В этом году цены на бензин вырастут на 10 процентов. Такой прогноз сделал вице-премьер Аркадий Дворкович, а некоторые эксперты считают, что подорожание будет больше. При этом цены на нефть упали ниже 50 долларов за баррель, то есть топливо должно дешеветь.
Лишь на 40 процентов стоимость бензина определяется ценой нефти, поясняет «Российская газета» со ссылкой на начальника Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александра Курдина. Далее, в цене Аи-92 на производство приходится 10 процентов, на прибыль производителей — около 5 процентов, и почти 15 процентов «съедает» торговая надбавка.
Наконец, при прежней налоговой конструкции примерно 30 процентов уходило на НДС и акцизы. Из этого расклада следует, что раз нефть в последние полгода сократилась в цене в два раза, бензин должен подешеветь процентов на 20. Но оказывается, всё гораздо сложнее.
Рыночные механизмы таковы, что внутренняя цена нефти в России должна быть примерно равна мировой за вычетом экспортной пошлины. А та, в свою очередь, пропорциональна мировой цене на нефть. Но при резких колебаниях нефтяных цен ситуация усложняется: пошлина корректируется не моментально, а с отставанием. Вдобавок при скачках нефти теряет стабильность и курс рубля.
До конца 2014 года курс рубля и цена на нефть более или менее равномерно шли «в противофазе», и мировая цена на нефть в рублях оставалась стабильной — на уровне 3600 рублей за баррель, что в январе, что в ноябре 2014 года. Не менялась и ставка экспортной пошлины. В декабре мировая цена на нефть в рублях снизилась на 3-4 процента, а «запаздывающая» пошлина, напротив, чуть возросла.
Соответственно, внутренняя цена нефти должна была снизиться — и в это время было зафиксировано некоторое снижение цены на бензин. Но в начале 2015 года ситуация изменилась: вступил в силу «налоговый маневр», который несколько «сдвигает» предыдущую арифметику. Ставка экспортной пошлины снизилась с 59 до 42 процентов, соответственно, уменьшилась и ее удельная сумма — сразу на треть.
Поэтому, даже несмотря на существенное снижение мировой цены на нефть в рублях, расчетная внутренняя цена нефти должна возрасти, что ведет к удорожанию топлива в стране, отмечает Александр Курдин. Но вместе с этим снижаются акцизы на бензин — на евро-5 менее чем на 5 процентов, на евро-4 — более чем на 20 процентов, и это в свою очередь играет в пользу снижения цен.
В итоге сейчас мы имеем в целом стабильные цены на бензин. Правда, причиной этому может быть не столько взаимная компенсация всех факторов, сколько нежелательность для компаний резко менять цены.