Дакар 2015: марафонские этапы пройдены

Для участников Дакара на джипах и грузовиках впервые с 2005 года были организованы марафонские этапы, когда спортсмены ночуют на специальном бивуаке, где ремонтом и обслуживанием машины может заниматься только сам экипаж, без помощи команды

Эти два дня внесли свои корректировки в ход соревнования: произошло несколько серьезных аварий и поломок, которые стали роковыми, так как техническая поддержка осталась в Икике.

content image for: 53514

Старт седьмого этапа Дакара (Икике — Марафонский бивуак) был назначен на 11:35 утра 10 января, выезд с бивуака в 9:00. Ремонт автомобиля Андрея Каргинова, пострадавшего накануне в результате опрокидывания в песчаном каньоне, был закончен впритык к этому времени. Экипаж уже сидел в машине, когда механики закрутили последние гайки: работали более 14 часов! К рассвету механики валились с ног от усталости, ведь попутно они успели обслужить еще и машины Эдуарда Николаева, Дмитрия Сотникова и Айрата Мардеева.

content image for: 53514

Участников грузовой категории на их 335-километровом марафонском этапе ждал маршрут спецучастка, разработанный специально для них. На трассе мастерство продемонстрировали пилоты и штурманы. А на долгожданном бивуаке ключевыми игроками марафонского этапа стали бортовые механики. Но экипажу Эдуарда Николаева пришлось приступить к ремонту автомобиля уже на самом СУ: они потеряли более часа из-за поломки турбокомпрессора и его замены. По полчаса потеряли на трассе Ханс Стейси и Мартин Коломы. Победу на этапе праздновал Алеш Лопрайс, сделавший сам себе своеобразный подарок в день рождения. Вторым финишировал Жерар Де Рой, третьим — Андрей Каргинов.

Для нашего экипажа Евгения Фирсова/Вадима Филатова («ПЭК»), стартовавшего с 46-й позиции, спецучасток сложился очень хорошо, и уже после первой сотни километров ToyotaHilux #374 вырвался на 25-е место, а на финише экипаж показал 22-й результат. Старт спецучастка был дан на точке высотой 3500 метров, и далее на протяжении всего допа гонщики поднимались еще выше. Максимальной высотой была зафиксирована отметка в 3900 метров! Особенно опасной стала вторая часть дистанции, порядка 150 км, когда участники попали под сильнейший ливень, сопровождаемый снегом и даже градом. Учитывая, что на этом отрезке трасса пролегала по реке, уровень воды в которой мгновенно повысился до опасных пределов, экипажи прошли настоящее испытание.

content image for: 53514

Евгений Фирсов, «ПЭК»: «Мы в восторге от Боливии, от болельщиков. Спецучасток скоростной, очень коварный. Первая сотня быстрая, но было очень опасное место, прописанное в роуд-буке. «Яма 2» — размером с котлован. Туда две машины улетели, одна даже сгорела. Середина трассы — еще 150 км мы шли по реке, где попали в сильный ливень. Машина местами уходила под воду по капот, и мы невольно вспоминали историю Новицкого/Жильцова, когда их машину унесло рекой. К счастью, мы все проехали хорошо, без проблем. На финише было что-то невероятное — подиум и красочное шоу. Тысячи болельщиков. Перед подиумом нам какая-то бабулька воткнула флаг прямо в окошечко маленькое с моей стороны, так что мы уже поднялись на подиум с боливийским флагом. На бивуаке проверили машину, с колесами все ок, все целы, но подгорело сцепление, видимо еще в предыдущие дни. Высокогорье на этапе даже не ощущали, а когда вышли из машины уже на бивуаке, то почувствовали. Немного пошатывает, штормит, все движения даются труднее, колеса тяжелее кажутся».

content image for: 53514

Но не только гонщики испытывают трудности на Дакаре, но и журналисты, и сопровождение. Ключевую роль играет надежность техники. Российский УАЗ прекрасно проявляет себя на трассах Аргентины и Чили. Вопреки мрачным прогнозам скептиков, UAZ Patriot стоически переносит все тяготы Дакара: температура воздуха на 6-й день пути бескомпромиссно доползла до отметки +49С! Что, впрочем, никак не отразилось на автомобиле: системы кондиционирования и охлаждения двигателя отработали в штатном режиме. Пробег на текущий момент около 8000 километров, технических проблем нет, средний расход топлива составляет около 13л/100 км пути, что вполне приемлемо, с учетом четырех экспедиционных ящиков на крыше и нестандартных покрышек.

