Квадроциклизм головного мозга. Util’Show 2012

Начало ноября. На улице то дождь, то снег, то плюс, то минус. Мотоциклы давно зачехлены, снегоходы же доставать еще рано. Слякотно, промозгло и сыро. Но есть одна категория людей, для которых межсезонья не существует в принципе. Это квадроциклисты

Начало ноября. На улице то дождь, то снег, то плюс, то минус. Мотоциклы давно зачехлены до теплых деньков, снегоход тоже доставать еще рано. Мертвый сезон. Слякотно, промозгло и сыро. Но есть одна категория людей, для которых межсезонья не существует в принципе. Это квадроциклисты.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Утро субботы — хмурее не бывает. «За бортом» около нуля, идет противный мелкий дождик. Пословица про собаку и хорошего хозяина — как раз про такую погоду. Тут себя-то заставить выйти из дома — целый подвиг! Бегом до машины, плюхнуться в кресло, включить подогрев сиденья, печку и не вылезать! Впереди полтора часа комфорта и тепла. Можно чуть-чуть расслабиться.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Специализированная трасса для квадроциклов X-Arena, расположенная в Пушкинском районе Подмосковья, встречает полным отсутствием места для парковки. Все обочины и прочие не очень грязные места у дороги заставлены машинами. Трасса построена в старом карьере. Несмотря на то, что подобные сооружения у нас встречаются, X-Arena по-своему уникально. На площади в несколько гектаров устроены десятки разных препятствий: трамплины, гребенки, крутые подъемы и спуски, змейки, полоса препятствий из бревен, старых грузовых покрышек, и даже тридцатипятиметровая ванна для мад-рейсинга здесь есть. Помимо квадриков, трасса может принимать и мотоциклетные, и снегоходные гонки. В зависимости от формата, сложности соревнования, пожеланий организаторов и, разумеется, типа техники, трассу можно конфигурировать самыми разными образами. В этот раз, для гонок квадриков и SSV длина кольца составила около полутора километров.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

В общем, собираюсь с мыслями, застегиваю куртку, натягиваю кепку. Как же не хочется вылезать из теплой машины! Снаружи моросит тот же противный дождик, по пит-зоне и вокруг нее деловито снуют люди в экипировке и дождевиках. Туда-сюда катаются квадрики, гремит музыка, в общем, настроение царит самое гоночно-праздничное. Сегодня трасса X-Arena отмечает свой второй день рождения, и по этому поводу тут проходят квадро-гонки Util’ show. Нет, это не потому, что гоняются тут на ведрах с мотором и прочем шлаке. Просто шанс проехать трассу есть только у тех квадриков, которые раньше было принято называть утилитарными. Только полный привод. Никакие спортивные кроссовые аппараты тут просто не выживут. Да и вообще, в России «утилитарники» прижились гораздо лучше, причем именно в спортивно-развлекательном формате. Почему в кавычках? Да потому что назвать, к примеру, «литровый» Сan-Am, да даже 800-кубовый Stels, утилитарными машинами — язык не поворачивается. Эта техника, хоть и произросла из «неприхотливых машин для работы», к таковой уже давно не относится даже близко. Но исторически название класса осталось.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Util’ show — это, пожалуй, самое демократичное и доступное квадро-соревнование для любителей. Во-первых, близко от столицы. Всего час с небольшим дороги, даже по пробкам. Во-вторых, никакой особой подготовки техники не требуется. Никаких условий, вроде обязательного наличия огнетушителя, лебедок и прочих наворотов. Ну и в-третьих, весь бюджет гонки, вместе с затратами на бензин и еду, укладывается в три-четыре тысячи рублей. Пятьсот — обязательное страхование жизни и здоровья, а дальше от пятисот до полутора тысяч за участие в каждой дисциплине.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Дисциплин несколько: кантри-кросс — это как раз прохождение трассы с кучей препятствий. Дрэг-рейсинг — классическая гонка с парным стартом, разве что чуть короче, чем на привычные 402 метра, мад-рейсинг — очень зрелищная дисциплина. Парная гонка в той самой ванне, шириной 15, и длиной 35 метров. Глубина водной преграды — около метра. Во всяком случае, таковой она была летом. Сейчас же, после нескольких обильных снегопадов и дождей, воды в «луже» заметно прибавилось. Сверху все это великолепие покрывает сантиметровая корка льда, хоть и уже расколотая заботливыми организаторами на большие куски. В любом случае, даже летом эта водная преграда пропускала сквозь себя далеко не всех смельчаков, а уж сейчас — гонка превратилась в настоящий заплыв! Без шноркелей и лифта здесь делать совершенно нечего. Квадрик просто нахлебается воды и «пойдет на дно». Не забываем, что на улице — всего на пару градусов выше нуля, так что заплыв представляется более чем экстремальным. Да, кстати, горячего душа на площадке нет, так что переодеваться придется прямо под бодрым ветерком и снегом! В общем, спорт для настоящих отморозков!

