Сезон ралли-рейдов 2015 года стартовал в декабре 2014-го

В минувшие выходные в Ульяновске состоялся первый этап Кубка России 2015 года по ралли-рейдам — гонка «Засечная черта»

В 2015 году намечено провести шесть этапов Кубка и столько же гонок Чемпионата страны по ралли-рейдам. Расписание для автоспортивных состязаний — внушительное.

content image for: 53183

В отличие от этапов чемпионата, на кубковых соревнованиях, как правило, преимущественно представлена отечественная техника. Не стал исключением и первый этап Кубка России 2015 года, баха «Засечная черта 2015». Несмотря на компактный, скоротечный формат, гонка оказалась наполнена событиями и отличилась абсолютно непредсказуемым сюжетом.

В количественном преимуществе отечественных автомобилей на этапах рейдового Кубка есть и плюсы, и минусы. В активе, прежде всего, доступность: построить гоночный «УАЗик» или «Ниву» несравнимо проще и дешевле, чем прототип категории Т1 или серийный внедорожник по требованиям Т2. Как проверку боем используют эти компактные соревнования и в команде «ГАЗ-Рейд-Спорт» — единственном пока коллективе, готовящем ралли-рейдовые «Газели».

content image for: 53183

А недостаток в том, что порой подобное соревнование может не ответить на самый интригующий болельщиков вопрос: кто сегодня был быстрее всех? Поверьте, такое бывает.

Кубок России в абсолютном зачёте разыгрывается в классах Т1 (прототипы) и Т2 (серийные автомобили). «Уазики», «Нивы», «Газели» сражаются в других категориях: национальной (N) и «Рейд-Спорт» ®. И результаты этих зачётов в общую таблицу, согласно регламентам, не сводятся. Вот и получается, что в раскладе, который сложился на «Засечной черте 2015», куда заявилось лишь три автомобиля категории Т1 (против полутора десятков участников в R и N) — итогом стали две раздельные таблицы без единой общей. И победитель «абсолюта» остался виртуальным.

content image for: 53183

В эти два морозных дня фраза «считается фаворитом соревнования» оказалась практически приговором. Ни один из тех, кого можно было так назвать, в итоге не добрался до финиша. Несколько смен лидеров, поломки и пробитые колёса — и всё это на пятикратном прохождении 50-километрового кольца по промерзшим и почти бесснежным грунтовкам Теренгульского района Ульяновской области.

content image for: 53183

В первый день гонки организаторы отмерили пролог длинной в 3,5 км. Лучшее время — за обладателем Кубка, москвичом Дмитрием Иевлевым, второе — за быстрым Сергеем Савенко. Оба выступают на прототипах T1. Успехом можно назвать третий результат Виктора Сандыбаева на «Ниве». Но он опытный и быстрый боец, так что сенсационным его хорошее выступление все-таки не стало. Несколько слабее, чем можно было рассчитывать, проехал Богдан Вавренюк на навороченном «УАЗ Cargo». Но ничего не было потеряно — своеобразная квалификация влияла только на стартовую ведомость следующего дня, а упущенные секунды по меркам ралли-рейдов — время мизерное.

content image for: 53183

Самый серьезный этап предстояло пройти гонщикам в воскресенье — почти 300 км по холмам и полям Ульяновской губернии. Мороз чуть-чуть приотпустил, зато поднялся сильный ветер.

Одним из первых фаворитов, потерпевших фиаско, оказался Богдан Вавренюк. Поломка подвески выбила его из борьбы практически сразу же. Серьезно откатился назад из-за проблем с трансмиссией Сергей Нарышкин на вечно живом «Ё-кроссовере». Иевлев потерял некоторое время из-за проблем с переговоркой, но потом бросился навёрстывать упущенное. На середине второго круга лидировал еще Савенко, а вот на третьем произошла рокировка. Иевлев восстановил лидерство, а его визави потерял изрядное количество времени из-за пробитого колеса.

content image for: 53183

Впрочем, это была еще далеко не развязка. На четвертом круге Иевлев вынужден был сложить оружие — поломка двигателя. А Савенко так и не набрал нужной скорости. К тому же лидерство в гонке перешло к тому, кто был в этот день самым быстрым в классе «R» — Сергею Щекину на Bowler Wildcat, его товарищу по команде, и Савенко теперь скорее прикрывал его, не стремясь обгонять.

