Разбор ситуаций. Плохая видимость на дороге

Плохая видимость на дороге очень опасна, так как столкновения в подобных условиях происходят мгновенно, и шансов среагировать у водителя часто не остаётся

Но если задуматься, то называть такие аварии внезапными неправильно. Полагаться здесь на удачу — это всё равно, что штурмовать брод вслепую в надежде, что речка неглубокая. Только цена вопроса при движении в тумане много выше.

Первое видео — нагляднее некуда. Судя по реплике одного из находящихся в салоне, все в машине прекрасно осознают, что впереди не видно «вообще короче ничего». Но водитель не то что не тормозит, но и не снимает ногу с газа, поэтому удар происходит на достаточно приличной скорости. Почему же так произошло?

Судя по всему, машина, из которой идёт съёмка, имеет руль справа, поэтому снимающий видео и есть водитель. Камера отвлекла его от управления автомобилем, а процесс съёмки вкупе с «эпичностью» происходящего вокруг затуманили разум. Момента и хватило для того, чтобы успешно «причалить» в остановившийся в самой гуще тумана автомобиль впереди. При этом герой ролика не уникален даже на данном участке дороги — сразу после столкновения в него сзади влетает ещё один такой «внимательный» и «сообразительный», которого нисколько не смутила нулевая видимость впереди. Судя по тому, что автомобили уже стоят в пробке, и в её начале также произошло что-то аналогичное. Где же больше тумана — на дороге или в головах?

В видео выше ситуация похожа: находящиеся в грузовике комментируют произошедшее вокруг дорожно-транспортное происшествие и даже не думают о том, что сами скоро станут его участниками. Водителя не смущает ни снег со льдом под колёсами, ни очень слабая видимость. Ему «помогает» и водитель легкового автомобиля, преградившего дорогу — у того, несмотря на аварийное расположение на проезжей части, не только не включена аварийная сигнализация и не выставлен знак (не лучший помощник при такой видимости, надо признать, но всё же), но и вообще не работает какая-либо светотехника, в том числе и яркая задняя противотуманная фара. Закономерно пострадало железо, но остатки инстинкта самосохранения водителя Лады позволили ему проворно отпрыгнуть от несущегося на него многотонного «ёжика в тумане».

В этом видеоролике водитель и пассажир действуют неуверенно — когда видимость из плохой превращается в нулевую, они робко тормозят прямо на проезжей части и обсуждают необходимость включения «аварийки». Ещё секунда — и им «присылают» сзади. Сложно сказать, что помешало водителю съехать на относительно безопасную обочину и непонятно, был ли включен задний противотуманный фонарь. Кажется, запоздалое включение аварийной сигнализации — далеко не главная мера, которую стоило предпринять в такой ситуации.

А стоило предпринять примерно то, что сделал герой вышеприведённого ролика — при резком снижении видимости принять правее и уменьшить скорость. Это позволило легко отрулить от припарковавшихся на обочине и обозначивших себя мигающими фонарями аварийных автомобилей, а также стоящей вслед за ними машины, которая, судя по всему, решила просто безопасно переждать неблагоприятные дорожные условия. Водитель автомобиля, из которого ведётся съёмка, грамотно продолжает движение с небольшой скоростью и прижавшись к правому краю дороги, но одновременно оставив себе место для манёвра как вправо, так и влево при необходимости. Таким образом, он обезопасил себя как от внезапного наезда сзади с большой разницей скоростей, так и от столкновения с возможным препятствием впереди.

Наконец, ещё один известный пример с метелью, на этот раз заокеанский. Видимо, водители там слабо знакомы с подобными дорожными условиями, раз позволяют себе нестись с приличной скоростью по обледенелой дороге с белой дымкой впереди. Сумерки в сочетании со снегом — идеальное «покрывало» даже для целой груды расположившихся поперёк дороги габаритных автомобилей. Как следствие, беспечным водителям остаётся рассчитывать только на удачу, собственную реакцию и возможности техники. В итоге не везёт обоим, просто в разной степени. Летевшая позади фура также пренебрегла здравым смыслом и не подумала снизить скорость на скользкой и плохо просматриваемой дороге. Разве что её водитель смог найти «коридор наименьших потерь» — это единственное, что делает ему честь в этой ситуации.

content image for: 53923

Резюмируем. В условиях плохой видимости необходимо:

  • заранее включить передние и задние противотуманные огни, а также габаритный и ближний свет;
  • заранее снизить скорость, особенно если плохая видимость сочетается со скользкой дорогой;
  • при ухудшении видимости до околонулевой включить аварийную световую сигнализацию и снизить скорость ещё больше, двигаться ближе к обочине;
  • остановку осуществлять только на широкой обочине, привлекая к своему автомобилю максимум внимания с помощью внешних световых приборов;
  • при остановке не стоять перед или позади автомобиля, чтобы не получить травмы при наезде другого автомобиля сзади;
  • при попадании в дорожно-транспортное происшествие с перспективой образования «завала» из автомобилей по возможности переместить транспортные средства с траектории движения других машин;
  • при неизбежности столкновения подать звуковой сигнал, чтобы предупредить находящихся впереди, а также выбрать наименее «затратный» вектор движения — обычно это обочина или кювет.

Дмитрий Ласьков

Дмитрий Ласьков