Почувствуйте себя дойной коровой

Две соседние страны – Россия и Украина, как известно, разделены границей. Но осталось немало людей, которые ездят на своем автомобиле в соседнюю страну. Чтобы проверить, как обстоят дела на погранпереходах, не вымогают ли с автомобилистов деньги, корреспондент «Газеты.Ru» отправился на Украину – проходить границу.

Слухи о разрешении короткого, до 15 дней, пребывания на Украине на машине по доверенности не от родственника подтверждения не нашли. Единственное, что можно предпринять в подобной ситуации, – транзитный въезд. На него дается до пяти дней. В этом случае при въезде надо указать пункт выезда, причем он должен отличаться от въездного. Нарушение этих правил карается большими штрафами. Мы же отправились на машине, зарегистрированной за юридическим лицом. Если российским гаишникам вполне было достаточно доверенности на нее, то украинцам потребовался путевой лист. Сотрудники «Рольф-центра», где мы брали Mitsubishi Carisma для этой поездки, помогли нам с этим, и после небольшого ожидания за чашечкой кофе «путевка», в которой обязательно должны быть указаны пункты назначения и сроки пребывания, попала в файл с документами. Традиционное пожелание счастливого пути, и с прекрасным настроением на осмотренной перед дальней дорогой машине мы выбираемся на Ленинский проспект, который выводит на дорогу М3 или Е101. М3 традиционно не относится к числу хороших дорог. Первые 100 км до Обнинска дорога вроде бы скоростная – четырехполосная. Но она забита автомобилями, светофорами и населенными пунктами, где имеют свойство дежурить гаишники. Особенно это касается Калужской области – в Балабаново без них редко когда обходится. От Обнинска идет перманентный ремонт. То разбитая в хлам «двухполоска», на которой больше 50 км/ч ехать страшно, то хайвей по всем правилам – гладкий, ровный, с разметкой и разделительной полосой. Правда, в «Росавтодоре» обещают, что весь участок Обнинск – Калуга станет таким к концу следующего года. После же поворота на Калугу наступает обычная российская двухполоска с покрытием среднего качества. Особое внимание на мосты: если впереди видите таковой, снижайте скорость до 20-30 км/ч, иначе есть шанс «полетать на трамплине», что не лучшим образом скажется на подвеске. Но при этом на некоторых участках, если дорога пустынна, спокойно можно держать скорость 130-140 км/ч. Правда, стоит опасаться гаишников: в Сухиничском, Думиничском и Жиздринском районах они в последнее время стали расставлять десятки постов, контролирующих скорость.

Самое обидное, что редко стали предупреждать о засаде встречные машины. Поэтому на штраф налететь довольно легко. Бензином желательно заправляться на крупных колонках – в Калужской области в основном распространены ТНК, в Брянской – ЮКОС. Чем дальше от Калуги, тем они реже. В Брянской области, например, можно порекомендовать лишь четыре заправки – в поселке Полпино (350 км от Москвы), после поста ГИБДД в Белых Берегах (360 км), у поворота на Навлю (400 км) и после поста ГИБДД в Брасово (430 км). Не настолько богата трасса и местами для отдыха и еды. Мотелей на российской части трассы всего три – у Калуги (170 км), у Сухиничей (250 км) и в Белых Берегах (360 км). Что касается еды, то можем порекомендовать кафе «Угра» (170 км), где подают неплохое мясо на углях, кафе в Бабынино (200 км), кафе «Валерия» не доезжая до поста ДПС у Жиздры (295 км) и харчевню в Красном Бору (380 км). В радиусе 300 км от Москвы приличные места можно узнать по скоплению дальнобойщиков – им-то точно известно, где лучше всего кормят. Существует проблема и с приличными сервисами. На трассе они работают только днем и есть далеко не везде. Один – в мотеле «Калинов Куст», что у Сухиничей, другой – в поселке Полпино напротив указанной выше юкосовской заправки. И уверенности в том, что они смогут починить новую иномарку, нет. Поэтому в таком случае лучше всего обзавестись телефоном профильного сервиса – хороший совет нам дали рольфовцы. На счастье, телефон не пригодился, но мало ли что в жизни бывает. До границы долетели за пять часов – не зря же рольфовцы посоветовали поехать именно на Carisma c идеальным для трассы двигателем 1,6: 1,3 с 82 лошадиными силами все-таки скорее городской двигатель. И вот КПП «Троебортное». Километровая очередь из фур, которую мы спокойно объезжаем: для легковушек своя очередь. Вернее, полное ее отсутствие – перед шлагбаумом никого. Для начала надо подойти к пограничнику на въезде с паспортами всех проезжающих и техпаспортом на машину и получить талон. Заезжаем на погранпереход, и тут мужчина без формы жезлом приглашает остановиться, выйти из машины и пройти в вагончик с надписью «Военно-страховая компания». Дальше начинается умелое вранье женщин – страховых агентов этой самой компании: «На Украине страховка обязательна, мы делаем все, чтобы деньги остались в России, без страховки вас отсюда не выпустят, мы ставим в талон печать о страховом контроле». Ну как тут, спрашивается, не заплатить? Очень просто, вежливо, но жестко попрощаться с ними. Дамы обещают море проблем, что без их штампика не выпустят. Но это лишь эмоции, никому эта страховка не нужна (у нас она, кстати, была: «Рольф» обеспечил). Жаль только потраченных пяти минут.

