Страховщиков озолотят украинцы и белорусы

С сентября в Россию не попадет ни одна иностранная машина, чей водитель не застраховал свою гражданскую ответственность на границе. Об этом заявил начальник главного управления организации таможенного контроля ГТК Анатолий Галактионов. Как выяснила «Газета.Ru», полис для украинцев и белорусов обойдется в разы дороже, чем страховка россиян на территории этих государств.
content image for: 5357
В законе об обязательном страховании автогражданской ответственности, который вступает в силу с 1 июля, чётко прописано, что любое физическое или юридическое лицо при пересечении российской границы обязано предъявить полис обязательного страхования, оформленный российской страховой компанией.

Если государство дает своим гражданам полгода на то, чтобы застраховаться – штрафовать водителей начнут с 1 января следующего года, то таможня – всего два месяца. Очевидно, что по объективным причинам многие автовладельцы и автоперевозчики не успеют обзавестись полисом до 1 июля. В связи с этим таможня (а именно ей в обязанность вменен страховой контроль на границе) на ближайшие два месяца вводит упрощённый порядок надзора за выполнением автовладельцами требований закона. На практике это будет выглядеть следующим образом. При въезде в Россию таможенники попросят вас предъявить полис. Причем не важно, являетесь ли вы иностранцем или ввозите машину из-за рубежа, будучи гражданином России. Если полиса у вас нет, в таможенную декларацию (для иностранцев – в удостоверении временного ввоза автомобиля) ставится специальная отметка, которая означает вашу обязанность застраховаться. Ориентировочно, упрощенный режим продлится до конца лета. Как заявляют таможенники, связано это со многими факторами, но в основном с неготовностью страховых компаний. На пограничные пропускные пункты уже отправлены образцы бланков и списки лицензированных страховщиков. Однако работу по продаже полисов на границе удастся организовать не ранее чем через месяц. Зато с сентября без страхового полиса и соответствующей наклейки на лобовом стекле на территорию России попасть будет нельзя. Россиянам еще повезло – сумма их взноса в пользу страховой компании будет рассчитываться с учетом регионального (по месту проживания) и возрастного коэффициентов.

С иностранцев же, по решению нашего правительства, будут драть три шкуры. Считается, что каждый из них поедет в Москву (коэффициент – два), а возрастом он меньше 22 лет при стаже меньше двух лет. Даже если за рулем будет седовласый дядечка, который последние 50 лет своей жизни только и крутил баранку. И даже если едет он к родственникам в ближайшую приграничную деревню, от которой до Москвы сотни или тысячи километров. Итак, для иностранного автовладельца 15-дневный полис (а на меньший срок его просто не дадут) обойдется в 515–1957 рублей, или 15–56 евро. Точная сумма зависит от мощности двигателя. Это сопоставимо со стоимостью гринкарты, которую приобретает россиянин при поездке в Европу (она действует практически во всех странах континента). Только там покрытие безлимитное (или с огромным лимитом – 1 млн евро), а в России ограничено 400 тысячами рублей – примерно 11,5 тысячи евро. Из них по ущербу «железу» выплатят не более 4,5 тысячи евро. Россияне же, которые едут в сопредельные государства, и вовсе платят по минимуму. Например, 15-дневная страховка в Белоруссии (покрытие 5 тысяч евро по здоровью и 5 тысяч евро по материальному ущербу) обойдется нашему гражданину всего в 5 евро. Чуть поменьше – 4 евро – стоит подобная страховка в Казахстане. На Украине тариф, как и в России, зависит от мощности двигателя, но все равно – за 15 дней больше 2 евро наш соотечественник не заплатит.

Получается, что водитель обычных «Жигулей» с Украины заплатит в России в 30 раз больше (1030 рублей или 30 евро), чем такой же российский водитель «Жигулей» на Украине. Это может привести к тому, что власти сопредельных с нами государств примут адекватные меры. По политическим мотивам они могут либо призвать российское правительство снизить стоимость страховки, либо поднять цену в своем регионе. Персонально для граждан России. Кроме того, на Украине штрафа за езду без страховки просто не существует. А, значит, страхование там условно обязательно. Сразу после пересечения границы стоит агент одной из компаний, который предлагает (но не навязывает) полис. Также не навязывают полис в Белоруссии, правда, штраф там составляет $200. Отечественные же таможенники заверяют: с сентября ни одна машина без страховки границу не пересечет. А, может, пересечет за определенную сумму денег в карман таможеннику? Ситуация резко изменится, когда Россия станет членом бюро «Зеленой карты». И проданный в Белоруссии или в Литве полис будет действителен и на территории нашей страны. Но случится это лет через пять. А пока же ничего хорошего иностранных водителей в России не ждет.