Впервые обновлённый Ford Focus показали на автосалоне в Женеве весной 2014 года. Ещё тогда даже беглого взгляда на него было достаточно, чтобы понять: перед нами другой автомобиль, по крайней мере в том, что касается внешности. Тут и новая хромированная решетка радиатора, и другие фары, и противотуманки, и бамперы... А ведь он ещё поменялся сзади, особенно седан! Но по иронии судьбы версию, которая должна стать самой популярной в России, нам на тест не дали.
Зато салон у «Фокусов» в разных кузовах отличаться не будет. Сколько тут всего нового! Руль, подстаканники, подлокотник, доработанный блок «климата», по-иному расположенные клавиши, мультимедийная система SYNC второго поколения с 8-дюймовым сенсорным дисплеем... При взгляде на всё это великолепие становится немного странно, что даже во время презентации весной 2014 года «фордовцы» говорили именно о рестайлинге «Фокуса». Уверен, будь маркетологи марки с «синим овалом» похитрее, журналисты и покупатели услышали бы такие слова, как «абсолютно новый», «автомобиль нового поколения» и даже, возможно, слово «премиум-бренд». Но, судя по всему, в Ford сидят скромные люди, поэтому официально речь идёт именно об обновлении.
А ведь у посвежевшего «Фокуса» есть ещё и интересные фишки! Помните оригинальный скребок для льда, появившийся на новой Skoda Octavia и Rapid? Теперь Ford предлагает достойный ответ на данный аксессуар. Итак, представьте, вы подходите к автомобилю, открываете дверь, а из неё автоматически выскакивает специальный молдинг, защищающий край двери от царапин. Нужно закрыть дверь? Нет проблем, молдинг сам «уедет» обратно и не будет портить внешний вид машины. Просто и оригинально! И почему до этого никто не додумался раньше?
Радует и кресло водителя с электрорегулировками. Конечно, это — привилегия дорогой комплектации, зато посадка удобная и в более скромных версиях, а в длинных поездках весьма кстати будет поясничный подпор. Правда, начало тест-драйва омрачила навигационная система, которая запуталась в развязках, а потом вообще отказалась распознавать дорогу, по которой мы едем. И это — в Европе! Что же будет в наших условиях?!
Впрочем, наверняка всех куда больше волнует другой вопрос — что с двигателями? О них надо поговорить отдельно. Дело в том, что обновление Ford Focus затронуло и эту сторону, причем «фордовцы» не просто «разогрели» мощность уже существующих агрегатов, а добавили в палитру аж два мотора — модернизированный 1,5-литровый бензиновый двигатель EcoBoost и новый дизельный мотор TDCi такого же объема.
Первым на тест нам достался бензиновый хэтчбек, оснащённый шестиступенчатой механической трансмиссией. Первые впечатления более чем положительные! 240 Н∙м пикового крутящего момента позволяют довольно резво разгоняться (8,6 секунды до «сотни»), а благодаря системе Start-Stop можно двигаться в довольно экономичном режиме — всего 5,5 литра на 100 км. А ведь мы ведём речь о моторе объёмом 1,5 литра! Но когда я узнаю, сколько лошадиных сил скрылось под капотом, моему удивлению нет предела. «Сто восемьдесят две? — переспрашиваю я, узнав результат. — Не верю!», — так и рвётся из уст любимая фраза Станиславского. Номинальное количество лошадиных сил явно не соответствует содержанию. Да и коробка с растянутым рядом передач заставляет сильнее крутить двигатель. Переключился раньше времени, на средних оборотах, и сразу попадаешь в турбояму ... Хотя к чёткости работы трансмиссии претензий нет. Равно как и к экономичности машины. У нас при активной езде по испанским серпантинам получилось 9,9 литра — но это, если, что называется, «дубасить».
