Ни для кого не секрет, что в обычных российских автошколах учат только сдавать экзамен в ГИБДД, а многие инструкторы сами не в состоянии справиться с машиной в критической ситуации, поэтому ежегодно на дороги выезжают тысячи неподготовленных водителей. Летом они ещё худо-бедно добираются до пунктов назначения, но зима приносит трудности — покрытие становится скользким, автомобиль хуже управляется, увеличивается тормозной путь. А в снегопады многие и вовсе впадают в ступор. Как же научиться ездить зимой и где это безопасно делать? В Москве есть немало школ повышения водительского мастерства.
Такие школы делятся на два типа — привязанные к конкретному автопроизводителю и независимые. Преимущество первых в том, что ученику предоставляется машина, поэтому ему нет необходимости использовать личную. К тому же, для занятий на льду лучше, когда она обута в шипованные шины, но не все используют такие покрышки. Однако бывает, что водителю хочется заниматься именно на своём автомобиле, чтобы привыкнуть к его поведению. В таком случае лучше обратиться в независимую школу, в которых доступны ещё и индивидуальные уроки. Но обо всём по порядку.
Audi quattro camp
Вебсайт: http://www.audi.ru/ru/brand/ru/russia/audi-quattro-camp.html
Расположение: Московская область, Яхрома и Ханты-Мансийск
Дилеры Audi предлагают курсы на полигоне Audi quattro camp в подмосковной Яхроме. Причём для покупателей новых Audi они бесплатны! Базовая программа называется Quattro experience, но назвать её полноценным обучением нельзя — в трёхчасовой формат уместилась теоретическая часть плюс набор упражнений, во время выполнения которых ученики знакомятся с поведением полноприводных автомобилей Audi Audi Q5, A6, S4, S5 и RS Q3. Единственное ограничение — стаж вождения должен быть не менее одного года.
Задача курса «Мастер» — поставить водителю правильные навыки безопасной езды. Занятия проводятся на тех же автомобилях, но продолжительность увеличена до 6 часов, а сопровождающие и дети в машины уже не допускаются. Следующая ступень — «Эксперт». Для допуска нужно закончить курс «Мастер», но если свежеиспечённый владелец полноприводной Audi (от A6 или S3) его не проходил, то он получит приглашения на обе программы. Занятия проходят на более высоких скоростях, а упражнения становятся сложнее. Кроме того, из 8-часового тренинга исключаются кроссоверы. На вершине — курс «Профи». 10 часов и только Audi S4 и S5.
А тем, кто действительно хочет закрепить полученные навыки и готов потратить на это несколько дней и приличную сумму денег, предлагается программа «Четыре дня с Quattro». В сезоне-2015 она проводится с января по март в Ханты-Мансийске. Под руководством харизматичного Евгения Васина, заслуженного мастера спорта и обладателя Кубка Европы по ралли, с утра до ночи придётся утюжить длинные и скоростные трассы на льду замёрзшего озера, а также выполнять множество сложных упражнений. В отличие от предыдущих курсов, в Югру может поехать любой желающий, готовый расстаться со 160 тысячами рублей (без учёта авиаперелёта).
BMW Driving Experience
Вебсайт: http://www.bmw.ru/ru/ru/insights/driving_experience/drivertraining/trainings/introduction.html
Расположение: Московская область, Курово (территория горнолыжного комплекса «Сорочаны»)
Центр водительского мастерства BMW Driving Experience может похвастать широкой линейкой зимних курсов. Новичкам рекомендуется курс «Базовый», рассчитанный на один день (5 часов), который, как следует из названия, должен дать начальные навыки. Стоит он 12 тысяч рублей. Следующая ступень — курс «Основной». В нём больше внимания уделяется поведению автомобиля на снегу и льду. Дальше — курс «Скоростной», где упражнения становятся сложнее и выполняются на более высоких скоростях, в том числе, и в управляемом скольжении. Причём в этих программах используются как заднеприводные, так и полноприводные BMW. Каждый из них стоит по 23 тысячи, но можно сэкономить, записавшись на курс «Интенсивный» — он объединяет в себе «Основной» и «Скоростной», а за двухдневный тренинг надо будет заплатить 35 тысяч рублей.
Особняком стоит программа «Дрифт». Как несложно понять, всё внимание будет уделено контролируемому заносу автомобиля. Рассчитана она на 4 часа (из которых час уйдёт на теорию) и облегчит кошелёк на 14 тысяч рублей. Кстати, все перечисленные курсы можно пройти за рулём 555-сильных BMW X5 M и X6 M, но стоимость обучения прилично возрастёт: «Основной» потянет на 29 тысяч, «Скоростной» — на 36 тысяч, «Интенсивный» — на 55, а за «Дрифт» придётся отдать 23 тысячи рублей.