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Иду переодеваться. Сегодня я не просто зритель-обозреватель. Это вообще не наш метод. Нет ничего лучше метода полного погружения. Что в изучении иностранных языков, что в писательстве репортажей про квадро-соревнования. К тому же, сегодняшнее «Утиль-шоу» — крайняя возможность покататься на квадрике в этом году. Глядишь, через пару недель выпадет снег, и все. Квадрики по снегу ездят так себе, да и что за покатушки, если грязи нет!?

В общем, экип, кстати, покрытый легким слоем казанской грязи (так и не постирал после прошлого теста, лентяй) будто включает тумблер в голове. Промозглая погода больше не нагоняет уныние, а даже наоборот, добавляет энтузиазма, ведь сегодня на трассе просто неимоверное количество грязи! Как ее не хватало на том самом прошлом тесте под Казанью... Сесть на квадр и не испачкаться — это как, даже не знаю, какую аналогию из печатных привести. В общем, это, по крайней мере, неприлично. Зато сегодня грязищи будет — залейся!

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Я могу принять участие в гонке благодаря компании «Веломоторс», которая любезно предоставила мне для этого мероприятия квадрик Stels 800D — самый взрослый и злой аппарат модельной линейки. Мне, если честно, на нем кататься еще не доводилось. Будет интересно. Хоть участие в гонке на аппарате, который видишь впервые в жизни, больше похоже на авантюру, выбирать не приходится. У нас, журналистов, всегда так. Пришел (на гонку) — увидел (свой квадрик) — победил (себя и поехал гоняться).

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

В общем, выкатываюсь на трассу. Мокро. Грязно. Неимоверно грязно! От этого боевой дух и азарт только разгораются! Весь пелетон, состоящий из почти трех десятков квадров, выкатывается за ведущим на ознакомительный круг. Хоть трасса и знакома многим, но какой буквой китайского алфавита ее загнули в этот раз — никто, естественно, не знает.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Даже ознакомительный круг по трассе, на пешеходной скорости добавляет мне и квадрику килограммов 10 веса. Неимоверное количество «говнолина»! Что же будет в гонке! Второй круг — тренировочный. После него я возвращаюсь в нашу командную палатку отмываться и ждать своего заезда. Поскольку у меня нынче квадрик 800-кубовый, я попал в класс ATV-Maxi. Буду гоняться со «взрослыми» квадриками, вроде литровых Can-Am, и более скромными, но не менее грозными семисотыми «гризликами». Да, сухопутные гонки — это вам не парусный спорт. Гандикапа по признаку площади парусов и мореходности тут нету.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Перчатки мокрые, ноги — тоже. Остальное, упрятанное под слои кордуры и мембраны, вроде бы сухое. И то хорошо. Даже после пары неспешно пройденных кругов, стало жарко. Даже уже подмокшие ноги (на трассе есть пара луж, глубиной, выше колена) не мерзнут, а вот руки ... Единожды обмороженные пальцы очень быстро теряют чувствительность при охлаждении. К концу второго круга я ехал, уже не очень отчетливо ощущая верхние конечности.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

К моменту старта я уже изрядно насмотрелся на заезды в младших классах ATV-Mini и ATV-Midi. Заезд длится 10 минут плюс один круг. Выходит, что за заезд гонщики успевают пройти пять-шесть кругов. Ожидание старта — самое напряженное время. Хочется уже быстрее поехать!

