75 лет за рулем

Старейшему российскому автомобильному изданию – журналу «За рулем» – исполнилось 75 лет. Поздравляя коллег с юбилеем, «Газета.Ru» рассказывает о том, как работал журнал в эпоху, когда новых автомобилей в стране было мало, а зарубежная информация оказывалась практически недоступной.

По данным международного медиаагентства Zenith , «За рулем», вышедший совокупным тиражом в 1 млрд 78 млн экземпляров, входит в первую десятку самых популярных мужских журналов мира. Сейчас на рынке прессы представлен не один десяток автомобильных изданий. Проблем с информационным обеспечением нет – журналистам доступен интернет, разнообразные автоиздания всего мира, есть выбор автомобилей на тест-драйв. А каково приходилось «зарулевцам» в докомпьютерные времена железного занавеса. Как рассказал «Газете.Ru» один из ветеранов издания Марк Тилевич, тест-драйвы в журнале были уже в ту эпоху: «Генеральные директора ВАЗа, ГАЗа, «Москвича», УАЗа были не просто друзьями журнала, но и членами редколлегии. Как только на свет появлялась новая модель, мы сразу же получали её в своё распоряжение для испытаний. Но ведь автоновинок тогда было не так много. Поэтому большое внимание уделялось советами по эксплуатации и ремонту. Тогда это было очень важно, поскольку тогда люди покупали машину на всю жизнь».

Возможностей ездить в командировки на крупнейшие автосалоны в Женеве, во Франкфурте, в Париже у журналистов той эпохи не было. «По счастью, – продолжает Тилевич, – удавалось посещать салоны в странах соцлагеря. Во время этих поездок иногда получалось читать западную прессу. В дальнейшем все сведения о западных новинках публиковались в разделе «Мир моторов». Были они весьма лаконичными. Информация для раздела в основном бралась из популярного тогда чешского Motorevue, немецкого Auto, Moto und Sport, английского Autocar, французского L`Automobile. Но ту периодику, которую мы сами хотели бы использовать, нам выписывать не разрешали. Журнал был органом ДОСААФ, а головная организация старалась сберечь валюту. Все строилось на личных связях. Например, известный наш сотрудник Лев Шугуров (сейчас он сотрудничает с «Газетой.Ru». – «Газета.Ru») умудрялся доставать даже австралийские издания».

В общем, с получением информации проблемы были немалые. Но о важнейших событиях, например о появлении новых типов двигателей или автомобилей, журналисты «За рулем» все-таки узнавали. Но при этом необходимо было выдавать информацию дозированно. «Нам необходимо было соблюдать пропорции, чтобы западная автопромышленность не превалировала над советской, – говорит Тилевич. – Объём её не мог превышать четверти журнала. За этим следил специальный отдел». Не всем изданиям советской эпохи удалось сохранить былую популярность. К «За рулем» это не относится. Естественно, по сравнению с самим собой 15-летней давности журнал резко изменился в тематическом плане, сохранив при этом фирменные рубрики типа «Советы бывалых», «Своими силами», популярные в небогатых районах России. До 5-миллионного тиража, которого достигал ежемесячник в советскую эпоху, ему, конечно, далеко. Но сегодня и полмиллиона для «дедушки» российской автожурналистики – не самый плохой результат.