Покупаем новый автомобиль: как «заработать» на «утилизации»

В самом конце августа российские власти неожиданно объявили о возобновлении программы утилизации автомобилей
Дмитрий Гайдукевич

И понять их можно — рынок начал стремительно падать, теряя ежемесячно более 20%. Однако решение было принято настолько внезапно, что первое время даже сами чиновники не знали, какую же компенсацию получат автовладельцы, не были разработаны и механизмы выплат. Но программа буксовала всего несколько дней. Затем власти договорились с автопроизводителями, которые имеют в России свои заводы, и последние за несколько дней разработали собственные программы утилизации — российский бюджет позже им все компенсирует.

Кстати, новую программу зря называют «утилизация». Ведь сейчас компенсацию можно получить не только при сдаче машины в утиль. Субсидию выделяют и если ты продаешь автомобиль через трейд-ин (то есть сдаешь дилеру старый и берешь новый). А это означает, что воспользоваться предложением могут не только обладатели откровенных «помоек», но и владельцы вполне приличных «трехлеток», которые в плановом порядке хотят сменить свое транспортное средство. Причем сдавать можно не только легковушки, но и грузовики с автобусами.

Сами производители возлагают на новую программу большие надежды. «Наши ожидания — это около 15% от всех проданных автомобилей тех моделей, которые подпадают под действие программ», — рассказал корреспонденту «Авто Mail.Ru» управляющий директор Kia Motors Rus Артем Гусаров.

Теперь о суммах, которые озвучило государство: при сдаче легковой машины в утиль субсидия составит 50 000 рублей, а при работе по системе трейд-ин — 40 тысяч. На самую приличную скидку могут рассчитывать покупатели грузовиков и автобусов: 350 и 300 тысяч рублей соответственно. То есть, если вы сдаете в утилизацию грузовой автомобиль и покупаете грузовой, то скидка составляет 350 тыс. Если вы сдаете легковую и покупаете грузовик, то скидка также 350. А если вы сдаете грузовик и покупаете легковую, то скидка составит 50 тысяч. Ограничение лишь одно — автомобиль должен быть в собственности не менее 6 месяцев.

Какую дают скидку

Большинство автопроизводителей при запуске собственных программ утилизации и трейд-ин ориентировались на «государственные расценки»: 40 тысяч при сдаче машины на продажу и 50 тыс. в случае ее уничтожения. Однако есть фирмы, которые пошли дальше. Например, если вы хотите купить Opel Antara, Zafira Family или Astra Family и при этом сдаете старую машину в трейд-ин, то компания сделает вам скидку... 130-140 тысяч. Звучит! Однако если разобраться, то выяснится, что Opel и без «утилизации» предоставляет бонус на ту же Antara в размере 120 тысяч. То есть получается, что на самом деле субсидия от Opel по новой программе лишь в 20 тысяч рублей (хотя, повторимся, формально, она гораздо больше).

Похожая ситуация и у Chevrolet — при покупке Cruze можно получить по новой программе скидку в 135 тысяч! Однако и тут есть нюансы — как выяснил «Авто Mail.Ru», столь щедрое предложение действует только на автомобили «ограниченной партии». А попросту говоря, на те авто, которые «зависли» у дилеров (а чем ближе конец года, тем активнее надо от них избавляться — за последнее время продажи Chevrolet идут не лучшим образом, компания потеряла с начала этого года уже 27%). К тому же и без «утилизации» на такие авто давали скидку в размере 120 тысяч. На «просто» Aveo и Cruze (которые не входят в «ограниченную партию») скидка составляет 70-90 тысяч. Без программы утилизации она равна 35-55 тысяч, и на первый взгляд, кажется, что сдача автомобиля в трейд-ин дилерам Chevrolet не так уж и выгодна. Однако на самом деле не все так однозначно, и в этом вы сможете убедиться совсем скоро (тут стоит особо отметить — учитывая цену на Cruze, предложение от Chevrolet можно назвать одним из самых интересных на рынке).

А Ford при сдаче в трейд-ин старой машины предлагает на Focus, Mondeo и некоторые другие модели бонус в размере 50 тысяч рублей, на простые версии Kuga и полноприводные Ecosport — 75 тысяч, а за Edge, Explorer и дорогие модификации Kuga дают и вовсе скидку в 100 тысяч. Причем эта субсидия суммируется с так называемым «розничным предложением» — в итоге можно получить выгоду до 110 тысяч при покупке так называемого Focus 2015 года (без утилизации скидка в среднем равна 60 тысяч), а, скажем, на Explorer речь идет о 280 тысячах.

