Штрафстоянки возвращаются в Москву

Как и предполагала «Газета.Ru», штрафстоянки в ближайшее время вернутся в Москву. По данным источников «Интерфакса» в городской администрации, проект постановления правительства столицы о задержании транспортных средств уже готов. Вопрос его принятия – дело времени.
content image for: 5002
Как известно, до 1 июля прошлого года штрафстоянками, куда отправлялся автомобиль пьяного или не имеющего при себе документов водителя, ведали местные власти. Соответственно, нередки были случаи, когда они отдавали эвакуаторно-штрафстояночную деятельность на откуп коммерческим структурам, которые устанавливали непомерные цены.

Гаишники же едва ли не в открытую говорили потенциальным клиентам стоянок – мы с ними в доле, и нам все равно, что ты нам заплатишь полторы тысячи рублей, что они. Сама же штрафстоянка обходилась примерно в три тысячи за суточное хранение плюс доставку автомобиля. С 1 июля с введением нового КОАП порядок задержания и хранения определялся уже правительством России. Как явствует из указа президента о введении нового КОАП, Михаил Касьянов должен был подписать соответствующее постановление в первом полугодии 2002 года. Однако КОАПу пошел уже 11-й месяц, а бумаги затерялись в недрах правительства. Соответственно, гаишники не имели права ставить машины на штрафстоянки и вынуждены были отпускать владельцев. Такая жизнь для водителей продолжалась бы долго, если бы не петербургский автомобилист Игорь Коняев, который затеял спор о законности штрафстоянок еще при старом КОАП. «Газета.Ru» уже рассказывала о том, как Верховный суд вынес по его жалобе противоречивое решение, которое фактически возвращает старые порядки. Согласно нему, до принятия постановления правительства региональные власти имеют полное право на собственное правовое регулирование порядка задержания транспортных средств. Петербург тут же принял соответствующее постановление, и штрафстоянки там отныне легализованы.

Тогда «Газета.Ru» написала, что в скором времени штрафстоянки могут доползти и до Москвы. И попала в точку. Как выяснилось, столичное правительство уже разработало свой проект постановления. Не без помощи нового начальника ГИБДД Виктора Кирьянова, который, по неофициальной информации, на одном из последних селекторных совещаний прямо заявил, что регионам необходимо пользоваться этим решением Верховного суда. В полном соответствии с КОАП в четырех строго определенных случаях машину можно отправить на штрафстоянку только в случае невозможности устранения нарушения на месте. Во-первых, если водитель не имеет при себе документов на право управления, регистрационных документов, а также, в необходимых случаях, действующей доверенности. Это касается также водителей, лишенных прав или не имеющих их вообще. Во-вторых, если водитель находится в состоянии опьянения или отказывается пройти медосвидетельствование. В-третьих, если машина имеет заведомо неисправные тормоза, рулевое управление или сцепное устройство (правда, доказать заведомость практически нереально). В-четвертых, если автомобиль стоит в тоннеле, а также создает препятствие для движения других автомобилей на проезжей части. По московскому проекту, машина будет направлена на ближайшую спецстоянку (проще говоря – штрафстоянку), при этому водителю будет вручена копия некоего документа под названием «Протокол об эвакуации». Если же водителя найти нет возможности, как в случае с парковкой, о перемещении его авто сообщат в территориальный орган внутренних дел, который должен проинформировать владельца о задержании его машины.

Если в старых постановлениях тарифы были суточными, то в новом оплата взимается за каждый полный час нахождения машины на стоянке. При этом первые три часа автомобиль будут охранять бесплатно. Но даже если владелец авто в это время придет за ним, ему все равно придется заплатить за транспортировку. И пока он это не сделает, машину ему не отдадут. К сожалению, собеседник «Интерфакса» не дал ответ на два главных вопроса. Во-первых, кто будет заниматься эвакуацией и содержать штрафстоянки – государственные органы или частные лица. Раньше в столице этим занималось некоторое количество именно частных фирм. Другой вопрос – сколько все это будет стоить и насколько расходы на меру обеспечения экономически оправданны. Получится парадокс – штраф за езду с забытыми правами 50 рублей, а за обеспечение этого наказания владельцу придется заплатить сумму как минимум в 10–20 раз большую.

Впрочем, столь любимая, продавливаемая гаишниками мера, которая, возможно, действительно необходима московским улицам, может быть оспорена в судебном порядке. Статья 12.35 КОАП гласит, что применять к водителям ограничивающие их права меры, не предусмотренные федеральным законодательством, запрещено и карается штрафом в 10–20 МРОТ для должностного лица. Решение Верховного суда к законодательству не имеет никакого отношения. Стало быть, подобное постановление правительства Москвы может быть признано незаконным. И нельзя исключать повторения истории с эвакуаторами для уборки улиц, когда соответствующее постановление Лужкова было опротестовано генеральной прокуратурой.