Ощущение, что водитель здесь – дойная корова, только усилилось после того, как было предложено заплатить 40 рублей за обязательную регистрацию транспорта на КПП. На первый вопрос «за что?» было предложено прочитать все на стенде, но на более конкретный вопрос женщина в окошке выдала следующее: «За электронную копию регистрационных документов, сделанную на компьютере. Ах, не нужна она вам? Ну и не сделаю тогда». 15 минут на все про все, и вот мы уже покидаем Россию. Сразу же после российской границы начинается очередь фур, которым предстоит преодолеть еще один КПП, на сей раз украинский – Бачивск. Километр, другой, третий – и вот мы встаем в «легковую» очередь. Состоит она всего из трех машин.

Тут же подлетает Audi с сумскими номерами и предлагает преодолеть все за пять минут. Стоит это, по их версии, полторы тысячи рублей. Обещают проблемы на границе: «Больше денег им отдашь и часа два еще стоять будешь». Зачем поощрять такую «коммерцию»? Ведь чем больше кормить этих людей, тем наглее они будут себя вести. Поэтому мы решили подождать. Не прошло и 15 минут, как пограничник показал: можно ехать. В общей сложности на украинскую границу было затрачено 50 минут. И это с учетом досмотра с пристрастием. Здесь самое главное – заполнить обязательство временного ввоза (форма МД-7). Обычно сотрудники КПП берут документы и заполняют его сами на компьютере, выставляя счет в 15-25 гривен (90-150 рублей). Дабы избежать этого платежа, нужно попросить у них бланк обязательства. Если же ответом будет: «Бланков у нас, в нищей Украине, нет», то вы имеете право просто вписать в пункт 4 таможенной декларации следующие слова: «Зобов'язуюсь вивезти цей транспортний засiб за межi митноi територii Украiни. Про вiдповiдальнiсть згiдно зi статтею 113 Митного кодексу Украiни в разi порушення цього зобов'язання ознайомлений». Кстати, в декларацию лучше писать все деньги, которые у вас есть, не округляя суммы. Были прецеденты «развода» со стороны таможенников по данному поводу. Нам же обязательство о временном ввозе заполнять не пришлось. Таможенник взял путевой лист, поставил красный штампик с надписью «Пид митним контролем». После заполнения миграционных карточек нам был дан зеленый свет. Оставалось только вежливо отказать страховщику сразу после границы («Не нужна вам страховка? Ну езжайте так!»), и вот уже указатель: Киев – 400 км.

Что касается страховки ГО в Украине, то там она «условно-обязательная». То есть законом и правилами дорожного движения она требуется, но ответственности за ее отсутствие не существует. В ПДД и вовсе смешная запись: водитель обязан предъявить полис сотруднику ДАИ только в случае, если он заключил такой договор. При этом на границе обычно навязывают еще и медицинскую страховку, хотя для граждан России и стран СНГ она добровольная. При этом там она непомерно дорогая: если платить по полной, это обойдется в 60 гривен. Если же платить не хотите, то главное правило: документы давать только таможеннику и сотруднику ДАИ – никаким страховым инспекторам, вымогающим деньги экологам (этот контроль отменен, хотя на некоторых границах сохранился), мойщикам в Харьковской области. Украинская часть трассы в принципе ничем не отличается от российской – дорога не сильно лучше. А через 5 км наш ждал сюрприз – знак ограничения скорости в 50 км/ч в чистом поле. Естественно, еще через 5 км примостились сотрудники Державной автоинспекции (ДАИ), зафиксировав допотопным «Барьером-2» скорость в 87 км/ч. Разводить эти люди умеют грамотно и профессионально. Показали какой-то тугамент за подписью местного министра внутренних дел, где якобы говорится о том, что у иностранцев-нарушителей отбирают автомобиль на штрафстоянку до суда (а основные нарушения по местному КОАП разбираются именно там). Рассказывали, что эта самая штрафстоянка стоит дороже, чем официальный штраф за данное нарушение – 17-34 гривны. Даже начали писать протокол, успев внести туда лишь два слова – «керував автомобилем» (управляя автомобилем). Но им ничего не оставалось, кроме как отпустить нас. Дело в том, что КОАП Украины предписывает даишникам только выносить предупреждения и писать протоколы. Остальное – задача суда, куда должно прийти дело из ДАИ. А все их «разводы» основаны только на незнании гражданами их прав.

