Lada Kalina Cross. Нет ничего лучше плохой дороги

Чтобы выяснить, зачем «Калине» потребовалась «внедорожная» модификация, мы проехали 1200 км по казахским степям
Павел Ёлшин

Когда в 70-е годы советские граждане взахлеб смотрели болгарский шпионский детектив «Нет ничего лучше плохой погоды», на АвтоВАЗе начали разрабатывать семейство переднеприводных машин. По сей день вся вазовская продукция — родом из той эпохи. Тольяттинской разработке суждено было надолго пережить кинопроизведения соцлагеря времен холодной войны. Вазовские «восьмерки» продолжали выходить в виде все новых и новых сиквелов. К 2014 году в Тольятти сделали новый римейк — Lada Kalina Cross.

В конце августа на Московском автосалоне АвтоВАЗ обнадежил покупателей целым букетом будущих новинок, но если до появления нового седана Lada Vesta остается еще год, а кроссовер XRay задерживается до 2016 года, то универсал повышенной проходимости Lada Kalina Cross уже пошел в производство.

В этом году «Калина» празднует свое десятилетие, и за столько лет ее можно было довести до совершенства. Есть успехи? Вазовские специалисты утверждают, что не перестают что-то менять в конструкции. По словам Олега Груненкова, руководителя проектов «Калина» и «Гранта», в 2014 году удалось, наконец, избавиться от дребезжания задних стекол, когда окна открыты; провести ревизию всех пластиковых панелей, доработав их крепежные места; сделать меньше усилие при закрытии задней двери, повысить коррозионную стойкость кузовных элементов... «Пусть все видят, что мы работаем над мелочами», — заключает Олег.

Как выглядит правильная малолитражка для России, я выяснил еще 10 лет назад, когда впервые сел за руль Rover Streetwise. Этот псевдокроссовер, а точнее – «приподнятый» хэтчбек компакт-класса, казался тогда настоящей экзотикой и в силу дороговизны бестселлером не стал. Но он был из числа тех моделей, что предвосхитили нынешний бум компактных кроссоверов. Сегодняшние Renault Sandero Stepway, Volkswagen CrossPolo, Skoda Fabia Scout и многие другие разработки стали продолжением тех идей: компактный кузов, повышенный клиренс, «внедорожный» обвес, привод — только передний, плюс разного рода имиджевые штучки в экстерьере и салоне... Имеет ли смысл делать еще одну подобную модель на базе «Калины»? Имеет, если она вышла на 100 000 руб. дешевле ближайшего конкурента — Sandero Stepway, и лишь немногим дороже аналогичного «китайца» под названием Geely MK Cross.

«Мы хотели сделать так, чтобы машину обсуждали», — утверждают вазовские специалисты. Правда, внедорожные украшения кузова — это не главное, что будет вызывать удивление и споры. Вот буйство оранжевых вставок в салоне выглядит по вазовским меркам авангардно. Под стать интерьеру «Калина Кросс» еще получит и особый цвет кузова — «Апельсин». Наверное, в таком исполнении скромный универсальчик способен заиграть новыми гранями своего стиля (к сожалению, на тест-драйве в Казахстане были только белые машины).

Дизайн обновленной «Калины», пошедшей в серию в 2013 году, создавала прежняя дизайнерская команда АвтоВАЗа. Ну а к разработке «Калины Кросс» уже приложил руку Стив Маттин — нынешний шеф-дизайнер «Лады», прежде работавший в Volvo и Mercedes. Конечно, ему пришлось действовать малой кровью: выделять большой бюджет на серьезную переделку автомобиля смысла не было. Усилия дизайнеров принесли плоды: «Калина» образца 2014 года не смотрится второсортным продуктом на фоне конкурентов ценой около 400 тыс. рублей.

