Программа утилизации: остановись, падение!

В кризисное время государство восстановило программу утилизации, но теперь в совершенно новом виде. Что дала эта мера для потребителей и автопроизводителей за 2,5 месяца? И чего ждать дальше?

В 2010-2012 годах программа утилизации успешно поддержала отечественного производителя. И вот с 1 сентября работает новая схема. Впрочем, она имеет мало общего со старой. Даже название чаще используют другое — программа обновления автопарка. Если в предыдущей версии эта система поддержки во многом ограничивала и покупателей, и продавцов, то сейчас наоборот сторонам предоставили максимальную свободу. Лишь бы машины продавались!

Отличия буквально во всем. Во-первых, в участниках. Программа действует не только для физических, но и для юридических лиц, затрагивает как легковой, так и грузовой транспорт с автобусами. За финансовой поддержкой государства выстроились 16 автопроизводителей: Nissan, Volkswagen, Peugeot-Citroen, Renault, General Motors, Mazda, Ford, Isuzu, SsangYong, Kia, Hyundai, Toyota, УАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, «АвтоВАЗ» и «GM-АвтоВАЗ». Все присоединились к программе на добровольных началах. Эти компании объединяет то, что они являются держателями так называемых соглашений о «промышленной сборке», то есть имеют производство в России, право на льготы при ввозе комплектующих и обязательства по доведению локализации до уровня не менее 60%.

content image for: 52927

Второй момент — требования к покупателям и самим автомобилям. Получить скидку стало гораздо проще. Для этого необязательно выгонять из гаража дедушкин хлам на колесах и тащить его на переработку. Можно просто сдать по хорошо знакомой системе trade-in любой автомобиль, который находится в собственности больше полугода. И вот вам скидка 40 тысяч рублей на новую машину (300 тысяч — при покупке грузовика). Или можно все-таки утилизировать ненужную развалюху — ограничений по возрасту теперь никаких. Лишь бы автомобиль был полнокомплектный: с колесами, аккумулятором и прочими обязательными атрибутами. Минпромторг рекомендует сдавать авторухлядь на переработку в местные «Вторчерметы», там сделают все за два-три дня. И скидка за утилизацию побольше — 50 тысяч (350 тысяч — для грузовых).

В выборе новых автомобилей власти тоже не ввели никаких ограничений. Что хочет автопроизводитель продавать по программе утилизации, то и пусть продает. И вот здесь, пожалуй, кроется главный нюанс новой программы с точки зрения потребителя. У компаний ограничения скорее не по срокам, а по финансам. На поддержку автопрома государство приготовило 10 миллиардов рублей, которые неравными долями распределило между производителями. Официальные цифры квот никто не называет. Но, по неподтвержденным данным, по два миллиарда получили компании «большой четверки»: ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ и Sollers. Дальше все участники сами определяют, какие дилеры и какие модели будут продавать по программе. Поэтому покупателю не стоит беззаботно отправлять машину под пресс, чтобы потом не оконфузиться. Может, пока автомобиль утилизируется, ближайший дилер уже исчерпает свой лимит... Поэтому для надежности лучше сначала оформить заявку на покупку новой машины по программе утилизации в автосалоне, чтобы потом гарантированно получить скидку.

И пусть никто не уйдет обиженным

Новая программа утилизации — то достаточно редкое в нашей стране явление, устраивающее абсолютно всех. О пользе такой поддержки автопрома говорят в один голос представители разных сторон, которых это касается.

«На сегодняшний день программа обновления автопарка — самый эффективный механизм стимулирования потребительского спроса на высокотехнологичную продукцию отечественного производства. Так, в сентябре продажи выросли на 14,7% относительно августа, что замедлило падение рынка в целом на 1%», — оценили для «Авто Mail.Ru» ситуацию в Минпромторге.

Власти рассчитывали изначально на 170 тысяч проданных по программе автомобилей, и уже сейчас ясно, что до 31 декабря этой планки удастся достичь. На начало ноября реализовано 98,3 тысячи машин. Лидер, разумеется, «АвтоВАЗ», на долю которого пришлось 40%.

content image for: 52927

«Утилизация — инструмент, от которого все в выигрыше. Редкий случай, когда всем хорошо! Автопроизводителям, потому что загружаются мощности, дилерам — потому что растут продажи, а впоследствии — будет обеспечена клиентура сервису, государству — потому что с улиц исчезают старые, экологически опасные автомобили, автолюбителям — потому что они получают возможность выгодно приобрести машину», — расписал «Авто Mail.Ru» блага государственной инициативы президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков.

