Трамвай идёт на таран! Разбор аварий

Выделенные полосы — не единственная привилегия общественного транспорта. У него есть и другие преимущества на дороге. Только об этом, похоже, не все помнят...

Пожалуй, тяжелее всех в суетном городском потоке приходится трамваям. Куда ведут рельсы — туда и едешь. В случае опасности «отрулить» не получится, остаётся только тормозить и молиться, чтобы не произошло аварии. Может, повезёт, а может, и нет... Как в этом видеопримере.

Впрочем, умные люди об этом думали ещё до того, как десятибалльные пробки в наших мегаполисах стали привычным явлением. И потому в ПДД давным-давно фигурирует отдельный раздел под номером 18 с «говорящим» названием «Приоритет маршрутных транспортных средств». В пункте 18.1, к примеру, сказано, что «Вне перекрёстков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо». А если обратиться к главе 13 «Проезд перекрёстков», то и в ней можно обнаружить сразу несколько схожих правил. Мораль их такова — автомобилистам трамваю в большинстве ситуаций надо уступать.

Увы, многие об этом забывают. Хотя короткая водительская память в данном случае, похоже, ещё и следствие слабых карательных мер. Согласно ч. 1 ст. 12.17 КоАП РФ непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству наказывается... Ну-ка, напрягайте память. Неудивительно, что не вспомнили — всего лишь предупреждением или штрафом в 500 рублей. Как говорится, пыль для моряка.

Причём в п. 18.1 ПДД не случайно сделана оговорка про трамвайные пути вне перекрёстков. Если на пересечении проезжих частей водители ведут себя всё же более осторожно, то на подъезде к ним препятствий словно не замечают. Возьмём, например, вот этот случай.

Женщина осмотрительно снизила скорость перед поворотом, огляделась, но каким-то образом не заметила, что стоит в этот момент на трамвайных путях, а справа приближается железная электрическая громадина. Итог печален — таран в стиле лётчика Талалихина, только в роли поверженного оказался не вражеский самолёт, а Chevrolet Aveo.

Ещё одна традиционная ситуация, когда рельсы проложены вдоль улицы, и с неё человек пытается повернуть направо. В этот момент срабатывают законы психологии. Водитель уверен, что манёвр несложный — крайнее правое положение на проезжей части занято, пешеходов на съезде не видно, значит, дорога свободна! Вот только на рельсы он не обратил внимания. Иначе наверняка обернулся бы и заметил, что сзади накатывает трамвай. Увы, разглядеть его в боковое зеркало обычно не удаётся — общественный транспорт движется в мёртвой зоне. А крутить головой нам, как правило, лениво. Результат — столкновение.

Впрочем, порой аналогичные ситуации происходят также при повороте налево. Вот доказательство с одного из перекрёстков Казани.

Бывает и так, что особо агрессивные водители вступают в единоборство с общественным транспортом. Причём обычно уверенности в этом деле придаёт какая-нибудь роскошная машина. Сложно сказать, что осталось бы от белоснежного Range Rover, если бы вагоновожатый нажал на «газ» или в числе пассажиров оказалась бы сборная по боксу, но факт остаётся фактом. Судя по описанию очевидцев, девушка за рулём внедорожника всерьёз намеревалась бодаться с трамваем, чтобы тот уступил ей дорогу. К счастью, у обеих сторон хватило благоразумия не повторить судьбу баранов из известной притчи.

Других водителей приближающийся трамвай, наоборот, серьёзно пугает. Настолько, что человек теряет самообладание и любыми способами пытается скорее освободить дорогу. Этим часто грешат новички. Вот, например, дама, судя по значку на заднем стекле её Suzuki SX4, совсем недавно села за руль. И, видимо, ещё не забыла, чему учат в автошколе. Вот только вспомнила об этом не когда блокировала рельсы, а когда увидела сбоку железный вагон. Паника! Вперёд хода нет, значит, надо удирать назад. Удар! И хорошо, что всё закончилось лишь мятым номерным знаком.

Но что это мы всё о трамваях? Водителям автобусов и троллейбусов живётся отнюдь не легче. Да, они имеют возможность маневрировать, и поэтому им не грозит, к примеру, застрять на маршруте из-за того, что нарушитель припарковал свой автомобиль прямо на рельсах. Зато стрессовые ситуации у водителей «безрельсовых маршрутных транспортных средств» встречаются с завидной регулярностью. Едва ли не каждый раз, когда приходится отъезжать от тротуара. Ведь п. 18.3 ПДД чётко говорит: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки». А теперь подумайте — часто ли у нас уступают дорогу автобусам? Пожалуй, гораздо реже, чем пешеходам. Ситуация усугубляется тем, что невинное нарушение, которое, напомним, тянет всего лишь на предупреждение или штраф в 500 рублей, может привести к страшным авариям. Внимательно посмотрите эти два ролика.

В обоих случаях автомобилисты, не пожелавшие пропустить автобусы, оказались на волосок от лобового столкновения. Хотя, справедливости ради, отметим, что риск аварии в данном случае лежит и на водителях общественного транспорта. Ведь согласно всё тому же п. 18.3 ПДД, «Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу». Иными словами, внаглую отъезжать от остановки они тоже не имеют права и должны убедиться в безопасности манёвра. Но, вероятно, тут играет роль взаимное озлобление — вы не пропускаете, мы пробьём путь сами. Ведь из графика движения выбиваться нельзя. Увы, на кону этого бессмысленного противостояния стоят жизни людей. Так что «Авто Mail.Ru» в очередной раз призывает быть на дороге уважительнее друг к другу.

Хотя, видимо, в нашей стране гармония наступит не скоро. Ведь даже спецтранспорту у нас пока не принято уступать путь. Одно дело, когда водительские сообщества борются с привилегиями чиновников на дорогах, и совсем другое, когда под удар попадают «скорая помощь» или пожарная цистерна. Да, они тоже, прежде чем законно нарушить Правила, должны убедиться в том, что им уступают дорогу (п. 3.1 ПДД). Да, они обязаны включить не только проблесковые маячки, но и сирены. Но даже кричащую машину в яркой раскраске мы, порой, игнорируем так же, как трамвай, троллейбус или автобус. И вот, что получаем в сухом остатке.

Впрочем, это тема уже другой истории. Равно как и проблема нарушения ПДД самими водителями общественного транспорта. Эта история случилась в Одессе, но могла произойти, в принципе, на любом российском городском перекрёстке. Трамвай старается успеть проехать, пока светофор не высветил красный. Троллейбус не желает ждать, пока другие завершат манёвры, и рвёт с места, как только включается зелёный сигнал. А ведь внутри и там, и там находятся люди. Много людей...

Конечно, управляет пассажирским транспортом человек. И он знает, что для его махины удар легковушки, что слону дробина. Чем не повод чувствовать себя раскованно? Только вот когда попадается равный по весу соперник, как в этом ролике, возникает крупная проблема. Да и вообще, согласитесь, бахвальство и риск за рулём общественного транспорта неуместны. Так что смотрите внимательно по сторонам, не провоцируйте водителей-перевозчиков на конфликт, и жить станет намного проще. Всем.

Итак, суммируем пройденное:

Вне перекрёстков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.
В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.
На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
И, наконец, внимательно изучите раздел 13 ПДД под названием «Проезд перекрёстков».

Юрий Урюков

Юрий Урюков