Санкции против России ударят по белорусскому автопрому

Автомобильный рынок России сжимается из-за санкций, поэтому машины белорусской сборки россиянам не нужны

Экономические санкции против России, которая является основным торговым партнёром Беларуси, могут стать главной причиной провала проектов по сборке легковых автомобилей на территории нашей страны. К такому выводу приходит газета «Белорусы и рынок».

content image for: 52548

Издание отмечает, что недавно премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович встречался с главами крупных мировых автомобильных корпораций — американской General Motors и китайской Geely Holding Group. При этом, будучи в Нью-Йорке, белорусский премьер согласовал с руководством GM основные подходы к созданию в Беларуси мощностей по производству легковых автомобилей.

Напомним, что рамочное соглашение о создании в Беларуси сборочного производства автомобилей одной из моделей, выпускаемых концерном GM, было подписано в июне 2013-го. Тогда предполагалось собирать автомобили из машинокомплектов, поставляемых с европейских заводов GM. В качестве рынка для них рассматривалась вся территория Таможенного союза. Но, конечно же, речь шла преимущественно о России.

Предполагалось, что первый автомобиль сойдет с конвейера 3 июля 2014 года. Но указанная дата давно прошла, а в продаже Опелей «made in Belarus» автолюбители так и не увидели. «Можно предположить, что и новый проект вряд ли ждет иная судьба: санкции и спад на российском авторынке не лучший фон для его успешного старта», — делает вывод издание.

Несколько более успешно реализуется белорусско-китайский проект по сборке легковых авто на совместном предприятии «БелДжи». Тем не менее темп сборки в 1,69 раза отстает от запланированного. Нет полной ясности и с заводом полного производственного цикла. Предполагалось, что на первом этапе его мощность составит 60 тысяч машин в год, на втором — 120 тысяч.

Между тем, пока началось проектирование завода мощностью до 60 тысяч автомобилей в год, он должен быть построен к 2017 году. О судьбе второй очереди предприятия информации пока нет. Есть вероятность того, что вторая очередь и вовсе не будет построена, так как Россия может лимитировать поставки автомобилей белорусской сборки.

По информации ряда изданий, министерство экономического развития РФ уже разрабатывает проект соответствующего постановления Правительства России. В соответствии с готовящимся постановлением, выдача паспортов транспортных средств будет производиться «в соответствии с ежегодно согласовываемой суммарной квотой для легковых автомобилей».

Таким образом, заявление Президента РБ Александра Лукашенко, что Беларусь и Россия урегулировали все спорные вопросы, касающиеся продажи китайских автомобилей Gееly белорусской сборки на российском рынке, вероятно, скоро можно будет признать не соответствующим действительности.

Причина этого — в прогрессирующем сжатии российского автомобильного рынка, следствием которого является неуклонное падение производства на автозаводах, размещенных на территории РФ. «Всё это означает, что в обозримом будущем автосборочные проекты на территории Беларуси, пусть и с участием ведущих автопроизводителей, скорее всего, будут неудачными», — подводит итоги обозреватель газеты.

Алексей Кованов