Афромобиль Trabant

В Южной Африке решили возродить производство Trabant – знаменитого восточногерманского аналога «Запорожца». Пластмассовый символ ГДР претерпит минимум изменений в конструкции и получит другое имя – AfriCar. Почувствовать себя немцем среднестатистический африканец сможет за $3000.
content image for: 5086
«Трабант» – двухтактная малолитражка с пластмассовым кузовом, бывшая для жителей Восточной Германии тем же, чем для советских автомобилистов «Запорожец», и снятая с конвейера в Германии в 1991 году, похоже, обрела вторую жизнь. Производство машины, точнее ее несколько усовершенствованной версии, собираются наладить в Южной Африке. Автомобиль будет называться AfriCar.

Предполагаемая цена – около $3000 – сделает Trabant самым доступным автомобилем в Южной Африке. По мнению немецкой стороны, «Трабант» – идеальный автомобиль для небогатой части южноафриканского населения: конструкция машины предельно проста, а следовательно, надежна, пластмассовый кузов не подвержен коррозии, расход топлива минимален, а для угонщиков дешевая малолиражка не представляет практически никакой ценности. Кроме того, подвеска машины, изначально рассчитанная на не самые ровные дороги Восточной Германии, отлично справится и с южноафриканскими колдобинами. Скептики, правда, опасаются, что резиновые уплотнители «Трабанта», всегда являвшиеся одним из самых слабых мест машины, не выдержат жаркого африканского солнца. Кроме того, против Trabant выступают «зеленые»: его устаревший двухтактный силовой агрегат не отвечает экологическим нормам.

Последний «Траби», как ласково называли машину ее владельцы, сошел с конвейера завода «Заксенринг» в Цвиккау 30 апреля 1991 года и отправился в музей. От самой первой машины с этим названием его отделяли 45 лет. «Трабантом» автомобиль назвали не случайно – в конце 50-х годов весь мир был под впечатлением от первого советского космического спутника (Trabant по-немецки означает «спутник»). Конструкция «Трабанта» восходит к довоенным дешевым и неприхотливым DKW. Во второй половине 30-х годов в милитаризованной Германии были введены квоты на использование в промышленном производстве металла – большая его часть шла на военные нужды. В поисках альтернативного материала для изготовления автомобильных кузовов конструкторам концерна Auto-Union, куда входила DKW, удалось синтезировать материал, который немцы назвали «дюропластом», а советские ученые – фенольнопресольформальдегидной смолой. Материал получали из отходов хлопкового производства и клееобразного наполнителя. Из него был изготовлен кузов автомобиля IFA P70, ставшего предком «Трабанта». Благодаря дюропласту весила машина всего 620 кг. Конвейерное производство последнего, имевшего обозначение Р50 и представлявшего собой модернизированный P70, началось летом 1958-го, после объединения бывших заводов Horch и Audi в «Народное предприятие «Заксенринг». Trabant P50 получил 500-кубовый двухтактный двигатель мощностью 18 л. с. Двигатель разгонял легкую машину до 90 км/ч – весьма неплохой по тем временам результат. Аналогами «Трабанта» были французский Сitroen-2СV (18 л. с.), итальянский FIAT-600 (22 л. с.), японская Subaru-360 (16 л. с.), а также западногерманская BMW Izetta (12 л. с.). В 1959-м мощность трабантовского двухтактника подняли до 20 л. с. В 1962-м 600-кубовый мотор развивал уже 23 л. с. Два года спустя Восточная Германия увидела Trabant-601, кузов которого весил на 5 кг меньше по сравнению с предыдущей моделью. В середине 60-х конструкторы начали разработку прототипа с новым кузовом и роторным двигателем. Однако вместо новой машины появилась версиz прежнего «Траби» с открытым кузовом без дверей под названием «Трамп». Часть таких автомобилей поступила на службу в армию. В 1968-м мощность двигателя увеличили до 26 л. с. Очередная модернизация произошла лишь спустя 22 года. Летом 1990 года в серию пошел «Трабант-1,1» с 41-сильным мотором и усиленной подвеской. К тому моменту по Германии и странам соцлагеря колесили уже более 2,8 млн пластмассовых малюток.

«Трабант» стал символом послевоенной автомобилизации Восточной Германии. За дешевым и неприхотливым автомобилем выстаивали очереди, длившиеся годами. После того как в 1991 году автомобиль сняли с производства, он превратился в объект коллекционирования и тюнинга. Цена на хорошо сохранившиеся экземпляры автомобиля росла с каждым годом, рукастые самодельщики лепили из «трабантов» лимузины, кабриолеты и даже грузовики, по всей Германии появлялись клубы поклонников маленькой машины. Выпуск «Трабанта» чуть было не возобновили в 1995 году в Узбекистане. Руководство узбекско-американского СП «Олимп» подписало протокол о намерениях с заводом Sachsenring о производстве машины на территории республики.

Автомобиль должен был называться «Олимп-601» и в отличие от родных «Траби» иметь кузов не из дюропласта, а из отходов низкосортного хлопка. Узбеки надеялись выпускать до 30–40 тыс. машин в год. Предназначались «Траби» инвалидам и студентам. Однако весь парк машин ограничился единственным демонстрационным экземпляром, который собрали для журналистов. Правительство Узбекистана не заинтересовалось примитивным автомобилем и не предоставило предприятию необходимых льгот, без которых развитие производства оказалось нерентабельным. Но легендарный автомобиль не умер, а вновь появился спустя 12 лет. На сей раз в ЮАР.