В зачете «R» при этом развернулись свои драмы. Молодой столичный пилот Александр Потапов, на прологе столкнувшийся с неисправностью тяги газа на арендованном «УАЗ Симбир», прекратил борьбу уже после семи километров дистанции. На этот раз случилась поломка заднего моста, оказавшаяся столь глобальной, что автомобиль едва не отправился кувыркаться.

content image for: 53183

«Нива» Рината Шарапова, правда, и вовсе не ушла со старта, но здесь есть некоторые сомнения — а должна ли была? Дело в том, что именно старт этого экипажа обеспечил необходимый кворум в R, и не исключено, что сход был тактическим: более чем вероятно, проехать пролог Ринат заведомо не собирался. Но это только догадки.

Братья Александр и Михаил Коструковы, пилотирующие «Газели-NEXT» команды «ГАЗ-Рейд-Спорт», относятся к фаворитам зачёта R. Александр — действующий чемпион России в этом классе. И проклятие фаворитов распространилось на них в полной мере! Саша на белом Next прошел первые круги уверенно и быстро, но на третьем вынужден был остановиться на середине дистанции. Двигатель начал беспощадно гнать масло наружу.

content image for: 53183

С огромной потерей времени возобновить движение удалось, но оно было устремлено к финишному створу, без прохождения оставшихся кругов. Благо, необходимая для классификации экипажа часть дистанции была позади. Понятно, что о хорошем результате речь уже не шла.

Михаил Коструков на зеленом «Нексте» с первого круга тоже взял высокий темп, но был вынужден несколько замедлиться, возник люфт в рулевом управлении. Дефект не проявил себя явно, но точность управления ощутимо снизилась. А когда экипаж увидел ремонтирующихся на обочине товарищей по команде и понял, что теперь вся надежда только на них, гонка продолжилась в режиме «на доезд». И завершилась финишем на третьем месте в классе. Гоняться за Щекиным возможности не было, пропустить пришлось и экипаж Сергея Сухорукова на Tomcat.

content image for: 53183

В «Национальном» классе после быстрого схода Вавренюка судьба наград стала еще более спорной. Великолепно шел Сандыбаев, но сегодня праздник был на улице экипажей на УАЗах. Победа Евгения Батаева и Юрия Сачкова в итоге оказалась достаточно уверенной — отрыв от преследователей в 6,5 минуты. Для сравнения — экипажи С. Кочураева — Д. Рожнова и Д. Рыбина — Д. Агафонова, занявшие соответственно второе и третье места, разделила минута.

content image for: 53183

Новый сезон российских ралли-рейдов начался очень неплохо! «Засечная черта 2015» оказалась организована четко, прошла максимально динамично. Настолько, что... заставила задуматься. Пожалуй, эта баха стала воплощением одной из тенденций кубковых гонок: стремления к предельно компактному и динамичному формату. Вроде бы, и максимальное снижение расходов на участие, и такие нормативы дистанции входят в регламент серии.

Но это бахи без права на ошибку, возможности ремонтов. Может быть, поэтому кубковые этапы обречены содержать в списке участников в основном «местные» экипажи? Какой смысл ехать за тридевять земель, чтобы сойти из-за малейшей технической неисправности?

content image for: 53183

К прошедшей «Засечной черте» эти вопросы относятся меньше всего. Здесь чётко удалось уложиться в короткий декабрьский световой день. Но летом дни будут длиннее. Возможно, имело бы смысл увеличить дистанцию до 500 км, чтобы не превращать рейды в спринт. Тем более, что дороги для таких соревнований используются в последние годы едва ли не раллийные, быстрые, а не «оффроудные».

Тем не менее, боевые километры нового сезона удались! Было по-настоящему увлекательно. В наступающем году в конце января в Коломне ждем продолжения баталий.