Ленинградка останется без трамваев, но с пробками

Снять трамвайные пути и все светофоры – таков окончательный вердикт московских властей по делу о реконструкции Ленинградского проспекта. «Пролететь с ветерком» от третьего кольца до «Сокола» автолюбителям удастся не раньше 2007 года.
content image for: 5185
Реконструкция Ленинградского проспекта увязывается столичными властями со строительством третьего кольца. А если точнее, участка кольца – от Звенигородского шоссе до Сущевского вала. Проект, появившийся в 1999 году, включал в себя также реконструкцию Беговой улицы и Шмитовского проезда с учетом снятия трамвайного движения и строительство транспортной развязки на пересечении Сущевского вала с Шереметьевской улицей. Первое столичные власти уже сделали, а когда будет готов туннель под Сущевской, куда должен уйти поток с Шереметьевской улицы, до сих пор неизвестно. Виной тому вечная российская проблема – отсутствие денег. Сами работы начнутся не скоро – только проектная документация будет разрабатываться не ранее чем через два года. Но одно принципиальное решение уже принято.

Самый широкий проспект Москвы на почти 5-километровом участке избавится от трамваев и станет еще шире. Завершить же реконструкцию полностью планируется к 2008 году. Сейчас Ленинградский проспект в этом месте имеет 5 полос в сторону области, отделенных бульваром от 9 полос в сторону центра. Те, в свою очередь, разделяются трамвайными путями, по которым ходит 23-й маршрут. Первоначально рассматривался вариант с ликвидацией сквера, но в результате все-таки решили попрощаться только с трамваями. Как объяснил главный специалист «Мосинжстроя» Ваган Аветисян, сделано это было в основном по техническим причинам. На некоторых участках при снятии земляного покрытия одна часть дороги могла оказаться на метр ниже другой. Опыт, правда, показывает, что если московские власти в подобной ситуации делают выбор в пользу сквера, то с улицы в итоге исчезают не только трамвайные рельсы, но и деревья. Так было, в частности, при реконструкции Нижней Масловки. В результате реконструкции движение по центральной части проспекта станет двусторонним – по 4 полосы в каждую сторону. В итоге же проспект станет 18-полосной трассой.

Для тех, кто едет в сторону Волоколамского или Ленинградского шоссе, разница очевидна – плюс четыре полосы. А на проблемном участке слияния этих двух трасс в районе метро «Сокол» планируется строительство трехуровневой развязки. Выехать на Волоколамское шоссе с Ленинградского проспекта водители смогут по 3-полосной эстакаде, а обратно — по 3-полосному тоннелю. Загвоздка в том, что этот проект ещё не утверждён и не является составной частью проекта реконструкции проспекта. И если к моменту ее завершения развязки не будет, пробки в этом месте только увеличатся. Специалисты Мосинжстроя считают, что реализация проекта реконструкции «позволит значительно увеличить количество машин, выезжающих с Ленинградского проспекта на третье транспортное кольцо. Это, в свою очередь, облегчит проезд в центр по Тверской улице, которая сейчас явно не справляется с потоком автомобилей». Утверждение, конечно, спорное. С расширением проспекта количество машин на нём естественным образом увеличится, и не факт, что все они уйдут на третье кольцо. А перед Тверской возникнет знакомый градостроителям эффект бутылочного горлышка, когда 9 полос превратятся сперва в 5 (перед Белорусским вокзалом), а затем и в три (на Тверской). Это, естественно, повлечет за собой пробки.

Гораздо важнее то, что при реконструкции планируется снять все светофоры на этом участке, построив 5 подземных пешеходных переходов и два надземных, а также эстакаду для съезда на Башиловку и третье кольцо (внутренняя сторона) при движении из области. Одно это могло бы сильно увеличить пропускную способность трассы, однако столичные власти полумерами действовать не хотят. У метода подобной реконструкции Ленинградского проспекта есть как сторонники, так и противники. «Разгружать проспект, безусловно, необходимо, но лучше было бы превратить его в двухъярусную магистраль, как это принято делать в Европе, – считает заведующий кафедрой организации дорожного движения МАДИ Анатолий Рябчинский. – Такое решение наверное устроило бы всех, но мечтать о реализации подобного проекта при скудном финансировании бессмысленно». В целом профессор, который, ко всему прочему, и работает на Ленинградском проспекте (там находится автодорожный институт) считает действия властей верными. Другого мнения придерживается руководитель комитета «Москвичи за трамвай» Александр Морозов: «Могу понять, что некоторые автомобилисты к трамваю относятся не лучшим образом. Но на Ленинградском проспекте трамвай и остальной транспорт сосуществуют мирно. Такое расширение дороги приведет к пагубным последствиям не только для пассажиров, но и для автомобилистов. Из 18 полос две будут заняты парковкой, а еще четыре – общественным транспортом. Ведь для осуществления перевозок придется выводить на улицы дополнительные троллейбусы и автобусы, которые будут мешаться автомобилистам. Я уж не говорю про экологическую составляющую проекта. А пропускная способность не резиновая. Давайте расширим Ленинградский проспект до 26 полос. Все равно все упрется в узкую Тверскую улицу...» Трамвай на Ленинградском проспекте должен был быть снят еще в прошлом году, но волна протеста в виде писем москвичей в мэрию приостановила осуществление проекта. Нельзя исключать подобного повторения событий, тем более в предвыборный год. Возможно, найдется какое-то решение, которое удовлетворило бы не только автомобилистов, но и пользователей общественным транспортом, среди которых, как известно, гораздо больше потенциального электората.