Неплохо подготовилась к утилизации и компания Skoda. Например, на Rapid скидка при использовании программы трейд-ин равна 70 тысяч рублей, на Octavia и переднеприводные Yeti — 80 тысяч, а на полноприводные Yeti — вообще 115 тысяч (если сдавать машину в утиль — до 130 тысяч). И благодаря такой скидке те же самые Yeti 4×4 становятся уже весьма интересным предложением. Ведь если стандартная цена на Yeti 1.8 4×4 с автоматом составляет 1 056 000 рублей, то с учетом скидки речь идет уже о 941 000 руб. А это сразу же делает Yeti одним из самых сильных игроков в сегменте «автомобили с полным приводом за миллион рублей». Да и Skoda Rapid с АКПП в средней комплектации с кондиционером уже стоит не 650, а гораздо более разумные 580 тысяч (подробнее о Rapid и других автомобилях в этом ценовом сегменте читайте в нашем сравнительном тест-драйве «Белая ворона. Skoda Rapid против Volkswagen Polo, Citroen C-Elysee и Hyundai Solaris»).

Однако...

Как это работает

Как же работает новая программа? С утилизацией все более-менее понятно — обладатель старого «ведра» должен сам его утилизировать и принести дилеру документ об этом. Однако что делать, если у вас 3-5-летняя машина, которую вы хотите сменить на что-то новое?

В этом случае для начала нужно оценить ситуацию на вторичном рынке и понять, сколько же можно получить за ваш автомобиль. Ну а затем настанет время нанести визит к дилеру, который и будет принимать машину по системе трейд-ин.

И вот тут наступает самый интересный момент. Не секрет, что официальный дилер при работе по трейд-ину обычно оценивает машину чуть ниже рынка — оно и понятно, ведь ему предстоит еще перепродать подержанную машину, и он должен хоть что-то на этом заработать (покупатель, в свою очередь, теряя определенную сумму, экономит время и нервы).

Итак, проведем эксперимент — попытаемся сдать по новой программе автомобиль. Для этого мы взяли «народный» Renault Sandero с мотором 1,4 в комплектации с кондиционером и двумя подушками, которому уже исполнилось три года (автомобиль находится в хорошем техническом состоянии). Оценка вторичного рынка показала, что его можно продать за 280-300 тысяч рублей. Но что скажет дилер Renault? Ведь если он назовет нам 280 тысяч, то покупка новой модели французского автопроизводителя станет выгодной (Renault дает на собираемые в России автомобили стандартную скидку 40 тысяч при сдаче автомобиля в «трейд-ин» и 50 тысяч при утилизации). Однако после осмотра на фирменном сервисе нам называли совершенно другую цифру — 253 тысячи! Если бы не программа утилизации, то мы бы просто развернулись и ушли...

Однако если прибавить к 253 тысячам предоставляемую скидку в 40 тысяч, то получится, что за «Сандеро» мы «получаем» 293 000 руб. «Если бы не новая программа, то я бы оценил вашу машину подороже, — разоткровенничался потом представитель дилерского центра. — Но зачем? Я сейчас часто оцениваю по следующей схеме: смотрю, за сколько мы бы могли взять ваш автомобиль без государственной программы, и просто отнимаю от нее 30 тысяч. Чтобы и вам было чуть-чуть выгодно, и мы не упустили прибыль».

Аналогичная ситуация была и в автосалоне Citroen (французы при трейд-ин дают скидку в 40 тысяч при покупке С4 седана). Там машину оценили в 260 тысяч.

Проверим оценщиков в сервисном центре Skoda, где мы заявили о намерении приобрести Yeti — напомним, что на Yeti скидка составляет 80 тысяч, а на полноприводный 115 тысяч. Но об этом знают и работники дилерского центра, поэтому Sandero оценен в... 220 тысяч. Логика понятна: 220 + 80 = 300 тысяч. На первый взгляд, все равно получается выгодно, особенно, если брать полноприводную машину (тогда за Sandero мы «как бы» получаем 335 тысяч). Но, согласитесь — обидно. У другого дилера чешской марки мы были более решительны, и сразу поставили вопрос ребром — или вы даете адекватную цену на Sandero, или мы не будем вообще ничего покупать... И случилось чудо. Автомобиль был оценен аж в 270 тысяч! Совсем другое дело. В этом случае государственная программа оказалась по-настоящему выгодной.

Вывод «Авто Mai.Ru»: новая программа утилизации и трейд-ин — вещь хорошая. Она способна дать мощный толчок к формированию в нашей стране цивилизованного рынка обмена автомобилей. Конечно, если затею не испортят дилеры, которые из-за своей жадности способны свести все плюсы программы к нулю.

Николай Фролов

Кто и сколько дает по программе утилизации и трейд-ин