«Газель»-убийца

В минувшую субботу в Москве и ближайшем Подмосковье случилось сразу две серьезные В минувшую субботу в Москве и ближайшем Подмосковье случилось сразу две серьезные аварии с маршрутками. В каждой из «Газелей» погибло по человеку, еще по пять получили травмы.

Такие аварии, к сожалению, не редкость. Практически все водители знают, что в погоне за прибылью (а заработок рулевого маршрутки прямо зависит от количества перевезенных пассажиров) «маршруточники» не соблюдают правила дорожного движения, могут перестроиться через три ряда, увидев поднятую руку. Да и объехать пробку «по встречке» для них – плевое, каждодневное занятие. Из-за все того же заработка они пренебрегают нормами безопасности: в часы пик в микроавтобус набивается по два-три стоящих в непонятной позе пассажира – лишь бы уехать. Не так давно журнал «За рулем» решил разбить «Газель» на Дмитровском полигоне, оформив это как краш-тест. Из семи манекенов «погибли» двое, остальные пять «получили серьезные травмы». Но испытания, как выясняется, ничему не учат. И вот в роли манекенов выступили живые люди...

Результаты того испытания не подействовали ни на кого. «Не надо бежать впереди планеты всей, – заявил в неофициальной беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» чиновник Госстандарта, вспоминая о том, что краш-тест не входит в программу сертификации таких машин. – Автомобиль в его нынешнем виде полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к автомобилям такого класса не только в России, но и за рубежом». По мнению чиновника, логичнее было бы ограничить скорость маршруток до 40-50 км/ч, а не оборудовать их ремнями безопасности, которыми все равно никто не будет пользоваться. Между тем ГАЗом при участии ряда зарубежных фирм уже разработана модернизированная «Газель», соответствующая необходимым нормам. У этой машины все сиденья имеют подголовники и оборудованы ремнями безопасности. Кроме того, усилен пол в салоне и крепления сидений. В отличие от нынешней маршрутки, в новой «Газели» все кресла расположены по ходу движения. Ради этого, правда, пришлось пожертвовать одним пассажиром – новинка имеет только двенадцать мест. Проблема у этого автомобиля только в одном – он примерно на тысячу долларов дороже нынешней модификации и еще больше – грузовой «Газели», нередко используемой для переделки в пассажирскую недобросовестными перевозчиками, желающими сэкономить. И пока Госстандарт и сертификационные органы не займут более жесткую позицию по отношению к производителям пассажирских автомобилей, очевидно, что востребована новинка не будет, а значит, пассажиры будут по-прежнему подвергаться серьезной опасности. Возможно, проблема пассивной безопасности «Газелей» и не была бы так актуальна, если бы не то, как эти машины ездят. С марта по апрель этого года ГИБДД Московской области проводила рейд «Газель», в ходе которого инспекторы проверяли маршрутки. Операция выявила целый ряд нарушений как ПДД, так и правил перевозки пассажиров.

Наиболее часто водители маршруток попадаются на превышении скорости, выезде на встречную полосу, движении по обочине и обгоне справа. Оно и понятно: водители спешат. При этом их подготовка зачастую оставляет желать лучшего. Как правило, перевозчики нанимают на работу приезжих, которые готовы работать за более низкую зарплату. Их профпригодность никак не проверяется. Все, что требуется, – это наличие прав категории D. Кроме того, в погоне за прибылью хозяева некоторых транспортных предприятий используют один довольно распространенный прием. Они принимают водителей на работу с месячным испытательным сроком (и низкой зарплатой), по истечении которого увольняют их с минимальным расчетом и нанимают новых шоферов. Таким образом они экономят на зарплате, выпуская на маршруты заведомо неопытных водителей с низким уровнем подготовки. Как рассказал «Газете.Ru» замначальника отдела технадзора и регистрации ГИБДД Московской области Алексей Ясишин, нередко маршрутки только де-юре принадлежат автопаркам, де-факто же этим бизнесом занимаются частные лица, которые нанимают водителей, управляющих автомобилем по доверенности.

Они по дешевке покупают подержанные грузовые или грузо-пассажирские «Газели» и переделывают их в пассажирские. В Московском регионе есть несколько специализирующихся на этом предприятий, наладивших систему сертификации переделанных машин. Количеству вариантов планировки их салонов позавидует и Renault Espace. При этом если в крупных городах, желая увеличить вместимость микроавтобуса, недобросовестные предприниматели ставят дополнительные сиденья, то на периферии нередко обходятся обыкновенными деревянными ящиками. Московские гаишники на тему маршруток общаются неохотно. По их словам, в столице «все под контролем и нарушений практически нет». Основная масса нарушений происходит на границе Москвы и области, где водители маршруток, стремясь объехать пробки по дороге в столицу, постоянно нарушают правила. Как пояснили в ГИБДД, контроль за маршрутками осложняет то, что, согласно должностным инструкциям, инспекторы могут проверять транспорт только на конечных остановках, чтобы не создавать неудобств пассажирам. Поэтому-то люди в форме зачастую игнорируют «Газели», даже когда те явно нарушают ПДД. По мнению гаишников, в беспределе, который учиняют на дорогах «Газели», виноваты прежде всего законодатели. Так, имеющиеся у ГИБДД средства воздействия на нарушителей слишком слабы. Штраф, который может наложить инспектор на водителя маршрутки, слишком мал по сравнению с его выручкой, сетуют в ГИБДД.