Но заводишь старенький восьмиклапанный «восьмерочный» мотор, включаешь первую передачу под знакомое завывание шестерней — и свежий аппарат начинает отдавать винтажем. Да, коробка передач обзавелась тросовым приводом. Да, инженеры поменяли главную пару с 3,7 на 3,9, в результате чего восьмиклапанник, и без того неплохо тянувший на низких оборотах, теперь чуть легче справляется с троганьем в горку. Но очевидно, что приятный современный салон — это лишь декорация, скрывающая архаичную начинку. А уж когда при сильных вибрациях на грунтовке пластик со всех сторон «запел»... Здравствуй, родная «восьмерка»!

За пару сотен километров по Казахстану можно встретить с десяток видов дорожного покрытия — от идеально ровной бетонки до разбитого асфальта, который не меняли с советских времен. Ну а там, где сооружается новая магистраль на Астану, машинам приходится на протяжении многих километров объезжать стройку по «стиральной доске» разбитой самосвалами грунтовки. В такой ситуации водитель «Калины Кросс» и пассажиры испытывают диаметрально противоположные ощущения.

Для водителя — нет ничего лучше плохой дороги. Там, где иномарки сбавляют ход и комично виляют между «естественными неровностями», ему не требуется напряженно вглядываться в конфигурацию выбоин — можно спокойно следовать своим курсом. Надо сказать спасибо обновленной подвеске с заводским индексом 21928, которую с 2014 года получили все модификации «Калины». К тому же версия «Кросс» получила еще более «мускулистые» характеристики.

Только несведущему автомобилисту может показаться, что создание малолитражки повышенной проходимости — это нечто вроде нехитрого тюнинга. Разработка обвеса и увеличение клиренса — это лишь малая часть инженерных работ. К переделке подвески на АвтоВАЗе подошли серьезно. Даже такие мелочи, как увеличение колеи на 4 мм, — не случайность, а один из способов улучшить управляемость.

Олег Груненков со значением говорит, что доводкой шасси занимались во Франции и на полигоне в Испании при участии тех же специалистов, которые «учили ездить» Logan. Достойный образец для подражания, в самом деле. Помимо прочего, впервые вазовские специалисты настраивали подвеску — «от покрышек». На «Кроссе» штатно идут 15-дюймовые колеса с шинами Pirelli Cinturato P1 (у обычной «Калины» это опция) — и именно их использовали в доводочных испытаниях.

Kalina Cross с невозмутимостью дакаровского «Камаза» прыгает с кочки на кочку. Правда, и потряхивает прилично, но с ролью автомобиля, предназначенного для плохих дорог, она справляется. Жалко машину? Да, жалко. Но какой-нибудь «Форд Фокус» тут уже молит о пощаде, а «Калина» весело несется по грунтовке. Как в последний раз. И это не фигура речи, если вспомнить о легендарной вазовской надежности. Впрочем, за 1200 км пути неисправностей мы не обнаружили.

А вот кого стоит пожалеть даже при непродолжительной поездке вне дорог — так это задних пассажиров. Более жесткие задние пружины универсала сами по себе комфорт не повышают, так еще и с «акустикой» есть проблемы. Вазовцы уверяют, что они внедрили шумоизоляцию задних колесных арок, но водитель фактически не может общаться с задними пассажирами! Если хочешь, чтобы тебя услышали, — надо кричать. Громко.

...Одометр показал, что Алма-Ата осталась в пятистах километрах за нами, а до Астаны еще 700 км. Растительности все меньше, и в какую сторону ни глянь — плоскость уходит до горизонта. Это можно было бы назвать скучнейшей точкой на Земле, если бы по правую руку от шоссе не появилось озеро Балхаш. В мире это второе по величине непересыхающее соленое озеро после Каспийского моря.