Mini Driving Experience
Вебсайт: www.mini.ru/driving_experience/index.html
Расположение: Московская область, Курово (территория горнолыжного комплекса «Сорочаны»)
Точно там же и по тем же принципам организована работа Центра водительского мастерства Mini Driving Experience. Пятичасовой курс «Базовый» за 12 тысяч рублей — первая ступень. Далее следуют однодневные «Основной» и «Скоростной» (по 23 тысячи рублей), которые можно объединить, записавшись на тренинг «Интенсивный» за 35 тысяч. Их структура соответствует вышеописанным программам BMW Driving Experience.
Любопытно, что и Mini Driving Experience предлагает курс «Дрифт»! Но, конечно, переднеприводные модели для этого не используют — только Кантримены с трансмиссией ALL4. Четырёхчасовая программа обойдётся в 14 тысяч рублей.
Академия вождения «Мерседес-Бенц»
Вебсайт: http://da.mercedes-benz.ru/
Расположение: Московская область, Старая Купавна, полигон ФСО
Собственная школа повышения водительского мастерства есть и у Mercedes-Benz. Курсы проводятся на полигоне ФСО, а программа включает в себя несколько однодневных тренингов. Автомобили одинаковые для любого из них — это задне- и полноприводные Мерседесы C, E, CLS, S, SL, SLK, кроссоверы ML, GLK и GL и даже внедорожник G-класса!
Разумеется, есть и чёткая иерархия: «Базовый» курс даёт представление о физике движения машины по скользкому покрытию и является основой для дальнейших программ. В «продвинутом» тренинге увеличивается скорость, а сами упражнения становятся сложнее. А в «Профи» особое внимание уделяется управлению автомобилем в скольжениях, многие элементы выполняются с отключенной системой ESP. Любая из программ обойдётся в 18 тысяч рублей.
Jaguar Experience
Вебсайт: http://www.jaguarex.ru/
Расположение площадки: Москва, Мневники
Школа водительского мастерства Jaguar Experience стоит особняком — тут можно проходить обучение и на личном автомобиле, но только в том случае, если это Jaguar. А общее для всех правило — прохождение курса «Ознакомительный». Длится он 3 часа, из которых 40 минут уделено теории, а в остальное время ученики знакомятся с возможностями Ягуаров. Стоит такая программа 15 тысяч рублей, либо 10 тысяч на своей машине. Но дилер может компенсировать затраты, выдав ваучер при покупке нового Ягуара или потенциальному владельцу.
Следующая ступень — это «Зимний курс». Программа рассчитана на 2 дня по 4 часа, изучаются особенности управления на скользких покрытиях: разгоны, торможения, экстренные манёвры, приёмы стабилизации автомобиля. Стоит она 40 тысяч рублей (на своём Ягуаре — 30 тысяч рублей). Есть и возможность индивидуального обучения (плюс 10 тысяч рублей к цене). И, наконец, «Зимний специальный курс». Длительность увеличивается до 12 часов (2 дня по 6 часов), упражнения выполняются на более высокой скорости, плюс активно используется техника управляемого заноса. Стоимость составляет 50 тысяч рублей (на своей машине — 40 тысяч, индивидуально — 60 тысяч).
В независимых школах водительского мастерства занятия проводятся, как правило, на автомобилях учеников. В этом есть свои плюсы — вы привыкаете к поведению автомобиля, на котором ездите каждый день. К тому же, зимой практически нет нагрузки на подвеску, шины и тормоза, так как коэффициент сцепления с покрытием невысок. Но надо понимать, что на машинах с неотключаемой системой стабилизации овладеть умением управлять ей в заносе не получится. Однако и в таких тренировках есть смысл — срабатывание «стабилизации» или «противобуксовки» указывает на достижение предела сцепных свойств шин, что также является сигналом, позволяющим прогнозировать поведение автомобиля. Да, можно отключить её варварским способом, вытащив соответствующий предохранитель. Но тогда будьте готовы, что перестанет работать ещё и ABS, а в некоторых случаях и усилитель рулевого управления.
