Иномарка за 329 тысяч рублей, да ещё и с ABS, подушкой безопасности водителя, усилителем руля и подогревом сидений? Фантастика! К популярным седанам Renault Logan, Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo с подобным оснащением и за 400 тысяч не подступиться. «Китайцы»? Тоже дороже, да и сначала появляются, как грибы после дождя, а потом так же бесследно исчезают. Вот и оставалось миллионам автомобилистов, мечтающих о новой машине, сохранять верность народной Ладе. Но мечта о доступной иномарке теперь стала ближе — на российский рынок вышел Datsun on-DO!
Японский бренд Datsun (ныне — отделение концерна Renault-Nissan) в этом году отмечает столетие с момента выпуска первого автомобиля, но иномарка из on-DO чисто формальная — седан создан на агрегатной базе Калины и Гранты, передняя и задняя колеи, а также колёсная база совпадают до миллиметра. И производится он на том же конвейере завода в Тольятти — мы побывали там в середине июля. Но дизайнеры основательно перекроили облик — смотрится on-DO свежее и агрессивнее Гранты. Спереди привлекает внимание крупная хромированная решётка радиатора (она одинакова для всех версий on-DO), а корма лишилась дурацких подштамповок в районе фонарей. Разве что пропорции подкачали — сбоку кажется, что багажник едва ли не длиной с капот. Виной всему — огромный задний свес.
Но именно это позволило заявить о самом большом багажнике в сегменте — 530 литров! «Трюм» Датсуна можно открыть неприметной кнопкой под блоком управления светом на передней панели или... ключом. Тогда взору откроется внушительных размеров отсек с широким проёмом — до спинки заднего дивана больше метра, да и высота приличная. Кстати, интересная деталь — в нише запаски скрывается полноразмерное колесо. И шина тут не Кама или китайская Linglong, как у Гранты, а Pirelli P1 Cinturato! Именно в подобных мелочах и кроются главные отличия Датсуна от его прародителя.
Datsun on-DO имеет новые уплотнители проёмов, замки дверей и их ограничители, пересмотрены характеристики амортизаторов и их опор, пружин, стабилизаторы поперечной устойчивости стали толще. Также была улучшена шумоизоляция пола, а в задних арках появились фетровые подкрылки, призванные нивелировать стук от камушков или шум при проезде луж. Механическая пятиступенчатая коробка передач получила тросовый привод, сильфон в выпускной системе стал длиннее, а задняя точка её крепления перенесена на лонжерон. Плюс новый вакуумный усилитель тормозов, тормозные колодки с увеличенным коэффициентом трения и противошумными пластинами спереди.
Справедливости ради, отметим, что почти весь этот список точечных доработок в итоге достался и Гранте, за исключением базовой версии за 289 тысяч рублей. Подробно о модернизации Гранты на страницах «Авто Mail.Ru» уже рассказал Пётр Баканов. А Datsun on-DO обойдётся всего на 40 тысяч дороже, причём комплектация Access включает в себя подушку безопасности водителя, ABS, электроусилитель руля, подогрев сидений, регулировку руля по углу наклона, крепления Isofix и складывающуюся целиком спинку заднего дивана. Даже давно устаревшая Daewoo Nexia с усилителем руля обойдётся минимум в 342 тысячи рублей, а ABS и подушек для неё и вовсе не предлагается!
Ближе всего к Датсуну по цене и оснащению получается... Лада Гранта. Седан в исполнении «Норма» за 324 400 рублей не имеет ABS и подогрева сидений, но зато оснащён передними электростеклоподъёмниками и 87-сильным восьмиклапанным мотором объёмом 1,6 литра. Плюс для Гранты предлагаются пакеты опционального оборудования. Например, за обогрев зеркал, лобового стекла, сидений и за задние подголовники придётся доплатить всего 8 300 рублей. А кондиционер доступен за доплату в 18 400 рублей. Подробнее о конкурентах в этом ценовом диапазоне — в материале «Лучшие автомобили до 350 тысяч рублей».
Грамотный прайс-лист. Снизу Datsun подпирает Лада Гранта, а самое дорогое исполнение on-DO Dream с легкосплавными 15-дюймовыми колёсами, подогревом лобового стекла, навигационной системой с 7-дюймовым сенсорным экраном, задним парктроником, датчиками света и дождя, боковыми подушками безопасности и системой стабилизации ESC стоит всего 445 тысяч рублей! То есть, on-DO попадает на пустующую территорию между Ладами и Renault Logan/Sandero.
Ни топ-исполнения за 445 тысяч, ни базовой модификации на тесте не оказалось, так что я выбрал Trust за 389 000 рублей. Кнопок на ключе у Датсуна в исполнении Trust нет, всё нужно делать по старинке — вставить его в замочную скважину и повернуть. Но замки остальных дверей срабатывают с задержкой, а усилие на ручках гораздо выше, чем, например, у Renault Logan. Зато хлопать «калиткой» уже не нужно — в этом отношении Datsun мало чем отличается от других доступных седанов. Внутри неожиданно уютно — грантовскую переднюю панель облагородили новой центральной консолью, а на ступице руля появились серебристые накладки.