Поэтому совет простой: предложите даишникам написать протокол. В худшем случае они запишут туда свои реквизиты и слова «керував автомобилем» и, обидевшись, отпустят вас. Это, конечно, не касается серьезных нарушений, как то: езда в нетрезвом состоянии, пересечение железнодорожного переезда при закрытом шлагбауме или на запрещающий сигнал светофора, а также ДТП. В таком случае даишники имеют право отобрать водительское удостоверение. Ну а если привыкли «платить штраф на месте» (читай: давать взятки) в России, то это можно делать и там. «Торг», по нашим данным, начинается с несусветных сумм 50-100 гривен. Реально же мелкие нарушения стоят 5-10 гривен. Украинские водители обижаются, когда «богатые» россияне платят по 20-30 гривен: «Развращаете наших даишников, вы же уедете, а нам потом с ними общаться». Но вернемся к нашей дороге. Пограничники, таможенники и даже обидевшийся экипаж ДАИ посчитал своим долгом поинтересоваться: «А куда вы, собственно, держите путь?» Дабы не раскрывать журналистские карты, говорили, что едем в город Глухов (ближайший к границе). И вопрос «зачем?» не поставил в тупик. Единственная достопримечательность этого места (или, правильнее будет сказать, мiста) с тысячелетней историей – последний до сих пор работающий автобус ЗИС-155 – такие возили пассажиров по Москве в 50-60-е годы прошлого века. Дабы выполнить заявленную на таможне цель поездки, мы нашли этот автобус – он принадлежит колхозу «Рассвет», что в селе Полошки в 5 км от города. Любители автомотостарины, конечно, подумают, что держать его на колхозном стане есть кощунство. Судя по всему, его можно купить: все в глуховских окрестностях интересовались, не собираемся ли мы сделать это. Обратный наш путь лежал через другую таможню – в селе Екатериновка на трассе Глухов – Рыльск – Курск. Несмотря на то что ей присвоено гордое имя Е38, она больше напоминает проселочную дорогу – никакой европеизацией не пахнет. С указателями и вовсе беда. Но язык, как говорится, до Катеринiвки доведет. 20 км – и мы на небольшом КПП.

Тут нас ждет сюрприз в виде сотрудника ДАI, предлагающего заплатить $10 за пользование дорогами Сумской области. На наш отказ предоставляют копию указа президента Украины, легализующего этот сбор. Но – внимание! – там не указана сумма сбора. Мотивировав тем, что Сумской раде мы подчиняться не намерены, а коли президент не написал, сколько, платить мы не будем. И тут же из будочки собирателей дорожного сбора пошли к пограничнику на шлагбауме. За нами побежал даишник, кричавший «погранцу»: «Володя, он за дороги не заплатил». Володе был задан один вопрос: у пограничных войск есть к нам претензии? Нет? Открывайте шлагбаум. Пограничник мягко предложил зайти все-таки в будочку, написать письменный отказ от уплаты сбора, но мы решили этого не делать. Шлагбаум открыт. Так удалось пройти границы без копейки, что на самом деле получается довольно редко. Пустые погранпереходы: 10 минут на украинской стороне, 10 – на российской безо всяких намеков на взятки, и мы на родине. Крюк в 80 км компенсировался скоростью прохождения таможни и более пустыми дорогами. Тем более что на «Каризме» мы быстро, за 45 минут, наверстали это расстояние. Так что совет простой: лучше выбирать маленькие погранпереходы, нежели ехать по-прямому, по магистрали. На российском участке Е-38 с указателями попроще: мы без труда в Рыльске нашли нужный поворот на Хомутовку, которая находится в паре километров от трассы М3. Еще пять часов пути по знакомой дороге – и мы в Москве.