«Дакар 2015»: кто станет первым?

Несмотря на то, что «Дакар 2015» близится к финишу, нагрузка и сложность спецучастков не снижается. Организаторы постоянно меняют трассы, а решение поставленных ими навигационных и пилотажных задач посильно лишь истинным марафонцам

«КАМАЗ-мастер» больше не лидирует на этапах, но в генеральной классификации россияне уверенно держатся в первой тройке.

content image for: 53620

Трехмерная узкая трасса в стиле классического ралли WRC с широкими поворотами, петляющая в зелени аргентинских серпантинов, привела караван гонки из Сальты в Термас-де-Рио-Хондо. Организаторы вновь сделали раздельными спецучастки для мотоциклистов и автомобилистов, а грузовики стартовали вместе с джипами.

В целом одиннадцатый этап «Дакара» для команды «КАМАЗ-мастер» сложился удачно, даже несмотря на то, что конкурентам за итоговые третье и пятое места Алешу Лопрайсу и Хансу Стейси удалось немного приблизиться к Андрею Каргинову и Дмитрию Сотникову. Российские спортсмены явно прониклись тренерской установкой «довезти» первые три места в генеральной классификации до финиша Дакара в Буэнос-Айресе. Первым на этапе финишировал Ханс Стейси, вторым Жерар Де Рой, третьим стал Эдуард Николаев.

Эдуард Николаев, «КАМАЗ-мастер»: «Мне нравятся такие этапы. Очень быстрый раллийный доп. На поворотах можно «распустить» машину, проходить их в заносе. Сегодня в выигрыше были те, кто позднее гасил скорость перед поворотом и раньше начинал набирать скорость после него. «Моторная» гонка. Старт был смешанным, поэтому часто приходилось пропускать нагонявшие нас джипы, которые на такой трассе едут, естественно, быстрее».

content image for: 53620

Горячность приводит к неудачам, как это произошло с одним из лидеров гонки в зачете внедорожников — Язидом Аль-Раджи. Накануне пилот из Саудовской Аравии, занимавший третье место в общем зачете, перегрел мотор и не смог выйти на старт этапа, так как проблему не устранили. В лидирующей группе расположились Нассер Аль-Аттия, Жениель Де Виллье и Кшиштоф Холовчиц, занявший место сошедшего Аль-Раджи. Российская команда «ПЭК» с экипажем Евгения Фирсова/Вадима Филатова отлично проявила себя на техничной трассе, показав 20-е время!

Евгений Фирсов, «ПЭК»: «Сегодня мы поставили себе задачу въехать в двадцатку. Впринципе выполнили, финишировали 20-ми. По ходу шли 16-ми, но во второй половине не могли обойти багги Ронана Шабо. Он шустрый парень, но сегодня он нас чуть тормозил. Спецучасток красивейший, раллийный, извилистый, заходы в повороты. Героем дня стал Бенедиктас Ванагас — четвертое место с одной полноценно работающей рукой и на такой же машине, как наша. Респект большой ему. Васильев молодец, поднимается, уже и до призов недалеко. Максималка у нас была 177 км/ч, больше не выжали. Отработали спецучасток очень хорошо, комбинезон весь мокрый насквозь, но моральное удовольствие самое большое за всю гонку».

content image for: 53620

Под занавес Дакара погодные условия стали просто невыносимыми. Бивуак расположился в городке Термас-де-Рио-Хондо, известном своими термальными лечебными источниками и трассой Чемпионата мира по мотогонкам. Термометр, установленный на автомобиле технической помощи Николая Страхова, показывал 42 градуса жары. Ветра практически не было. Усталость, накопившаяся у участников ралли, усугублялась жарой. Сложно не только спортсменам, но и каравану сопровождения самого опасного ралли-марафона в мире, уже изрядно поредевшему. Ведь фактически, если не брать в расчет боевые спецучастки, все машины сопровождения проезжают и преодолевают такие же сложности, что и «боевые» автомобили. Впрочем, так называемых «чистых», то есть неподготовленных машин сопровождения, нет даже в «гарнире». Для UAZ Patriot это означало почти 5000 метров высоты на серпантинах на пути через Анды, где, нужно сказать, двигателю, равно как и экипажу, заметно не хватало кислорода — многочасовые взятия перевалов на второй передаче под возмущенные 4000 об/мин на тахометре стали вполне будничным мероприятием, к счастью, никак не отразившемся на здоровье и самочувствии ульяновского покорителя Южноамериканского континента.

