Экономические санкции против России, которая является основным торговым партнёром Беларуси, могут стать главной причиной провала проектов по сборке легковых автомобилей на территории нашей страны. К такому выводу приходит газета «Белорусы и рынок».
Издание отмечает, что недавно премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович встречался с главами крупных мировых автомобильных корпораций — американской General Motors и китайской Geely Holding Group. При этом, будучи в Нью-Йорке, белорусский премьер согласовал с руководством GM основные подходы к созданию в Беларуси мощностей по производству легковых автомобилей.
Напомним, что рамочное соглашение о создании в Беларуси сборочного производства автомобилей одной из моделей, выпускаемых концерном GM, было подписано в июне 2013-го. Тогда предполагалось собирать автомобили из машинокомплектов, поставляемых с европейских заводов GM. В качестве рынка для них рассматривалась вся территория Таможенного союза. Но, конечно же, речь шла преимущественно о России.
Предполагалось, что первый автомобиль сойдет с конвейера 3 июля 2014 года. Но указанная дата давно прошла, а в продаже Опелей «made in Belarus» автолюбители так и не увидели. «Можно предположить, что и новый проект вряд ли ждет иная судьба: санкции и спад на российском авторынке не лучший фон для его успешного старта», — делает вывод издание.
Несколько более успешно реализуется белорусско-китайский проект по сборке легковых авто на совместном предприятии «БелДжи». Тем не менее темп сборки в 1,69 раза отстает от запланированного. Нет полной ясности и с заводом полного производственного цикла. Предполагалось, что на первом этапе его мощность составит 60 тысяч машин в год, на втором — 120 тысяч.
Между тем, пока началось проектирование завода мощностью до 60 тысяч автомобилей в год, он должен быть построен к 2017 году. О судьбе второй очереди предприятия информации пока нет. Есть вероятность того, что вторая очередь и вовсе не будет построена, так как Россия может лимитировать поставки автомобилей белорусской сборки.
По информации ряда изданий, министерство экономического развития РФ уже разрабатывает проект соответствующего постановления Правительства России. В соответствии с готовящимся постановлением, выдача паспортов транспортных средств будет производиться «в соответствии с ежегодно согласовываемой суммарной квотой для легковых автомобилей».
Таким образом, заявление Президента РБ Александра Лукашенко, что Беларусь и Россия урегулировали все спорные вопросы, касающиеся продажи китайских автомобилей Gееly белорусской сборки на российском рынке, вероятно, скоро можно будет признать не соответствующим действительности.
Причина этого — в прогрессирующем сжатии российского автомобильного рынка, следствием которого является неуклонное падение производства на автозаводах, размещенных на территории РФ. «Всё это означает, что в обозримом будущем автосборочные проекты на территории Беларуси, пусть и с участием ведущих автопроизводителей, скорее всего, будут неудачными», — подводит итоги обозреватель газеты.