Пришла зима — выбирай снегоход. Классификация сноумобилей

Двадцать лет назад выбор снегохода в России был прост: приходишь в магазин и покупаешь «Буран». Но с тех пор растаяло немало снега, и сейчас у нас в стране продается огромное количество снегоходов, и мы попробуем разобраться во всем их многообразии

Двадцать лет назад выбор снегохода в России был прост: приходишь в магазин и покупаешь «Буран». Он был олицетворением снегохода и его именем нарицательным, как сейчас все копировальные аппараты величают «Ксероксом». Но с тех пор растаяло немало снега, и сейчас у нас в стране продается огромное количество снегоходов различных брендов и классов, отличающихся по предназначению. Мы поможем вам немного разобраться в этом калейдоскопе гусениц и моторов.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Итак, вы решили, что зима — это наше все, и без снегохода в северной стране жить лоховато. Значит, нужно брать и кататься. Рассматривая картинки в интернете, можно впасть в ступор, особенно если нет друзей-снегоходчиков. Современные снегоходы дико красивы, но, почему-то, очень похожи, особенно ясно это понимаешь, когда пытаешься выбрать что-то конкретное для себя. Руль, гусеница, лыжи, седло — это есть у всех. Так чем же они отличаются, кроме строчки в прайсе и кучи загадочных цифр в характеристиках?

Бренды

Главными игроками мирового и российского рынка снегоходной индустрии являются: основатель класса, фирма BRP из Канады, с линейкой снегоходов Ski-Doo и европейским подразделением Lynx. Далее идут снегоходы из США: Polaris и Arctic Cat. Азию представляет японская Yamaha. Отечественным производителем является компания «Русская механика». Были замечены первые попытки сделать снегоход китайских производителей, но в данный момент на российском рынке их практически не существует.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Принципиальный алгоритм выбора типа снегохода включает в себя три ключевых момента. 1. Местность, в которой вы планируете свои поездки: она может быть равнинной или горной. 2. Количество снега, выпадающего в этой местности. 3. Стиль катания и применяемость: можно дрова возить, а можно и горные вершины покорять или выезжать с семьей в лес.

Утилитарные — для работы без отдыха

Утилитарные снегоходы предназначены, прежде всего, для работы. Таскать сани, возить охотников и рыбаков во всевозможные труднодоступные места. Их можно условно разделить на три категории: тяжелые, легкие и для глубокого снега, с суперширокой гусеницей.

Первые, как правило, оснащены четырехтактным мотором, способны перевозить тяжелые грузы, трудиться на обслуживании лыжных трасс, газопроводов. Они отличаются большим количеством опций: защитные дуги, лебедки, дополнительный свет и даже горный тормоз. Отсюда высокая стоимость.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Легкие — самые массовые модели, мотор, чаще всего, двухтактный, дополнительных опций мало, конструкция максимально проста, а малый вес и низкая цена — главные мерила ценностей. В северных районах такие аппараты используются как повседневный транспорт и выполняют работу по хозяйству.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Супервайдтраки (SWT) могут иметь отличительные черты как легких, так и тяжелых моделей, но обязательно обладают самой широкой гусеницей в мире снегоходов: от 54 до 61 см. Они в состоянии уверенно двигаться в очень глубоком снегу и в горной местности. Хочется отметить, что утилитарные модели из верхнего модельного ряда вполне могут служить в качестве туристических и экспедиционных машин, так как по уровню комфорта и оснащения они им не уступают.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура
content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Диапазон стоимости утилитарников начинается от 180 — 250 тыс. руб. за модели отечественного производства. Цены на импортные модели начинаются от 325 тыс. руб. за самые простые и заканчивается в районе 690 тыс. руб. за самые навороченные модели.

Туристические — для отдыха и только

Туринговый снегоход, как Gold Wing на гусенице. Масса кнопочек и подогревов всех частей тела, пластик имеет красивые обводы и модную яркую окраску, огромное ветрозащитное стекло, чтобы не дуло, подвеска очень мягкая и комфортная, двигатель чаще всего четырехтактный. Бывают даже такие опции, как электроусилитель руля.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

На таком снежике можно часами рассекать по снежным просторам, но, так как гусеница не сильно широкая и длинная, съезжать с подготовленной трассы в дебри не стоит. Это не означает, что вы застрянете в первом же сугробе, но если решите штурмовать глубокий пухляк, держите лопату, трос и руки друга наготове. На такой машине хорошо отправиться на пикник, в семейном кругу, усадив детей в сани, а свою любимую позади. При желании, на «туристе» можно ездить очень быстро, мощный двигатель и хорошая курсовая устойчивость этому способствуют. Все модели этого класса двухместные и дружественны к любому новичку, в первый раз решившему освоить снегоход.

Стоимость «туристов» начинается от 450 тыс. руб. и финиширует на планке 650 тыс. руб.

