В этом году цены на бензин вырастут на 10 процентов. Такой прогноз сделал вице-премьер Аркадий Дворкович, а некоторые эксперты считают, что подорожание будет больше. При этом цены на нефть упали ниже 50 долларов за баррель, то есть топливо должно дешеветь.
![](https://resizer.mail.ru/p/ac07f6bf-9dc8-50cf-8fd8-f6160634643f/AQABQQFhKl9oqt16z3qsL15ZcvdhzlYy5NISpgniSIzz1wca5l8gCMDsMH5ajHGdRkfeYinL8mH7KZtj24SjmpngZRk.jpg)
Лишь на 40 процентов стоимость бензина определяется ценой нефти, поясняет «Российская газета» со ссылкой на начальника Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александра Курдина. Далее, в цене Аи-92 на производство приходится 10 процентов, на прибыль производителей — около 5 процентов, и почти 15 процентов «съедает» торговая надбавка.
Наконец, при прежней налоговой конструкции примерно 30 процентов уходило на НДС и акцизы. Из этого расклада следует, что раз нефть в последние полгода сократилась в цене в два раза, бензин должен подешеветь процентов на 20. Но оказывается, всё гораздо сложнее.
Рыночные механизмы таковы, что внутренняя цена нефти в России должна быть примерно равна мировой за вычетом экспортной пошлины. А та, в свою очередь, пропорциональна мировой цене на нефть. Но при резких колебаниях нефтяных цен ситуация усложняется: пошлина корректируется не моментально, а с отставанием. Вдобавок при скачках нефти теряет стабильность и курс рубля.
До конца 2014 года курс рубля и цена на нефть более или менее равномерно шли «в противофазе», и мировая цена на нефть в рублях оставалась стабильной — на уровне 3600 рублей за баррель, что в январе, что в ноябре 2014 года. Не менялась и ставка экспортной пошлины. В декабре мировая цена на нефть в рублях снизилась на 3-4 процента, а «запаздывающая» пошлина, напротив, чуть возросла.
Соответственно, внутренняя цена нефти должна была снизиться — и в это время было зафиксировано некоторое снижение цены на бензин. Но в начале 2015 года ситуация изменилась: вступил в силу «налоговый маневр», который несколько «сдвигает» предыдущую арифметику. Ставка экспортной пошлины снизилась с 59 до 42 процентов, соответственно, уменьшилась и ее удельная сумма — сразу на треть.
Поэтому, даже несмотря на существенное снижение мировой цены на нефть в рублях, расчетная внутренняя цена нефти должна возрасти, что ведет к удорожанию топлива в стране, отмечает Александр Курдин. Но вместе с этим снижаются акцизы на бензин — на евро-5 менее чем на 5 процентов, на евро-4 — более чем на 20 процентов, и это в свою очередь играет в пользу снижения цен.
В итоге сейчас мы имеем в целом стабильные цены на бензин. Правда, причиной этому может быть не столько взаимная компенсация всех факторов, сколько нежелательность для компаний резко менять цены.