Падение продаж автомобилей – такого снова не ожидал никто

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала результаты продаж в августе 2014 года

Август не принес ничего хорошего российскому авторынку. Оптимисты были уверены, что самое худшее уже позади — в июле рынок рухнул на 22,9%, и были предположения, что хуже уже не будет. Оказалось, что будет.

content image for: 51996



В августе 2014 года продажи сократились сразу на 25,8% по сравнению с тем же показателем прошлого года. Российский авторынок только за один месяц не досчитался около 60 тысяч автомобилей!

«Август был еще одним трудным месяцем для продаж автомобилей, хотя это вряд ли удивило кого-нибудь в индустрии. Недавно объявленная государственная программа по утилизации и «трейд-ину» автомобилей вселила надежду, что падение рынка может быть остановлено. Будет ли это так или нет, зависит от того, как быстро эта программа будет запущена с тем, чтобы участники рынка смогли ею воспользоваться», — заявил Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ.

На программу утилизации действительно надеются многие. Ведь она позволит при сдаче легкового автомобиля в утиль или по системе «трейд-ин» получить скидку на новую модель в размере 40 000 рублей (при утилизации — 50 000 рублей). При этом для внедорожников скидка составит 75 000 рублей и 90 000 рублей соответственно, для легкого коммерческого транспорта — 100 и 120 тысяч, для грузовиков массой до 4 тонн — 145 и 175 тысяч рублей. Скидка для среднетоннажных грузовиков будет 165 000 рублей при работе по системе «трейд-ин» и 200 тысяч при утилизации. А для тяжелых грузовиков и автобусов — 300 и 350 тысяч рублей. При этом можно сдать в утиль старый грузовик, а купить, скажем, новенькую легковушку. Ограничение касается только возраста машин, которые сдаются по «трейд-ину», — не менее шести лет.

Пока новая программа утилизации только начала свою работу, и ее последствия будут заметны через 1-2 месяца. Дилеры очень рассчитывают, что благодаря «утилизации 2.0» удастся восстановить продажи хотя бы до уровня прошлого года, ведь нынешнее положение многие из них описывают словами «катастрофа» и «ужас». Некоторые продавцы уже сталкиваются и с финансовыми проблемами — продажи падают, кредит в последнее время взять все сложнее, а банки повысили ставки.

Среди 20 главных игроков на рынке больше всего в августе потерял Ford. Продажи автомобилей этой марки только за один месяц упали на 57%, а всего с начала года на 43%. Дилеры возлагают большие надежды на начало поставок нового кроссовера Ecosport, который был официально представлен на автосалоне в Москве. Стартовая цена этой модели начинается с отметки 699 000 рублей, а версия с автоматом обойдется в 800 тысяч. Ждут в Ford и новые поколения Focus и Mondeo — спрос на эти две модели, которые когда-то были хитами, стремительно падает. Например, если за 8 месяцев 2013 года в России было продано более 45 тысяч Focus, то в этом году дилеры с трудом смогли пристроить лишь 18,6 тыс. автомобилей.

Серьезное падение в августе было и у компании Daewoo (-55%). Однако хоронить эту марку мы пока не спешим, ведь в условиях кризиса она может «выстрелить» благодаря привлекательным ценам на свою продукцию. Не просто же так сразу две модели Daewoo попали в рейтинг «Авто Mail.Ru» в категории «Лучшие автомобили до 350 000 рублей». А вот руководству компании Chevrolet уже можно начать беспокоиться. Если в июне продажи автомобилей этой марки сократились на 45%, то в августе уже на 50%. А всего с начала года эта компания потеряла 27% — это самое большое снижение после Ford.

В списке неудачников августа можно также назвать Opel (-38%), Volkswagen (-34%), Mitsubishi (-31%) и Lifan. Да-да, в список 20 самых популярных марок по итогам августа вошла и китайская компания! И пусть падение продаж у Lifan составило 28%, но ведь другие потеряли еще больше! Например, продажи Citroen, Peugeot или Suzuki сократились на 52-58%.

Каковы успехи у «АвтоВАЗа»? Похвастаться нечем — минус 32% в августе и 18% по итогам всего года.

А смог ли кто-нибудь увеличить продажи в столь сложной экономической ситуации? Оказывается да. И это... Mercedes-Benz. Несмотря на все проблемы, спрос на автомобили этой марки продолжает расти. В августе продажи увеличились на 3%, а по итогам года «Мерс» вырос уже на 16%. Увеличились продажи и у Lexus, причем на существенные 13% (+17% по итогам года). Перед наступлением осеннего сезона смог подняться и «УАЗ» — плюс символический процент, хотя по итогам года российские внедорожники потеряли 20%. Видимо, готовятся к слякоти и любители китайских внедорожников Great Wall — плюс 5%.

В личном зачете ситуация достаточно стабильная. Lada Granta все еще является самой популярной моделью в стране, хотя спрос на нее неуклонно сокращается. Если в августе 2013 года было продано почти 15 тысяч Granta, то в этом году лишь 11 860 машин. При этом главный конкурент российской модели — Hyundai Solaris — продолжает пусть и понемногу, но прибавлять (в прошлом месяце было продано 9086 машин). Далее идут Kia Rio, Renault Logan, Renault Duster и Lada Kalina. Замыкают десятку Volkswagen Polo седан, Nissan Almera, Lada Largus и Priora.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ

Дмитрий Гайдукевич