Горные снегоходы

Из названия понято, для чего они нужны: для гор и глубокого снега. Главным отличительным свойством этих машин является длинная гусеница с высокой лопаткой снегозацепа. Длина гусеницы у горников начинается от 144 и заканчивается на 163 дюймах. Для того, чтобы уверенно подниматься по заснеженным склонам, также требуется мощный мотор и малый вес. Эти параметры производители улучшают год от года. Лучшие горники — двухтактные. Это следствие борьбы за снижение веса. Опций для создания комфорта, за исключением подогрева ручек, на них практически нет. Да и кататься вдвоем на них некомфортно из-за конструктивных особенностей подвески и одноместного сиденья.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Чем длиннее трак, тем сложнее управлять снегоходом в поворотах, поэтому ширина лыж у них довольно небольшая. Это помогает опытным райдерам заваливать аппарат в поворот в глубоком снегу, а новичкам — легко переворачиваться на ровных укатанных трассах. Как первый снегоход горник брать не стоит. Управление им требует большого мастерства и хорошей физической подготовки. Если же вас все-таки тянет покорять горы, не стоит брать снегоход с самым длинным траком. Приобретите навыки на более легких в управлении машинах и только тогда решайте, какой размер трака вам действительно подойдет.

Стоимость снегоходов в данном классе варьируется от 450 до 650 тыс. руб.

Кросс-кантри и фрирайд

Достаточно новые и активно развивающиеся направления. Их основным вектором является активный драйв. На этих аппаратах одинаково хорошо выполнять трюки и прыжки, наслаждаться маневрами в глубоком снегу неподготовленных трасс. Им характерна отличная маневренность, поэтому им по силам поросшие лесом горные склоны.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Снегоходы этого класса подходят и для таких видов спорта, как гонки на выносливость и ориентирование на пересеченной местности (эндуро). Длина траков этих машин находится в диапазоне от 136 до 144 дюймов. Таким образом достигается оптимальный баланс между отточенной управляемостью и возможностью кататься в горах и глубоком снегу. Все модели разрабатываются с применением последних технологических откровений индустрии. Причина этого — борьба за выбор молодых и активных райдеров, так что полумерам здесь не место. Ездить на таком аппарате одинаково хорошо практически в любой местности, где имеется снег и есть желание агрессивной езды у райдера.

Стоимость машин такого класса лежит в диапазоне от 500 до 650 тыс. руб.

Спорт

Это отдельная категория снегоходов, предназначенных исключительно для кросса. Мотокросс в мире мотоциклов — прямая аналогия. Соответственно, сфера применения этих машин — снегоходная кроссовая трасса, на которой во время заездов сноумобиль проводит времени на снегу не меньше, чем в воздухе. В угоду управляемости у этих машин самый короткий трак в классе: как правило, 121 дюйм, а также минимальный вес и мощный двигатель, работающий на высокооктановом топливе. Покататься вдвоем не получится, и новичкам рекомендуется выкатываться на таком аппарате только под присмотром тренера и с использованием полной защитной экипировки.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Базовая стоимость этих снарядов — порядка 500 тыс. руб., тюнинговые детали могут сделать машину легче, мощнее и, естественно, дороже.

Выбирай на вкус

В целом, картина того, что творится в классах, должна быть ясна. Утилитарные снегоходы нужны егерям, охотникам и рыбкам. Для отправляющихся в многодневные экспедиции подойдут самые дорогие модели утилитарников. Тут очень большой выбор: от бюджетных моделей, до самых дорогих и роскошных. Для прогулок семьей и покатушек с друзьями на природу, а также истинных ценителей красивых обводов нужен турист. Если вы живете на Камчатке или на Кольском полуострове, и горы вас манят, стоит обратить внимание на горники.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

На таком аппарате можно закинуть приятеля сноубордиста на дикую трассу, куда добираться пешком придется целую вечность и самому полюбоваться миром с высоты птичьего полета. Снегоход для фрирайда подойдет для любой местности: если снега очень много, нужно брать аппарат с длинным траком, если нет, то пойдет и короткий. Выбор этих моделей достаточно велик, так что есть с чем экспериментировать каждой приходящей зимой.

content image for: 49832
Источник: Роман Романишин, Кирилл Калапов, Марк Кожура

Понять, что твое, в данном классе можно только через собственный опыт и накат. У вас во дворе есть кроссовая трасса и лавры чемпиона не дают уснуть? Тогда только спортивная модель! Но ездить на кроссаче в других местах противопоказано. Кстати, стать чемпионом шанс есть: конкуренция в сноукроссе еще не большая, но обязательным условием будет переезд в Сургут или Уренгой, тренироваться там можно девять месяцев в году.

Роман Романишин
Кирилл Калапов
Владимир Безруков
Марк Кожура