Пластик везде жёсткий, но панели сидят плотно, на ходу не скрипят и не гремят. Ручки перещёлкиваются с «нормальным» усилием, а блок климат-контроля и вовсе образцовый для недорогого автомобиля. Кстати, «климат» тут неполноценный — автоматически регулируется только скорость вентилятора, а потоками нужно управлять самостоятельно. Сидишь удобно, всё под рукой. Что ещё нужно? Избавиться от огрехов сборки! На «нашей» машине неровно были посажены кнопки подогрева сидений, а блок управления электростеклоподъёмниками немного люфтил. Подрулевые рычажки огорчили неприятным облоем.
Но 87-сильный двигатель удивил! Он уверенно тащит с места 1160-килограммовый седан с водителем и пассажиром — в городском потоке Datsun не будет аутсайдером. На второй передаче можно разогнаться почти до 100 км/ч (по паспорту on-DO достигает сотни за 12,2 секунды), при этом мотор выкручивается до 6500 об/мин. И «голосок» бойкий. Манёвры в мегаполисах облегчают прекрасные боковые зеркала, да и вообще с обзорностью в on-DO полный порядок. Но на верхах шума от двигателя становится слишком много, так что нет никакой необходимости отправлять стрелку тахометра к красной зоне. И тяги на низах достаточно, чтобы реже обращаться к рычагу коробки передач. Тем более, что привод коробки не идеален — четвёртая ступень почему-то втыкалась с большим усилием, нежели остальные.
Инженеры рапортовали и о снижении гула КПП, для чего были изменены профиль зубьев шестерни второй передачи и главной пары, но трансмиссионный вой из общей гаммы звуков не пропал. Хотя в целом ситуацию с шумоизоляцией дискомфортной не назовёшь — на скоростях до 100 км/ч солируют шины, потом подключается свист воздуха, а дальше к этому ансамблю добавляется и двигатель. Однако даже на 170 км/ч не нужно переходить на крик, чтобы общаться с пассажиром. При этом on-DO не добавляет седых волос — прямую держит уверенно и не рыскает даже на неровной дороге.
Однако есть нюансы. Да, подвеска прекрасно справляется с ямами, волнами, стыками, заплатками и прочими дефектами российских дорог, не гремит и не сопровождает свою работу ударами, но вибраций на кузов передаёт слишком много. Можно мчать по грунтовке и не думать о пробоях амортизаторов, но пассажирам не позавидуешь — трясти будет немилосердно. Расчёт на полную загрузку салона и багажника? При случае обязательно проверим!
Есть претензии и к рулевому управлению. Datsun on-DO получил новый безредукторный электроусилитель, но работает он странно. В городских режимах или на прямой вопросов нет — на руль почти не передаются толчки от дороги, присутствует адекватная обратная связь, а усилие оптимально. Но в быстрых пологих дугах начинаются фокусы — поворачиваешь руль до определённого угла, и вдруг он начинает резко сопротивляться, а ямы выводят «баранку» из равновесия. Управляемости это никак не вредит, но первое время сбивает с толку. И педаль тормоза приходится прожимать сильнее обычного.
Дело привычки — к концу 300-километрового маршрута я уже не обращал на эти нюансы прежнего внимания. И ещё спокойно отмахал бы втрое больше. Удивительно, но спина не устала в простеньких креслах, а на крейсерских 110 км/ч внутри достаточно тихо, чтобы не приехать к пункту назначения с квадратной головой. Порадовал и расход — 7 л/100 км (80% трасса, 20% город). Правда, в характеристиках указано топливо Аи-95, что несколько снижает привлекательность, учитывая разницу в цене с «92-м». И автомат седану не положен — «двухпедальная» версия достанется только хэтчбеку mi-DO, который появится у дилеров в начале 2015 года.
К счастью, и это, пожалуй, основной сюрприз от Датсуна — особенностей, требующих привыкать к ним, в on-DO немного. И можно уверенно утверждать, что это полноценный автомобиль, который не придётся сразу же везти в сервис и подвергать каким-то доработкам, чтобы он хоть как-то ездил. Неудивительно, что к Датсуну столько внимания! Молодые ребята на Гранте вертелись вокруг, разглядывая Datsun со всех сторон. На парковке тоже расспросы, что за зверь и сколько стоит. А четверо строителей у гостиницы попросили посидеть внутри и начали узнавать, чем он отличается от Гранты. Выходит, знают и ждут?
Продажи on-DO уже стартовали, и подвести первых покупателей в компании Datsun не могут, иначе это похоронит все инвестиции в проект. А имидж марки — это не только достойный продукт по привлекательным ценам, но и нюансы последующей эксплуатации. Ведь многие люди, мечтающие об иномарке, хотят ещё и соответствующего отношения к себе со стороны сервисных центров. Потому продажами и обслуживанием on-DO займутся именно дилеры Datsun — сейчас по стране их всего 19, а до конца года будет 25. Конечно, с сетью Лады, которая включает в себя около 400 центров, не сравнить. Но есть все предпосылки, что охват Datsun будет только расширяться — первый блин не получился комом. Вопрос лишь в том, как долго на on-DO сохранятся такие цены.
Фото автора и компании Datsun