И все-таки особняком в этой цепочке довольных сторон стоят автопроизводители. Чтобы иностранные компании в трудное время не остановили свое развитие в России, а то и вовсе не сократили присутствие, им необходимо было, что называется, подставить плечо. «Программа уже сыграла психологическую роль, поддержав в иностранных и отечественных инвесторах уверенность в защищенности своих вложений в российский автопром», — подчеркивают в Минпромторге.

content image for: 52927

Впрочем, есть в этой программе один щепетильный момент, который до последнего времени вызывал сомнения у ряда автопроизводителей. Вопрос из их уст звучал коротко и ясно: а компенсирует ли государство огромные скидки? Дело в том, что программа обновления автопарка стартовала и продолжается за счет собственных средств компаний. Государство лишь обещало к концу года компенсировать затраты. Те, кто присоединился к программе с самого начала, а это, в первую очередь, «АвтоВАЗ», ГАЗ, «КамАЗ» и Sollers, обсудили с Минпромторгом условия возврата денег.Опасения же были, в основном, как мы выяснили, у компаний, ставших участниками программы чуть позже. К тому же не все иностранные бренды были психологически готовы поверить в концепцию «утром стулья — вечером деньги», а не наоборот, как у классиков.

Этот вопрос совсем скоро будет закрыт. На данный момент выплаты производителям еще не начались, но, как нам стало известно, уже в ближайшее время правительство выпустит соответствующее постановление, которого так ждут автокомпании. Затраты будут возмещаться через субсидии.

Продлить нельзя останавливать

До конца программы остается не так много времени, поэтому остро стоит вопрос о ее продлении. В Минпромторге с оптимизмом смотрят в будущее и подтвердили «Авто Mail.Ru», что в 2015 году система, вероятно, будет по-прежнему работать. Если же возникнет пауза, рынок незамедлительно отреагирует мощным падением — так считают эксперты.

«На наш взгляд, программу нужно продлевать — в том или ином виде. Она действительно выполняет свою функцию, служит делу обновления парка автомобилей. Если посмотреть возрастную структуру парка, то средний возраст автомобиля в России составляет порядка 12 лет, а есть регионы, где в подавляющем большинстве эксплуатируются машины, которым по 18-20 лет. Потенциал у нашего рынка велик.
Скорее всего, после прекращения программы мы станем свидетелями закономерного спада продаж. Это хорошо демонстрируется опытом предыдущих программ господдержки. Очевидно, по итогам года падения на 15-17% рынку не избежать, несмотря на действие текущей программы», — поделился с нами прогнозами Владимир Моженков.

content image for: 52927

Чтобы взбодрить автомобильный рынок в России, нужны и другие меры. Производители все больше обращают внимание на то, что одной программы утилизации для полноценной поддержки автопрома мало. Особенно в нынешней сложной экономической ситуации, когда финансовое будущее страны туманно, а любые прогнозы — дело втройне неблагодарное.

Первоочередное внимание стоит уделить льготным или субсидированным кредитам. Ставки в банках продолжают расти на глазах, и далеко не каждый покупатель готов переплачивать огромные суммы. «Нам просто необходима госпрограмма льготного кредитования. Рост процентных ставок, который мы отмечаем в последние месяцы, грозит тем, что продажи машин в кредит просто встанут, а ведь сейчас с использованием автокредита покупается каждый третий автомобиль, что в абсолютных цифрах составляет порядка 850 тысяч и более в год», — предупреждает Владимир Моженков.

По мнению президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры», только в сумме все меры поддержки дадут эффект и остановят неприятные тенденции на рынке. «Дальнейшее падение автомобильной отрасли можно прекратить только благодаря комплексной поддержке государства в виде программ обновления парка и льготного кредитования. Результатом этих мер станет загрузка отечественных производств. Сегодня же с отдачей 90% и более работают только три предприятия, а восемь из 18-ти заводов загружены менее чем на 60%. От общего потенциала автомобильного производства используется только 61%. Государство, в свою очередь, получит от отрасли миллиарды рублей в виде налогов и других обязательных отчислений», — подсчитывает Владимир Моженков.

content image for: 54610

Пока же различные меры поддержки автопрома только в планах, и главная задача сейчас — определиться с будущим программы обновления автопарка. На днях многие СМИ растиражировали информацию, что Минпромторг якобы предложил правительству продлить успешную программу аж на три года! Но, как мы выяснили, эти заявления на грани фантастики. Вопрос еще только обсуждается, и ни по срокам, ни по деньгам решение не принято. Но трехлетнее действие программы выглядит на данный момент несбыточной мечтой — это же сотни миллиардов рублей!

Как бы то ни было, в ближайшее время власти должны наконец определить, в каком именно месте поставить запятую среди трех слов «продлить нельзя останавливать».

P.S. Кстати, «Авто Mail.Ru» уже попытался приобрести новый автомобиль по программе «утилизации». Что из этого получилось, читайте в материале «Покупаем новый автомобиль: как «заработать» на «утилизации».

Алексей Голиковский