Центр высшего водительского мастерства профессора Э.С. Цыганкова
Вебсайт: http://www.cvvm.ru/
Расположение площадки: Москва, Мневники
Центр высшего водительского мастерства (ЦВВМ), основанный профессором и заслуженным тренером Эрнестом Сергеевичем Цыганковым — пожалуй, один из самых известных мест подготовки водителей не только в Москве, но и в России (он имеет 21 филиал в 18 городах). Зимний курс предлагается один (управление автомобилем в критических ситуациях), но он достаточно ёмкий — на занятия отводится 15 часов, разделённых на 5 будних дней.
Первые 3 часа отведены на теорию, затем учеников ждут трёхчасовые занятия на автодроме в Мневниках со вторника по пятницу, во время которых они освоят экстренное торможение, приёмы управления на скользкой дороге и стабилизации автомобиля. Стоимость такого курса составляет 15 600 рублей, но машину ЦВВМ не предоставляет. К тому же, сначала надо пройти пятидневный микроцикл «Начальная контраварийная подготовка» за 7 200 рублей — туда входит теоретическая часть и работа на тренажёрах.
МастерКласс
Вебсайт: http://www.m-class.ru/
Расположение площадки: Москва, Мневники
После того, как на Ходынском поле построили торговый центр, а вместо интересного комплекса в Тушино появился очередной стадион, в Москве осталась лишь одна приличных размеров площадка, пригодная для занятий школ контраварийного вождения. Там же проводит свои курсы и центр МастерКласс, который предлагает три зимних программы. Впрочем, начинается всё с отработки скоростной техники руления за 1900 рублей (в составе группы) или за 5900 рублей индивидуально.
Дальше — три блока уже на площадке: «Основные навыки стабилизации зимой», «Изучение нестабильных режимов движения» и «Скольжения и вращения автомобиля». Первый учит, как не допускать сноса или заноса автомобиля, затем инструкторы переходят к обучению движения в этих режимах, а финальная часть полностью посвящена скольжениям. Каждый блок рассчитан на 2,5-3 часа и стоит 6900 рублей (в составе группы) или 11 900 рублей (индивидуально). Есть и специальная программа «Дрифт» — на своём автомобиле она обойдётся в 6 тысяч рублей, а при использовании школьного Lexus IS 300 сумма возрастёт до 12 500 рублей.
АСпорт
Вебсайт: http://www.safetydriving.ru
Расположение площадки: Москва, Мневники
Автомобильная Академия «АСпорт» предлагает только ёмкие продолжительные курсы. Начальная подготовка рассчитана минимум на 10 часов (5 занятий по 2 часа) и, в основном, включает в себя основы безопасного движения в городе и обучение парковке. И лишь в финале ученик познакомится со скольжениями и способами стабилизации машины. Эта экспресс-программа стоит 32 500 рублей (39 500 при использовании школьного автомобиля), а расширенная 20-часовая версия обойдётся ровно вдвое дороже.
Похожая зависимость сохраняется и при заказе программы для опытных водителей — она уже включает в себя только упражнения на полигоне. Торможение на дуге, экстренные манёвры, скольжения автомобиля — всё это можно изучить за 6 часов в рамках экспресс-варианта (21 500 рублей на своей машине, 26 300 рублей — на школьном Ford Focus), либо выбрать полноценный 10-часовой курс за 36 500 рублей (на Фокусе — 44 700 рублей). Есть и спортивная подготовка — каждое занятие (2 часа) обойдётся в 8 500 рублей (или 10 500 рублей за рулём Фокуса).
Гоночная Академия Антона Захарова
Вебсайт: http://azdrive.ru/
Расположение площадки: Москва, Мневники
Гоночная академия чемпиона России по ралли и призёра этапов по кольцевым гонкам Антона Захарова предлагает две программы подготовки водителей. Начинается всё с теоретической части и работы на тренажёре — ученикам расскажут о правильной посадке за рулём, технике руления, особенностях компоновки автомобилей, физике движения и прочих основах, без которых немыслимо безопасное управление. Четыре занятия по 2,5 часа обойдутся в 5 990 рублей.
Практические занятия проводятся на том же автодроме в Мневниках — курс рассчитан на 15 часов (5 дней по 3 часа) и обойдётся в 16 990 рублей при использовании личной машины. Но у школы есть парк собственных автомобилей, которые можно арендовать — Renault Logan, Mini Cooper, Peugeot 407 и Subaru Impreza WRX. Предлагаются и занятия в мини-группах по 2 человека — каждое обойдётся в 6 990 рублей. Три урока будут стоить 19 990 рублей, а сэкономить получится только при заказе шести занятий за 37 990 рублей.