content image for: 53620

Зато Чили и город Икике оставили на «Патриоте» боевые отметки. Никаких дорожных или прочих инцидентов не случилось, все гораздо прозаичнее. Буквально на несколько минут оставленный без присмотра автомобиль мгновенно лишился дорогих стальных ящиков, вполне мирно проехавших всю Европу и половину Южноамериканского континента на верхнем багажнике. «Работники ножа и топора» из Чили не придумали ничего лучшего, чем использование дверных ручек в качестве лестницы для задуманного злодеяния, так что автомобиль лишился еще и передних дверных ручек и накладки на заднюю дверную ручку. Впрочем, куда тревожнее, что машина также полностью лишилась всех запасных частей, которые находились в тех самых украденных ящиках, начиная от тормозных колодок и заканчивая натяжными роликами навесного ремня. Таким образом, тест Patriot становится еще более бескомпромиссным, — в случае, если потребуется даже минимальное сервисное вмешательство, запчастей просто нет...

content image for: 53620

Тем не менее, на текущий момент машина прошла уже более 11 000 километров. И, если не брать в расчет умершую левую форсунку обмыва лобового стекла вкупе с переставшим работать на 5000-й высоте звуковым сигналом, кстати, ожившем на равнине, то никаких проблем нет. Автомобиль уверенно движется в сторону столицы Аргентины, где его, равно как и изрядно поредевший пелетон гонки, ждет финиш.

На двенадцатом по счету этапе «Дакара» большая часть километров пришлась на лиазоны — 248 км до старта спецучастка и 478 км от финиша спецучастка до бивуака в Росарио. Зачетная дистанция включала 298 км. Участники на этот длинный день выбирали совершенно разные тактики. Лидеры, как Нассер Аль-Аттия и Жениель Де Виллье не рисковали, преодолев этап в среднем темпе. Но были и попытки атак. Россияне Владимир Васильев с Константином Жильцовым закончили день вторыми на этапе и смогли отыграть одну позицию, поднявшись в абсолюте на пятую строчку. Лидером этапа стал Орландо Терранова.

content image for: 53620

Команда «ПЭК» с экипажем Евгения Фирсова/Вадима Филатова оказалась на финише лишь с 41-м результатом. Большую часть дистанции россияне шли в двадцатке, но на последних 30 км перед финишем потеряли время, вылетев с трассы.

Евгений Фирсов, «ПЭК»: «Этап был очень сложный по нагрузке — сильная пыль, постоянные повороты, динамика. Обгонять в пыли практически невозможно, сложно было даже приблизиться к соперникам. Несмотря на потерю времени перед финишем, по эмоциям — только позитив. Впереди финиш марафона, поэтому тактика на заключительный день — проехать надежно, без риска».

content image for: 53620

В зачет грузовиков предпоследний день «Дакара 2015» не внес существенных изменений. Победителем этапа Термас-де-Рио-Хондо — Росарио стал голландец Ханс Стейси (Iveco), вторым финишировал Марсель Ван Влит, третьим — Жерар Де Рой. Лучший из россиян Дмитрий Сотников был четвертым (+1 мин 09 сек), Айрат Мардеев — пятый (+1 мин 15 сек), Андрей Каргинов — шестой (+2 мин 11 сек), Эдуард Николаев — восьмой (+2 мин 47 сек). Больше всего болельщиков, пожалуй, интересовала пара Стейси-Сотников, ведь между ними идет ожесточенная борьба за пятое место. По результатам дня Ханс Стейси сумел уменьшить отставание от россиянина до 7 минут. Зная характер и пилотажное мастерство Стейси понятно, что Дмитрию на последнем СУ длиной 174 километров будет очень нелегко сдерживать натиск голландца.

Более уверенно должен себя чувствовать Андрей Каргинов. Чешский пилот Алеш Лопрайс был полон решимости побороться с ним за третье место в гонке, но что-то на трассе помешало ему сократить отставание от Каргинова. По свидетельствам очевидцев Лопрайс потерял время из-за остановки по причине прокола колеса.

Светлана Парфенова

Светлана Парфенова