«И помните, это не кроссовер, а легковой автомобиль с повышенной геометрической проходимостью», — эту фразу Олег Груненков повторил в казахских степях неоднократно. И с особым значением она прозвучала, когда забуксовавшая на берегу озера «Калина» замерла и стала медленно погружаться в мокрый ил под собственным весом. Не стоило туда соваться... Вот по твердому бугристому берегу она карабкается без проблем: углы въезда и съезда увеличились вполне заметно. Ну а на побережье не повторяйте наших ошибок, если поблизости нет хотя бы «Уазика» (сравнительный тест-драйв уазовской «Буханки» и газовского «Соболя» читайте в материале «Буханка» и Соболь. Они, если честно...»).

Обычно псевдокроссоверы считаются нишевым продуктом, и на них приходится не такая уж заметная доля продаж, однако в случае с «Калиной Кросс» производитель предполагает больший успех. В следующем году планируется выпустить 15 000 таких машин, то есть каждый четвертый покупатель «Калины», предположительно, предпочтет версию Cross. Ну а завод уже готов удвоить и даже утроить, если спрос того потребует.

Протестированная нами модификация с 8-клапанным мотором 1.6 (87 л.с.) и механикой — пока единственная. Разумеется, кому-то не хватит мощности, представительницам прекрасного пола не будет доставать автомата. Но вазовцами все это уже предусмотрено. В декабре на конвейер встанет Kalina Cross c 16-клапанным мотором, развивающим 106 л.с. В планах — «робот» или классическая АКПП. А вот насчет хэтчбека будут еще проводиться исследования рынка: если этот вариант заинтересует потенциальных покупателей, то и его запустят в производство.

Первые «живые» Lada Kalina Cross поступают к покупателям в начале октября. За начальную комплектацию «Норма» просят 409 000 рублей, что на 53 400 больше, чем за обычный универсал в версии «Норма», но тут надо отметить, что речь о разных «нормах». В обоих случаях комплектация предусматривает одну подушку безопасности, АБС, противоугонную сигнализацию с пультом дистанционного управления в ключе зажигания и передние электростеклоподъемники. Но у новинки не нужно доплачивать за кондиционер, литые диски, подогрев сидений и зеркал (электропривода зеркал нет), аудиосистему и некоторые другие элементы оснащения. Если учесть это оборудование, то Cross лишь на 20 000 руб. дороже, чем обычная Kalina.

Lada Kalina Cross с «полным фаршем» будет стоить порядка 470 000 руб., но подробности этой комплектации еще не объявлены. На фоне таких конкурентов, как Renault Sandero Stepway и Geely MK Cross, цены выглядят вполне привлекательно.

Когда на горизонте выросли небоскребы Астаны, а навигатор показал, что позади остались 1200 км, впечатления от «Калины Кросс» уже окончательно устаканились в переносном смысле слова и утряслись в прямом. Вся история «Калины», да и других вазовских машин — это история мутации красивых инженерных идей под воздействием наших суровых условий. Но если вспомнить тот недоделанный продукт, каким была «Калина» десять лет назад, и сравнить с новинкой, то все окажется не так плохо. Эта машина теперь адаптирована для наших дорог, насколько это вообще возможно сделать в тольяттинских реалиях. Сколько времени тратят иностранные марки на адаптацию своих автомобилей к российским дорогам? Несколько месяцев? А АвтоВАЗ только этим и занимается уже почти пятьдесят лет. Количество все-таки переходит в качество.

А тем, кто ждет от АвтоВАЗа большего, придется потерпеть еще год-другой, пока на наши дороги не выйдут Vesta и XRay. Мы уже успели «ощупать» эти будущие новинки, насколько это позволяли условия Московского автосалона:


Нерожденные псевдокроссоверы АвтоВАЗа

Легковые машины повышенной проходимости занимали умы вазовских конструкторов еще в 90-е годы. Наверное, в Тольятти с завистью посматривали на Volvo V70 XC, Subaru Legacy Outback и Audi A6 Allroad. Компактный и доступный отечественный аналог мог бы произвести фурор. Но АвтоВАЗ пошел несколько другим путем, создав в 1997 году экспериментальный автомобиль «Тарзан», представлявший собой симбиоз «восьмерки» и «Нивы». Главным вдохновителем проекта было предприятие «Лада-Консул», привлекшее к сотрудничеству НТЦ ОПП АвтоВАЗа и дизайнерскую организацию Decon.

Этот неуклюжий аппарат унаследовал минусы обоих своих прародителей, а вдобавок получил несколько характерных недостатков, которых даже у них не было. Достаточно сказать, что конструкция кузова «Тарзана» была рамная, хотя оба автомобиля-донора имели несущие кузова. Постоянный полный привод, наличие «понижайки» и блокировки межосевого дифференциала — это, конечно, серьезный «вездеходный» потенциал. Но агрегатная база «Нивы» плохо стыковалась с «восьмерочным» кузовом. Получившийся аппарат смотрелся как самоделка. О серийном выпуске и речи не было: автомобили изготавливали на заказ, общее число выпущенных «Тарзанов» не превысило нескольких сотен.

Зимой 2004 года АвтоВАЗ пригласил журналистов на свой полигон на испытания первых полноприводных «десяток». Это был уже принципиально иной проект: подобно большинству полноприводных иномарок и кроссоверов, эта модель в обычных режимах движения имела привод только на передние колеса, а при их пробуксовке вступала в действие задняя ось. Правда, ее подключение происходило через вискомуфту, которая технически не способна быстро среагировать. На бездорожье задние колеса получали тягу лишь тогда, когда передние успевали серьезно закопаться. Каких-то интересных идей по части дизайна этих машин представлено не было. А планам по запуску в серию не суждено было сбыться.

Удивляться провалам этих проектов не приходится: сделать доступную полноприводную малолитражку удалось мало кому, и рынок требует от производителей более простые варианты: без полного привода и прочих недешевых инженерных решений. Renault Sandero Stepway хорошо принят публикой, и у «Калины Кросс» шансы не хуже.


Альтернатива

Прямых конкурентов у «Калины Кросс» всего два: это Renault Sandero Stepway и Geely MK Cross. Как бы ни были хороши Volkswagen CrossPolo и Skoda Fabia Scout, при ценах от 768 и от 739 тысяч рублей соответственно эти миниатюрные псевдокроссоверы попадают в свою особую, не столь привлекательную нишу.

Geely MK Cross 1.5 МТ (94 л.с.) стоит от 399 000 рублей и оснащен немного богаче близкой по цене «Калины». Китайский бренд не просит доплаты за кондиционер, четыре электростеклоподъемника, литые 16-дюймовые диски и аудиосистему с 6 динамиками. АКПП у Geely нет. За 419 000 руб. можно получить дополнительно кожаный салон и люк.

В основе Geely MK — платформа Toyota Yaris первого поколения (образца 1999 года). Но увидеть в этой модели японское наследие сегодня уже непросто. Наличие более богатых комплектаций у «китайцев» пока нивелируется невысокой надежностью и проблемами в обслуживании: в сравнении с вазовской продукцией преимущества оказываются весьма эфемерны.

Renault Sandero Stepway 1.6 MT (84 л.с.) обойдется как минимум в 510 000 руб. В эту сумму входит кондиционер, две подушки безопасности, АБС, 15-дюймовые легкосплавные диски, подогрев сидений, электроприводы передних стекол, а также кожаные руль и ручка КПП. Доплата за аудиосистему — 9 000 руб. За версию с автоматом и более мощным мотором (102 л.с.) просят от 566 000 руб.

Если обычный хэтчбек Sandero уже успел сменить поколение, получив более достойный салон и более современную внешность, то псевдокроссовер Stepway пока выпускается в старом кузове. Между тем, новый Sandero Stepway уже представлен, так что его появление на рынке — это лишь вопрос времени.

Павел Ёлшин
Фото автора и АвтоВАЗа