Академия водительского мастерства Sport & Safety
Вебсайт: http://www.sport-safety.ru/
Расположение площадки: Москва, Мневники
Школа Sport & Safety, напротив, предлагает только индивидуальные занятия — никаких групп! Максимум допускается два человека, но тогда увеличивается и длительность обучения. Причём это ещё и способ сэкономить. Например, 8-часовой курс «Контраварийное вождение» на одного стоит 20 тысяч рублей (включая тренажёрную подготовку), а при занятиях вдвоём он растянется до 10 часов и будет стоить 35 500 рублей.
То же самое касается и более скоростного и сложного курса «Экстремальное вождение» — 12-часовая программа (4 часа на тренажёре, 4 занятия по 2 часа на площадке) стоит 35 200 рублей, а на двоих она обойдётся уже в 58 400 рублей за 13 часов. Кстати, если пройти тренажёрную подготовку в рамках одного из базовых курсов, то её стоимость (6 000 рублей или 8 500 рублей при занятиях вдвоём) можно вычитать.
Если у заказчика задне- или полноприводный автомобиль, то можно пройти курс «Дрифт» за 41 900 рублей, куда входит 4-часовая подготовка на тренажёре (если уже прошли, её так же можно вычесть) и 2 урока по 2,5 часа. Кроме того, предлагаются занятия на подготовленном родстере Mazda MX-5 — 1 час обойдётся в 8 тысяч рублей без учёта аренды трассы. К слову, помимо Мневников, Sport & Safety вскоре начнёт предлагать уроки на льду Пироговского водохранилища.
Экстрим Драйв
Вебсайт: http://www.extrimdrive.ru/
Расположение площадки: Москва, Мневники или Басманный район
Клуб «Экстрим драйв» предлагает водителям несколько зимних программ, которые проводятся либо в Мневниках, либо на автодроме «Металлург» в Басманном районе города Москвы. Базовый тренинг называется «Безопасность на льду» и рассчитан на 3 часа. Цель – познакомить учеников с поведением автомобиля на скользких покрытиях и приёмами его стабилизации. Стоит он 4 950 рублей. Следующая ступень – курс «Экстремальное вождение на льду», который длится непрерывным циклом в 5 дней по 3 часа. Как и во многих других школах, отличаются эти занятия более высокими скоростями и активным использованием скольжений. Цена – 19 990 рублей.
Предлагается и курс «Дрифт на льду» (2 дня по три часа, 9 900 рублей), в котором акцентируется внимание исключительно на движение в управляемом заносе. Кстати, под любую из программ можно арендовать и школьный автомобиль: переднеприводный Mitsubishi Lancer (кроме «Дрифта») или полноприводные Subaru Impreza (одна с механикой, другая с автоматом) и УАЗ Патриот. Аренда на 3-часовое занятие обойдётся в 3 900 рублей.
АМК ФСО РФ
Вебсайт: http://www.amk-fso.ru/Inc.files/training.html
Расположение площадки: Московская область, Старая Купавна, полигон ФСО
Сложная аббревиатура означает Автомобильно-мотоциклетный клуб Федеральной службы охраны. Занятия проходят на полигоне ФСО в Подмосковье (ту же площадку использует и Академия вождения «Мерседес-Бенц»). Зимняя программа включает в себя единственный курс, длительность которого зависит от типа привода автомобиля — переднеприводным отводится два дня, а на освоение заднего привода придётся потратить уже четыре.
Курс можно пройти как на своём автомобиле (стоимость для переднего привода 23 тысячи рублей, для заднего — 45 тысяч, обязательное условие — нешипованные шины), так и на машинах, предоставленных Центром обучения безопасному вождению. Причём второй вариант обойдётся даже... дешевле! Два дня за рулём Ford Focus будут стоить 22 тысячи рублей, а среди заднеприводных можно выбрать между ГАЗ-3102, Мерседесами S-Классов (W140, W220) и Е-Класса (W210). За удовольствие «подрифтить» на легендарном «140-м» нужно отдать 43 тысячи рублей.
Разумеется, за такой короткий срок научиться управлять автомобилем в любых условиях не получится – курсы школ водительского мастерства дают базовые навыки, которые нужно регулярно поддерживать и развивать. Кто-то из выпускников продолжает заниматься индивидуально или раз в несколько лет проходит обучение ещё раз, некоторые уходят в любительский автоспорт или тренируются на замёрзших озёрах или на специальных трассах. Главное – не делать это на дорогах общего пользования и не провоцировать ДТП, пытаясь удивить окружающих своими умениями. Они нужны для того, чтобы избегать критических ситуаций, а не создавать их.
Вадим Гагарин
Фотографии предоставлены школами водительского мастерства