Не влезай – убьет

Новости об авариях с участием маршруток, увы, уже не вызывают удивления. Количество ДТП со смертельным исходом постоянно растёт – в городе невест Иваново погибли пятеро пассажиров «Газели». А все потому, что водитель спешил, выскочил на встречную полосу, а по ней ехал грузовик... И если убрать этот вид транспорта из города нереально, то обезопасить пассажиров просто необходимо.
content image for: 5233
В последние годы маршрутки стали неотъемлемой частью жизни сотен тысяч москвичей. Небольшой опрос, проведённый корреспондентом «Газеты.Ru» среди пользователей этого вида транспорта, показал, что большинство из них недовольны качеством и условиями перевозок.

Фактически люди платят исключительно за то, чтобы побыстрее добраться до нужного места: комфорт в набитой донельзя «Газели» сомнителен. А желание сэкономить время в итоге может обернуться против вас. Вероятность серьезной аварии на «Газели» велика. Как считают специалисты НАМИ, «Газель» нельзя считать абсолютно безопасным автомобилем. Дело в том, что у этих автобусов высоко расположен центр тяжести, а значит, они склонны к переворачиваниям. Кроме того, задний привод, используемый на «Газелях», создает опасность возникновения заносов. В то же время создатели автомобиля уверены, что высокая аварийность «Газелей» связана с несанкционированным переоборудованием салона. Почти повсеместно маршрутки оборудуются дополнительными сиденьями, каждое из которых приносит за день не одну сотню рублей. В погоне за прибылью хозяева не думают ни о комфорте, ни, что самое печальное, о безопасности. Иногда небольшие конторы используют не ГАЗ-322132, специально разработанные для пассажирских перевозок, а переделанные фургоны ГАЗ-32213, не рассчитанные на такое количество народу. Но такой «тюнинг» маршруток – отнюдь не главная причина многочисленных аварий. Многие автоперевозчики не заботятся о техническом состоянии машины. В меньшей степени это касается крупных фирм, которые обычно располагают хорошей ремонтной базой. А в небольших конторах ситуация катастрофическая: не выполняются элементарные требования по технике эксплуатации. Чаще всего у этих контор вообще отсутствует ремонтная база. Через 1-1,5 года машина с пробегом примерно 140 тыс. км просто выбрасывается на свалку. Ещё одна важная проблема – квалификация многих водителей маршруток, а вернее, её отсутствие. Когда микроавтобусы только появлялись на улицах Москвы, требование «Автолайна» было строгим: не менее трех лет стажа в автобусном парке. Но ажиотажный спрос вызвал предложение.

Появилась сотня мелких фирм, которые не особо смотрят на стаж, а в иных случаях и на права. Есть у тебя категория D, нет – неважно. Лишь бы приносил прибыль. Находясь за рулем, водители нередко забывают о том, что надо смотреть на дорогу. Как же, обязательно пересчитать деньги, выдать сдачу. Лихачество за рулем для «маршруточников» превратилось в норму: как только ни приходится уворачиваться водителям легковушек от «Газелей» на дороге. Выехать на встречную полосу или объехать пробку по тротуару для таких водителей – милое дело. Иначе нельзя: время – деньги. А накануне в каком-то километре от Садового кольца корреспондент «Газеты.Ru» глазам своим не поверил: водитель маршрутки потягивал пиво из бутылки, ожидая наполнения салона. Естественно, пришлось дожидаться трамвая: пусть и дольше, с риском опоздать, зато безопаснее. Совершенно ясно, что как бы ни были опасны «Газели», в ближайшее время они не исчезнут с улиц российских городов. Во многих городах, например, в Санкт-Петербурге маршрутками фактически владеет местная власть.

Не позволит искоренить этот транспорт и лобби производителей. «ГАЗ» (как, кстати, и «ПАЗ», который часто используется как маршрутка на периферии) принадлежит влиятельному Олегу Дерипаске. Нереально искоренить маршрутки и в Москве. Во-первых, есть огромный спрос: ритм жизни в столице вынуждает к этому, а не к мыслям о собственной безопасности. Во-вторых, общественный транспорт серьезно «болен» – в Мосгортрансе отсутствует грамотный менеджмент, к тому же автобусы, троллейбусы и трамваи вынуждены возить до 80% пассажиров бесплатно. Федеральные и столичные власти позаботились о льготах, «забыв» оплатить проезд этим категориям лиц. Чтобы вывести общественный транспорт на принципиально иной уровень, нужны огромные финансовые средства, которых у города пока нет. Москвичам остаётся только ждать их появления и завидовать, например, Саратову. Власти этого города окончательно убедились, что «Газели» как общественный транспорт неэффективны: они маловместительны и мешают остальным участникам движения. Уже в ближайшее время «Газели»-маршрутки останутся лишь на тех маршрутах, где при движении необходима высокая маневренность (узкие дороги, частые повороты). На остальных же трассах их заменят автобусами большой вместимости.

В столице же, видимо, ждут, пока грянет гром. Аварии в других городах, да и трагедия в Нагатино в мае, где при аварии в маршрутке погиб человек, пока не заставляют власти задуматься о том, как избавить город от этой напасти. Жаль, если для того, чтобы привести ситуацию в норму, придется заплатить ценой человеческих жизней.