Логично, не правда ли, – представлять новый кабриолет к началу летнего сезона? Весной 2001-го BMW показала открытую версию M3 серии E46, спустя ровно 7 лет за ней последовала и первая «Эмка» со складным жёстким верхом – M3 E93. Казалось, что традицию продолжит и M4 Convertible, показанная в апреле на автосалоне в Нью-Йорке. Но теста пришлось ждать до сентября, и состоялся он вовсе не в жаркой Испании или Португалии – мы прилетели в Мюнхен, а маршрут лежал на юг, в Альпы. Вы шутите?
Но немцы были непреклонны. «Мы уверены, что дороги вам понравятся, а крышу не придётся поднимать даже в горах – там великолепные виды!» Смелое заявление. Тем интереснее сесть за руль – с кабриолетом 4-й серии редакция «Авто Mail.Ru» ещё не знакома. А вот с новой «Эмкой», да ещё и в двух ипостасях – M3 и M4 – я провёл немало счастливых минут в мае за рулём 431-сильных седана и купе. Причём тогда организаторы предложили прохватить и несколько кругов по «трёхмерной» трассе Альгарве. А сейчас оставалось лишь смотреть, как на площадках недавно открытого центра BMW Driving Experience в Майзахе развлекались ученики на M235i.
Впрочем, мысли о том, почему нам не дали «дубаснуть» хотя бы по паре упражнений, улетучились, стоило мне подойти к кабриолету в интересном окрасе Moonstone («лунный камень») с обычным чемоданом размера cabin-size, открыть багажник и застыть в немом удивлении. И как прикажете его сюда запихивать, когда в пространство между полом и сложенной крышей пролезет разве что небольшая сумка? Но оказалось, что BMW внедрила специальную систему подъёма «сэндвича» из стекла и стали. Нужно лишь нажать на кнопку, подождать несколько секунд и положить багаж – объём «трюма» в такой конфигурации составляет 220 литров, что на 10 литров больше, чем у предшественницы в кузове E93.
С поднятой крышей багажник увеличивается до 370 литров, что на 20 литров превосходит показатель кабриолета E93. Откуда прибавка? Дело ещё и в оптимизации конструкции складного верха. «Мы сделали его стальным, так как это позволило уменьшить толщину панелей без потери жёсткости. По этой причине алюминий нам не подходил», – рассказывает глава проекта BMW M3 и M4 Михаэль Вимбек. Разумеется, открытая версия M4 не имеет крыши из углепластика. И это – ещё один вклад в серьёзно выросшую массу – по стандарту DIN (без учёта водителя, но с заполненным на 90% топливным баком) M4 Convertible 1750 кг. Это на 253 кг тяжелее, чем купе M4!
К счастью, это не очень критично сказалось на динамике – до сотни 431-сильная M4 Convertible с опциональным семиступенчатым роботом M DCT разгоняется за 4,4 секунды, что всего на 0,3 с медленнее, чем купе. А уж о предшественнице и говорить нечего – та тратила на спринт «0-100» мучительно долгие 5,1 секунды (и весила при этом на 60 кг больше). Вовремя тяжёлому кузову подоспела помощь в виде 550 ньютон-метров, которые обрушивает на заднюю ось битурбо-шестёрка. Но, несмотря на то, что двигатель S55 здесь точно такой же, как в M3/M4, эмоций от него на порядок больше!
В седане или купе звук не впечатляет – после прежнего атмосферного V8 новым «Эмкам» недостаёт глубины и драматизма в «голосе». Но в M4 Convertible четыре патрубка выпускной системы доносят песнь мотора до ушей без каких-либо преград. Трёхлитровый S55 клокочет на холостых оборотах, басит на низах и отчаянно ревёт, когда стрелка тахометра мчится навстречу отметке «8». А как он огрызается при сбросе газа и «отплёвывается» в выхлоп, пока робот молниеносно сменяет ступени, толкая в спину и заставляя загораться огонёк системы стабилизации на влажном асфальте!
Кстати, Вимбек поведал интересную историю о настройке коробки передач: «Третий режим (кнопкой под селектором робота можно выбрать скорость смены ступеней) мы оставили только для эмоций. А при испытаниях на треке нашим тест-пилотам больше нравится второй режим, когда ударные переключения не разбалансируют машину. Та же история и при выборе алгоритма работы двигателя – в Sport Plus дозировать тягу турбомотора слишком сложно, зато добавляет адреналина!». Можно сэкономить 243 тысячи рублей и купить M4 Convertible с шестиступенчатой механикой, но тогда разгон до сотни вырастет до 4,6 секунды.