Дизельный мотор TDCi объёмом 1,5 литра, развивающий 120 лошадиных сил, ведёт себя по-другому. Конечно же, универсал с этим двигателем, который достался нам на тест вторым, разгоняется медленнее хэтчбека — 10,7 секунды до 100 км/ч. Зато этот мотор показался «честнее». Во-первых, этому способствует 270 Н∙м крутящего момента и лучшая тяга на низах. Во-вторых, сцепление и трансмиссия настроены практически идеально — никакого намёка на то, что управляешь дизельным авто! А ведь этот агрегат ещё и достаточно экономичный — расход 3,8 л на 100 км пути по паспорту и около 6 литров де факто. Учитывая стремительный рост цен на топливо — довольно актуальное предложение.
Чтобы завершить сравнение дизельного и бензинового моторов объёмом 1,5 литра, добавим, что у них будут и менее мощные версии. Бензиновый агрегат будет доступен еще и в 150-сильной модификации, а дизельный — в 95-сильной. Также покупатели смогут получить автомобиль с 2-литровым 150-сильным дизелем, а базовым вообще станет литровый трёхцилиндровый бензиновый мотор EcoBoost мощностью 100 лошадиных сил, который неоднократно завоёвывал титул «Всемирный двигатель года» (International Engine of the Year). Помимо 6-ступенчатой механики, в некоторых версиях клиентам также будет доступен и 6-ступенчатый «робот» PowerShift, но опробовать машину с этой коробкой, увы, возможности не было.
Впрочем, не будем забывать, что линейка российских двигателей еще окончательно не утверждена. Но какой бы Ford Focus вы ни выбрали, в одном можно быть уверенным — едет автомобиль просто отлично! Инженеры оптимизировали настройки электроусилителя, а также переработали подвеску — увеличили жёсткость втулок нижних рычагов, а также изменили настройки амортизаторов и применили другие сайлент-блоки. В итоге по ощущениям машина стала комфортнее управляться на малых скоростях, а также лучше проходить мелкие и средние неровности, не растеряв при этом задора в поворотах. Конечно, неизвестно, как будет вести себя обновлённый Ford Focus в российской версии — ведь у нас автомобиль получит пакет для плохих дорог, включающий в себя увеличенный дорожный просвет и другие амортизаторы. Но почти наверняка можно быть уверенным, что водителям, оценившим характер предшественника, понравится.
А вот что точно не будет зависеть от рынка, так это наличие разнообразных электронных помощников. Например, тут будет система контроля мёртвых зон, парковочный ассистент, позволяющий в автоматическом режиме парковать машину как параллельно, так и под углом, система Active City Stop, опробовать которую нам удалось во время теста «Куги» (все подробности в материале «По-нашему»), система предотвращения фронтальных столкновений, не говоря уже о таких опциях, как адаптивный круиз-контроль или руль с функцией подогрева, которые уже не удивляют.
Итого мы получаем довольно-таки хорошо оснащённый автомобиль с неплохой управляемостью, но без чрезмерных изысков, который ещё и «прибавил» в сравнении с предшественником. Чего не хватает? Правильно, умеренной цены. И вот именно этот пункт вызывает больше всего опасений. Когда-то Ford Focus буквально изменил сознание россиян, став, с одной стороны, синонимом принадлежности к среднему классу, а с другой — первым кандидатом на приобретение в кредит. Но в последнее время у Ford действительно проблемы с реализацией «Фокуса». Например, если за 8 месяцев 2013 года в России было продано более 45 тысяч Focus, то в этом году с января по август дилеры реализовали 18,6 тыс. автомобилей. И не секрет, что связано это с ростом цен, с одной стороны, и с перемещением взоров потребителей на более доступный сегмент «В» — с другой.
Если компании Ford удастся найти приемлемый баланс стоимости, то у обновлённого Focus есть все шансы вновь завоевать любовь россиян. Но нельзя забывать, что конкуренты Ford Focus тоже сильны. Прежде всего, — это традиционный соперник Skoda Octavia, которая с обновлением поколений выросла в размерах и очень сильно прибавила по части оснащения. Чешский автомобиль предлагается в нашей стране по цене от 644 000 рублей. В схожую сумму оценивается и другой «классический» противник Ford Focus — Opel Astra, предлагающийся по цене от 649 900 рублей.
