Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 июня
Renault Logan 1.6 84hp MT
Купил сегодня машину 2012го года. Конечно ещё рано судить, проехал где то 150км 100 из них по трассе. Но все же один вопрос. ПОЧЕМУ Автоваз не может за эти деньги делать такой же комфортный и надежный...
4.3
22 июня
BMW X3 20d xDrive AT
Автомобиль покупал новым у дилера в 2014 году. Очень хорошо управляемый и предсказуемый автомобиль. За три года эксплуатации на 42000 поменял задние плавающие сайлентблоки ,заскрипели весной и стойки...
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
9 декабря 2003 14:43, Новости

Отец советских концепт-каров

90 лет назад родился Юрий Долматовский, основатель отечественного художественного конструирования (стайлинга) автомобилей. Долматовский известен как автор советских концепт-каров, в частности, он создал первый отечественный минивэн.
Истрепанная и замусоленная книжка «Коллекция мистера Туманова» для многих автомобилистов в юные годы служила своеобразным путеводителем по машинам тридцатых годов. «Испано-Суиза» и «Линкольн», «Сентинель» и «Золотая стрела», «Лейланд» и «Рено» – их названия они впервые узнали из этой книги. В этой книге были и рисунки этих автомобилей, выполненные в характерной манере школы «Баухаус». Автором их был семнадцатилетний Юрий Долматовский. 7 декабря ему исполнилось бы 90 лет. Как и многие его современники, Долматовский в 20-30-е годы заразился «автомобильной бациллой». И она принесла ему хроническое «заболевание», которым он «страдал» всю сознательную жизнь. Мальчишки гонялись тогда за автомобилями, зарисовывали их, кто как мог, копировали их эмблемы, и это занятие становилось таким же увлечением, как коллекционирование марок, собирание значков или фантиков.
Школьник Юра Долматовский хорошо рисовал, особенно машины. Неудивительно, что он, закончив учебу, стал чертежником. И так ему повезло в жизни, что его рисунки стали печатать в журнале «За рулем» и других автомобильных изданиях. Но кроме художественного дара у Долматовского обнаружился и литературный талант. Он стал выступать с обзорами новейших автомобилей в журналах «За рулем», «Мотор», «Автомобиль». А в 50-е годы появились его книги «Повесть об автомобиле», «Автомобиль в движении», «Мне нужен автомобиль», «Автомобильные кузова» и многие другие – в общей сложности 16 книг. Долматовский писал статьи в журналах «Техника – молодежи», «За рулем», «Моделист-конструктор» – в эпоху информационного голода они позволяли молодежи, увлекавшейся техникой, развивать свою эрудицию. Кузовное дело к началу 30-х годов в нашей автомобильной промышленности было неизведанной областью. Долматовский взялся одним из первых заполнить эту нишу. Он работал конструктором в НАТИ, НИИГТ, на ЗИСе, УльЗИСе, НАМИ, ВНИИТЭ, НИИАТ.
Тогда художественное конструирование или, говоря современным языком, стайлинг, находилось в зародышевом состоянии. Долматовский начал закладывать основы нового направления в СССР. Поиски новых форм неизбежно наталкиваются на необходимость создания нового содержания, новых компоновочных схем автомобилей, новых инженерных концепций. Сейчас на международных автомобильных выставках мы видим много концепт-каров, автомобилей поисковых конструкций. Эти конструкции неизбежно гармонически увязываются с принципиально иным внешним оформлением. И Долматовский в начале 50-х годов стал автором отечественных концепт-каров. Он отталкивался при проектировании опытных образцов легковых машин от вагонной компоновки с расположенным в хвостовой части кузова силовым агрегатом. Он выдвигал нетрадиционные инженерные решения: сдвижные двери, расположенный в бампере радиатор, регулируемый по росту водителя педальный блок.
Первым концепт-каром Долматовского стала в 1951 году машина НАМИ-013. Ее двигатель вместе с автоматической коробкой передач был вынесен в заднюю часть кузова. Переднее сиденье находилось впереди управляемых колес. При малой длине кузова в салоне удалось разместить три ряда сидений. Когда в 1955 году в СССР начались работы по микролитражным автомобилям, Юрий Аронович выдвинул идею заднемоторной машины особо малого класса – «Белки». Эта работа велась совместно с НАМИ и на Ирбитском мотоциклетном заводе. Автомобиль на маленьких 10-дюймовых колесах и с откидывающейся вперед вместе с рулевой колонкой дверью получился очень компактным. Официальное наименование «Белки» – ИМЗ-НАМИ-А50. Этот автомобиль существовал в двух модификациях: городской и сельской, с открытым кузовом. Впоследствии, работая уже во ВНИИ технической эстетики, Долматовский выдвинул в 1966 году идею машины ПТ – специализированного перспективного такси. Она повторяла концепцию НАМИ-013. Автомобиль имел сдвижные двери, расположенный сзади мотор и, благодаря короткой колесной базе, обладал очень малым радиусом разворота. За опытным образцом ВНИИТЭ-ПТ в 1967 году последовал экспериментальный автомобиль «Макси», также сконструированный Долматовским и построенный ВНИИТЭ.
Эта разработка явилась первой попыткой создать модель универсала повышенной вместимости. В те годы термин «минивэн» еще не был в ходу, да и потребитель еще не оценил достоинства такого автомобиля. Все эти интересные машины были построены с чисто экспериментальными целями. Некоторые из них, как ВНИИТЭ, даже планировали выпускать серийно. Но любой концепт-кар, насыщенный нестандартными решениями, с трудом пробивает себе дорогу на конвейер. Так и произошло с конструкциями Долматовского: они составили коллекцию опытных образцов. Позже Юрий Аронович перешел на работу в НИИ автомобильного транспорта. Там он занимался электромобилями-фургонами. Они были построены, испытаны, но снова пополнили коллекцию опытных образцов. В принципе в автопроме работа над концепт-карами всегда ориентирована на исследование перспектив развития автомобилей и наземного транспорта вообще, на поиск решений, нацеленных в будущее. И работы Долматовского в этой области характеризуют его прежде всего как видного футуролога. Как конструктор, дизайнер, художник, ученый Ю. А. Долматовский имел немало последователей: В. Арямов, Э. Молчанов, В. Кобылинский, Н. Розанов, А. Захаров… Кобылинский, в частности, разработал принципиально новый дизайн карьерных самосвалов «БелАЗ». Эти машины выпускались серийно, и выработанный Кобылинским их облик получил дальнейшее развитие в последующих работах завода.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru