Автомобильные радиаторы: новые разработки и ноу-хау

Все новости и пресс-релизы в разделе «Автобизнес» предоставлены нашими партнерами. Редакция Авто Mail.ru не несет ответственности за их содержание.

Современные технологии в производстве автомобилей развиваются очень активно. Большинство автомобилистов могут наблюдать внедрение современных технологий в области экстерьера и комфорта автомобиля — беспроводная телефонная связь, видеокамеры, сенсорные органы управления, виртуальные панели приборов и т.д. Но ведь автомобиль эволюционирует также и в плане «невидимых» глазу систем — двигателя, подвески, кузова, исполнительных систем — которые, как правило, направлены на уменьшение эксплуатационных затрат и, при этом, на увеличение потребительских свойств автомобиля.

Компания LUZAR занимается разработкой и производством деталей системы охлаждения автомобильных двигателей (то есть «исполнительной системы» автомобиля), в первую очередь — радиаторов. В этой статье и пойдет речь о современных разработках Компании LUZAR в области автомобильных радиаторов.

content image for: 53973

В автомобильном мире существуют следующие технологические тенденции в производстве автомобильных радиаторов, обусловленные многочисленными изменениями в автомобилях:

  1. уменьшаются габариты передней части автомобиля (место установки радиатора охлаждения) и габариты отопителя (место установки радиатора отопителя).
  2. увеличивается теплонагруженность двигателя (экономия топлива и выполнение норм экологичности).
  3. изменяется геометрия подкапотного пространства (более компактные двигатели заставляют создавать нестандартные конфигурации радиатора и шлангов).
  4. сокращается расчетный ресурс узлов и агрегатов автомобиля.
  5. сокращается себестоимость автомобиля и, следовательно, отдельных узлов.

Следуя новым технико-технологическим требованиям современного автомобилестроения, LUZAR внедряет целый ряд инновационных технологий.

1. Сверх-малое расстояние между охлаждающими трубками радиатора

Компания LUZAR с 2011г. изготавливает радиаторы со сверхмалым шагом трубок — 5мм. Такое расположение трубок позволяет в заданной фронтальной площади теплообменника добиться максимального объема антифриза — следовательно, пропорционально увеличивается и теплоотдача радиатора.

При кажущейся простоте такой конструкции для реализации этого конструкторского решения необходимо было решить множество технико-технологических задач. Во-первых, при столь малом расстоянии между трубками велик риск их «смыкания» между собой. Во-вторых, при пайке такой сердцевины очень сложно качественно соединить трубки с опорными доньями. В-третьих, при такой технологии производственные допуски сокращаются на порядки, что также на порядки увеличивает сложность производства. Благодаря применению современного японского оборудования и внедрению новейших технологий мы смогли успешно решить эти проблемы, и уже более 4 лет выпускаем радиаторы, не имеющие аналогов на российском рынке.

2. Диагональное («шахматное») расположение охлаждающих трубок радиатора

Традиционная технология производства сборных (непаяных) алюминиевых радиаторов (технология «Софико») подразумевает «коридорное» расположение охлаждающих трубок — то есть первый ряд трубок располагается перед вторым рядом. При таком расположении второй ряд трубок перекрывается первым рядом и не полностью участвует в теплообмене — ведь поступающий ко второму ряду воздух является уже горячим.

Выход из этого проблемной ситуации есть — необходимо расположить два ряда трубок таким образом, чтобы первый ряд не перекрывал второй ряд. Впервые мы использовали «шахматный» порядок трубок в радиаторе отопления для Lada Largus — и получили преимущество более 10% по сравнению со стандартным «коридорным» порядком.

Почему же все производители не располагают трубки именно по диагонали? При реализации данной инновации (хотя в строгом смысле инновацией это не является) возникают серьезные технологические сложности — в частности, из-за несимметричного расположения при дорновании* трубок велик риск деформации сердцевины. Мы смогли найти выход в использовании новой производственной оснастки (фактически — новое оборудование по дорнованию трубок).

3. Плоскоовальные трубки в сборных радиаторах (технология «OVAL-TUBE»)

Радиаторы, производимые по уже упомянутой выше технологии сборных радиаторов «Софико», имеют круглую охлаждающую трубку. Круглая трубка является аэродинамически неправильной и при соприкосновении с набегающим потоком воздуха имеет «аэродинамическую тень» — мертвую зону, куда воздух не попадает. Соответственно, эта часть охлаждающей трубки не участвует в теплообмене. Эта особенность сборных радиаторов является его основным и главным недостатком. По причине низкой теплоотдачи алюминиевые радиаторы с круглой трубкой невозможно использовать для охлаждения современных теплонагруженных двигателей.

Однако сегодня технология «Софико» переживает второе рождение — в связи с появившейся возможностью использовать не круглые, а плоскоовальные охлаждающие трубки. «Ренессанс» для сборных алюминиевых радиаторов произошел с появлением оборудования, которое способно дорновать плоскоовальные трубки. Суть нового метода — дорн не толкается через трубки, а тянется — это позволяет решить проблему потери жесткости дорна.

Использование плоскоовальных, а не круглых, трубок позволяет увеличить теплоотдачу радиатора на немыслимые 35%! Таким образом, произошла маленькая «революция» в производстве сборных автомобильных радиаторов — технология, которой судьбой была предначертано уйти в небытие, полностью реанимирована. И не будем забывать о значительных «родовых» преимуществах сборных радиаторов — это самая большая жесткость (прочность) среди всех видов радиаторов, отсутствие паяного шва, высочайший уровень воспроизводства («повторяемости») качества и самая низкая себестоимость. Единственный значимый недостаток сборных радиаторов — низкая теплоотдача — устранен с началом применения плоскоовальных трубок.

Более того, такие радиаторы превосходят в том числе и радиаторы, изготовленные по паяной технологии «Ноколок». Например, сборный радиатор с плоскоовальными трубками для автомобилей «Гранта» производства LUZAR превосходит оригинальный паяный радиатор на 15% (это очень много). Как же достигается такое преимущество перед паяными радиаторами — ведь у паяных радиаторов трубки тоже плоскоовальные? Дело в том, что в сборных радиаторах — в процессе операции дорнования — пропадает воздушный зазор между трубками и охлаждающими пластинами (оребрением). Из-за отсутствия «воздушных потерь» тепло от трубок отводится более эффективно.

Совокупность технико-технологическим возможностей делает Компанию LUZAR безусловным технологическим лидером в производстве радиаторов в России. Приведенным перечнем инноваций список перспективных разработок LUZAR не исчерпывается — планируется внедрение и других ноу-хау, которые позволят «изменить мир» автомобильных радиаторов. Но об этом — в другой раз...

*Дорнование (дорнирование) — вид обработки заготовок без снятия стружки. Сущность процесса дорнования заключается в перемещении жёсткого рабочего инструмента дорна в отверстии заготовки с натягом. В процессе обработки за счет натяга обеспечивается упрочнение металла в поверхностном слое, сглаживание исходных шероховатостей, изменение форм и размеров поперечного сечения отверстия и заготовки в целом. Размеры поперечного сечения инструмента больше размеров поперечного сечения отверстия заготовки на величину натяга.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