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

И вот, отмашка клетчатого флага и десяток квадриков, поднимая фонтаны жидкой грязюки устремляются вперед. Вроде бы, держусь в основной группе, но уже после первых десятков метров начинаю заметно отставать. Неужели Stels настолько слабее конкурентов? Мотор то и дело упирается в отсечку, а квадр не идет... По ходу дела, подбуксовывает ремень вариатора. Очень быстро оказываюсь в хвосте пелетона. Спортивная злость — прекрасное чувство! Видимо, не малую долю мощности и крутящего момента аппарат черпает именно из нее, передаваемой всеми красками русского нелитературного! К середине первого круга, где заканчивается скоростной участок и начинаются всякого рода препятствия, обхожу одного соперника, почти сразу — второго. А вот за поворотом третий разлегся на брюхе на одном из бревен «моста» через канаву — не попал в колею. Хе! Я уже не последний! За пять кругов вполне есть шанс «сделать» еще человек несколько, а там, глядишь, и в призы выйти можно! Но моя восьмисотка утыкается в отсечку все чаще, а разгоняется все хуже. Второй круг. Почти в начале трассы — затяжной ступенчатый подъем, но перед ним можно взять хороший разгон. Отстреливая несгоревшим топливом в трубу, квадрик взбирается в нее. Спуск и снова подъем. Правда чуть более разбитый колесами и крутой. И без возможности разогнаться как следует. До верха остается всего несколько метров, но квадр, натужно ревя на отсечке, останавливается и начинает источать характерный запах горелой резины.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Все, амба. Приехали. Пока пытаюсь руками помогая мотору забраться наверх, меня обходят трое моих «коллег». Тех самых, которых я только что «сделал». Хотя, теперь уже неважно. Очевидно, что для меня гонка закончена. Видимо еще на тренировочном круге вариатор хватил водички и ремень начал буксовать. Естественно, понял я это только когда открыл полный газ на старте заезда. А дальше — дело техники. Пара подъемов, и буксующий ремень благополучно сгорел. Все же, шноркели — великая вещь. А гонка на незнакомом аппарате — лотерея. Но такая уж журналистская доля. Играть в эту лотерею.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Возвращаюсь в пит-зону. Конечно, немного расстроен, ведь даже не финишировал. Но при этом, все равно, настроение прекрасное. Ведь так знатно испачкаться под конец летнего сезона, да, к тому же, с удовольствием впулить по такой замечательной трассе — что может быть круче! Отличная точка оффроудного сезона. Теперь отстирывать экип и прятать его до весны.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Тем временем заезд заканчивается. Чтобы добраться от места поломки до финишной черты сквозь декалитры грязи и луж, у меня уходит почти 10 минут. Финиширую вместе с участниками заезда. Хоть и пешком.

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Но праздник-то не кончается! Переодеваюсь. В сухой «гражданской» одежде почему-то менее тепло и комфортно, чем в мокром экипе. Наверное, это уже клиника. Хронический квадроциклизм головного мозга. Мокрые и чумазые с головы до ног люди довольно улыбаются, делятся впечатлениями, кто, кого и как объехал или, наоборот, упустил позицию. В пит-зоне царит оживление и веселье. Тем временем начинается заезд в классе SSV. «Коты», «коммандеры» и прочие «полярисы» уходят на дистанцию. Кстати, кто считает, что кататься на SSV чище, чем на квадрике, потому, что крыша, двери, капот «и вообще», — сильно ошибается. Никто из тех, кто проехал трассу на квадрике, не мог даже близко соперничать с «эсэсвешниками» по степени чумазости!

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Дальше — дрэг-рейсинг и заплывы в водоеме, мад-рейсинг. Именно эта дисциплина выявила наиболее хронических носителей квадроциклизма мозга. Чтобы полезть купаться в воду при нулевой температуре, нужно быть полностью квадронутым на всю голову! Таковых нашлось четверо. Я бы не решился! А парням, как говорится, респект и уважуха!

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Хотя, на мой взгляд, самыми геройскими героями были дети. 23 ребенка от 5 до 12 лет гонялись на специальной детской трассе! Подрастающее поколение наступает на пятки взрослым! Растет достойная смена!

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Все же, Util’ Show — это, действительно, в первую очередь, шоу. Для спортсменов и для зрителей. Отдельным гвоздем программы стал Dirt&Snow drag challenge: парный заезд квадрика и снегохода. Конечно, о соревновательной составляющей говорить не приходится, но зато такое точно нигде не увидишь!

content image for: 49764
Источник: Роман Романишин

Уже к вечеру состоялось награждение победителей. Пусть соревнование и не очень серьезное и, в большей степени, развлекательное, но без призов чемпионы не остались. В общем, на свой день рождения трасса X-Arena устроила для любителей квадроспорта настоящий праздник. Такие мероприятия, к сожалению, пока еще редкость. Остается ждать весны, чтобы снова приехать сюда и как следует размесить отмерзающую грязь и тающий снег зубастыми колесами квадриков.

Благодарим компанию «Веломоторс» за предоставленную технику.

Павел Курлапов
Роман Романишин