Спустя сотню километров я окончательно убедился – в M4 Convertible совсем другой кайф. Если на закрытых «Эмках» хочется атаковать поворот за поворотом и проходить их на грани сцепления шин, то в кабриолете максимум удовольствия приносят... тоннели, когда левым подрулевым лепестком сбрасываешь несколько ступеней, до упора жмёшь на газ и слушаешь концерт имени рядной шестёрки в первых рядах. Всё как во время прошлогоднего теста BMW Z4 sDrive35is, которая также запомнилась своим шикарным «голосом».
Увы, это сходство касается не только звука двигателя, но и ездовых повадок. С опущенной крышей руль BMW M4 Convertible предательски «пустеет», а ещё на него передаётся множество вибраций от дорожных неровностей. Конечно, M4 Convertible в этом отношении на голову превосходит ту же Z4 – передний модуль взят от купе M4 (и мы уже видели, что двигатель буквально опутан силовым каркасом), а заднюю часть дополнительно усилили. Середина кузова – такая же, как у обычных кабриолетов 4-й серии. Но для быстрой езды лучше поднимать складной верх – тогда «баранка» насыщена обратной связью даже при выборе режима Comfort, а толчки от дефектов покрытия исчезают. Внутри при этом так же тихо, как и в купе – с жёстким верхом можно не забивать голову мыслями о проблемах зимней эксплуатации.
Неожиданно, но даже в осеннюю погоду в предгорьях Альп мне пришлось поднимать крышу лишь один раз – когда начался дождь, а быстрые участки сменились деревушками с ограничениями «40». Всё потому, что у открытой «четвёрки» есть ряд преимуществ по сравнению с предшественницей. Первое – это так называемый «воздушный шарф». Из дефлекторов, расположенных ниже подголовников, идёт тёплый воздух, согревающий область шеи. А главное – внутри не дует на скоростях до... максимальной!
Сдует ветрозащитный экран или нет? Этот вопрос начал волновать меня, стоило выехать на «безлимитный» автобан. 150 км/ч – никаких проблем. 200 – внутри всё так же не бушует ураган. 240 – не дует, но при общении с коллегой уже приходилось перекрикивать шум ветра. И так – вплоть до 268 км/ч на спидометре, когда сработал ограничитель (купе в мае удалось разогнать до 267 км/ч). Да, формально максималка ограничена 250 км/ч, но, видимо, на высокой скорости вступает в силу погрешность приборов. Фантастика! Причёски остались в первозданном виде, а экран над задними сиденьями никуда не улетел.
Так что можно смело отправляться на BMW M4 Convertible в дальнюю дорогу – подвеска в режиме Comfort сохраняет приемлемую плавность хода, с опущенной крышей задувать не будет даже на максималке (при условии, что вы путешествуете вдвоём и установлен ветрозащитный экран), да и сиденья, которые мне не понравились на седане и купе, заменили другими. «Нам пришлось разместить точку крепления ремня безопасности в спинке кресла, а это потянуло за собой усиление каркаса. Плюс «воздушный шарф». В итоге каждое сиденье примерно на 20 кг тяжелее, чем в M3 или купе M4», – рассказал Вимбек.
Казалось бы, лишний вес, «пустой» руль при опущенной крыше – всё это не добавляет привлекательности BMW M4 Convertible. Но, удивительное дело, эмоций от кабриолета оказалось на порядок больше, чем от купе M4. Планируете ездить на трек, но не хотите терять в универсальности? Выбирайте дерзкий седан M3. А если хочется получить максимум ярких впечатлений, то однозначно стоит доплатить 400 тысяч, которые отделяют M4 от M4 Convertible – на российском рынке открытую версию оценили в 3 860 000 рублей. Продажи стартуют 26 сентября, и шутки в стиле поговорки «хороша ложка к обеду» к M4 Convertible уже неприменимы. В плохую погоду можно надёжно скрыться от стихии под жёстким верхом, а с первыми лучами солнца насладиться звуком 431-сильного «сердца» без преград и на любой скорости.
История
Фотографии компании BMW