.
История
В этом году Caddy отмечает солидный юбилей: первый пикап от Volkswagen на платформе Golf первого поколения появился ровно 35 лет назад, в 1980-м. Идею создания такой машины инженерам подсказали американцы, которые покупали обычные хэтчбеки и срезали им заднюю часть крыши. Правда, на рынке США развозной автомобильчик продавался под именем Rabbit Pickup («Кролик Пикап»), а в Европе пикап — и название «Кэдди», соответственно — появились двумя годами позже.
На конвейере машина, продававшаяся под слоганом «Маленькая легковушка со способностями грузовика», продержалась почти 30 лет! Да, европейский завод Volkswagen выпускал первую генерацию Caddy только до 1992 года. Но в Южной Африке фольксвагеновский «ют» (как называют развозную технику такого толка американцы) продавали до 2009-го. Кстати, там «Кэдди» стал именем нарицательным, символизируя пикапы и прочие «каблучки».
Созданием следующего «Кэдди» занимались испанцы из SEAT. C 1997 года пикап, платформой которому послужил Polo третьего поколения, выпускался на сеатовском же заводе. Но просуществовала довольно удачная машина недолго — в 2003 руководством концерна было принято решения отправить модель на незаслуженный отдых. Хотя, например, латиноамериканцы очень ценят Caddy, а потому «каблучок» по-прежнему штампуют для местного рынка силами бразильского завода Volkswagen.
Третья генерация Caddy создавалась без скидок на утилитарную направленность модели: инженеры взяли свежую платформу от пятого «Гольфа» и построили «каблучок», которому предстояло задать стандарт для автомобилей такого класса. Такая цель ставилась не столько из свойственного немцам перфекционизма: с конца 1990-х рынок легковых фургонов переживал революцию — хорошим тоном считалось выпускать модели, одинаково пригодные и для перевозки грузов, и для пассажирской эксплуатации. Первым стал Renault со своим Kangoo, затем появились Opel Combo и Ford Tourneo.
Caddy образца 2004 года ответил по всем фронтам: легковая управляемость, классный интерьер, множество моторов... И широчайшие грузовые возможности. При этом старательные немцы организовали обширнейшую гамму версий: коротко- и длиннобазные, передне- и полноприводные, пассажирские и грузовые. И даже кемпер и псевдокроссовер! В 2010 году внешность «каблучка» подогнали под очередную смену стиля немецкой марки — теперь передок Caddy стал напоминать Golf шестого поколения. А вот интерьер заметных изменений не претерпел. И вот — «четвёртое поколение».
Алексей Кованов
Фото автора и Volkswagen