Ещё один важный конкурент — Kia Cee’d. Этот автомобиль представляет собой неплохое сочетание цена/качество и предлагается с учетом спецпредложения по цене от 594 900 рублей (начальная стоимость без скидок — 634 900 рублей). Стоит вспомнить и других игроков рынка — Chevrolet Cruze (от 618 000 рублей), Citroen C4 (от 693 900 рублей), Volkswagen Golf (от 652 000 рублей) и, конечно же, Toyota Corolla (от 680 000 рублей), которая уже многие годы оспаривает с Ford Focus звание самого продаваемого легкового автомобиля в мире.
Важно, что, несмотря на падение продаж, в Ford от борьбы не отказываются и даже предлагают продукт, способный удовлетворить требования очень широкого круга клиентов. Оценят ли они такую модернизацию модели? Как и всегда, выбор покупателя будет зависеть не только от имеющейся суммы денег, но и от личных предпочтений. В конце концов, иногда рост популярности тех или иных моделей никак не связан с рациональностью при принятии решения.
ИСТОРИЯ
Путь одной из самых популярных моделей в мире начался со скандала. Изначально планировалось, что новая модель, которую представят на автосалоне в Женеве, станет новым поколением модели Escort. Однако в начале 1998 года выбор был сделан в пользу названия Focus. Это не понравилось немецкому изданию Burda, выпускающему в Германии журнал с точно таким же названием. В итоге суд Кёльна разрешил проблему лишь в июле 1998 года, вынеся решение в пользу автопроизводителя. Сложись история иначе, возможно, в Европе автомобиль бы назывался совсем по-другому.
Однако всё встало на свои места, а уже через год Ford Focus получил титул «Автомобиль года в Европе». В 2000-м году автомобиль добрался до североамериканского рынка. Начиная с того времени, Ford Focus становится гостем и на российских дорогах, причем к нам везут как новые, так и подержанные машины. Среди последних эксперты без труда вычисляют «американцев», отличающихся чуть другой оптикой. В Европе автомобиль предлагался с бензиновыми моторами объёмом от 1,4 (75 л.с.) до 2 (215 л.с.) литров, а также с двумя дизельными агрегатами объемом 1,8 л (90 и 116 л.с.), в то время как американские версии шли с 2-литровыми и 2,3-литровыми двигателями мощностью от 110 до 170 л.с.
Когда в 2004 году на смену первому Ford Focus пришла модель второго поколения, автомобиль уже пользовался хорошей репутацией в нашей стране. А благодаря разнообразию модификаций, типов кузовов и широкой линейке моторов мощностью от 80 до 305 л.с., автомобиль стал поистине народным. Кстати, не последнюю роль в этом сыграло и наличие российской сборки, которое позволяло держать цены на Ford Focus на приемлемом уровне. И хотя производство «Фокуса» под Всеволожском началось ещё во время жизни первого поколения модели, именно второй Focus получил звание главного «кредитомобиля» России. А тем временем в США под именем Ford Focus продавали абсолютно другую модель, которая не имела отношения ни к России, ни к Европе.
В 2010 году Ford представил Focus третьего поколения. И этот «Фокус» вновь стал одинаковым на всех рынках. Правда, от выпуска трёхдверного хэтчбека и кабриолета было решено отказаться. Автомобиль оснащался двигателями объёмом 1,6 — 2 литра мощностью от 95 до 250 лошадиных сил. Среди технических нововведений — появление двигателей семейства EcoBoost, а также 6-ступенчатой роботизированной трансмиссии PowerShift. Значительно выросло и количество электронных помощников — от автоматического парковщика до системы предотвращения столкновений.
Всего во всем мире с 1998 года было продано свыше 12 млн автомобилей Ford Focus. Больше половины из них (6,9 млн) пришлось на рынок стран Европы.
Тимофей Исаев
Фото автора и компании Ford