Между седьмым и восьмым этапами Дакара спортсмены ночевали на специальном изолированном бивуаке, где обслуживание машин было разрешено только членам спортивных экипажей. Допуск механиков команды, а также доставка запасных частей и топлива категорически запрещались. Участники, оказавшиеся в этот день в роли полноценных механиков, должны были подготовить машину ко второму дню марафона, еще более сложному как по дистанции, так и по трассе.

content image for: 53514

В итоге из-за неблагоприятных погодных условий (накануне прошел ливень со снегом), трассу модифицировали, сократив дистанцию. Тем не менее, главную «изюминку» этапа — старт и 100 км трассы по солончаковому озеру Уюни — сохранили полностью. На старте собрались тысячи болельщиков, которые в «живом» коридоре провожали гонщиков. Старт был дан по пять машин, и экипаж команды «ПЭК» стартовал в пятой пятерке вместе с сильными пилотами Сирилем Депре, Федерико Виллагра и др. Скоростной солончак преодолели очень быстро, и дальше канал гонки увели в горы. Во второй секции появились пески, а финишный отрезок трассы проходил по красивейшему крутому спуску к бивуаку в Икике. Евгений Фирсов и Вадим Филатов финишировали 34-ми.

Евгений Фирсов, «ПЭК»: «Мы успешно преодолели этап-марафон, и сегодня Боливия вновь удивила нас своей красотой и приемом. Организаторы дали масс-старт на огромном солончаковом озере Уюни. Это было потрясающе красиво, и первую сотню километров мы проехали «газ в пол» по этим бескрайним солончаковым просторам. Накануне у нас были подозрения на неисправность сцепления, поэтому мы ехали более осторожно, чтобы не потерять его окончательно. К сожалению, в одном месте, в пыли налетели на камень и загнули задний мост. Задача была добраться до финиша, и когда мы подъехали к дюнам, то спустили давление в шинах до единицы и все проехали. Хочу выразить благодарность моему штурману, Вадиму Филатову, за то, что мы все дюны проехали очень грамотно, выбирая проходы, а не беря их в лоб и застревая на гребнях, как многие участники. Все точки взяли и финишировали. Теперь будем отдыхать. А вот механикам привезли много работы».

content image for: 53514

Тройка лидеров зачета внедорожников по итогам этапа-марафона не изменилась. Дуэт Нассера Аль-Аттия/МатьеБомеля на Mini продолжает лидировать, в 8,5 минутах следом Жениель Де Виллье в паре с Дирком Вон Зицевиц за рулем ToyotaHilux, а на третьей строчке, в 18,5 минутах от лидера, закрепился пилот из Саудовской Аравии Язид Аль-Раджи и его опытный штурман Тимо Готтшалк на Toyota Hilux, которые блестяще выиграли восьмой этап гонки.

Что касается грузовиков, пока в генеральной классификации три камазовских экипажа — Айрата Мардеева, Андрея Каргинова и Эдуарда Николаева — возглавляют итоговую таблицу. Четвертый — чех Алеш Лопрайс. На пятой строчке еще один камазовец — Дмитрий Сотников.

Эдуард Николаев, экипаж 503: «На седьмом этапе, как только выехали из дюн на песчаном тягуне, почувствовали неполадку с двигателем. Вышли осмотреться — все патрубки двигателя сухие. Сначала трудно было понять, что проблема с турбокомпрессором. На его замену ушел один час одиннадцать минут. Досадная поломка, тем более, что ехали аккуратно, понимая: случись что — придется чинить машину на бивуаке без помощи группы ассистанс. В целом было интересно, а из замечаний хотелось бы обратить внимание организаторов, что как-то надо ограничивать движение гражданских машин по спортивной трассе, сегодня попадались десятки машин, едущих в лоб. Это очень опасно».

content image for: 53514

12 января у внедорожников и грузовиков пройдет день отдыха в Икике, где начнется подготовка ко второй решающей части ралли-марафона «Дакар2015»! Впереди еще пять этапов и 3500 километров пути, 1800 из которых приходится на скоростные участки.

Светлана Парфенова

Светлана Парфенова