Высокие технологии от MZ

MZ Motorrad — некогда известный, а сейчас практически забытый производитель мотоциклов из Восточной Германии

MZ Motorrad — некогда известный, а сейчас практически забытый производитель мотоциклов из Восточной Германии. Безусловно, в свое время компания сделала многое для развития двухтактных двигателей, но никогда не ассоциировалась с новейшими технологиями. Но, похоже, уже в скором времени ситуация может кардинальным образом измениться.

content image for: 49673


На выставке Intermot в Кельне, прошедшей на прошлой неделе, компания MZ продемонстрировала любопытный прототип 125 SF, оснащенный одноцилиндровым четырехтактным двигателем. Мотор небольшого эндуро имеет совершенно новую систему газораспределения, при которой отпадает необходимость в дроссельной заслонке — старом и очень несовершенном узле регулирования подачи поступающей в цилиндры рабочей смеси. Давно было известно, что при неполном открытии заслонки она увеличивала сопротивление проходу воздуха, что приводило к росту расхода топлива и повышению токсичности выхлопных газов, однако это долгое время считалось неизбежным злом.

content image for: 49673


Немецким инженерам удалось повысить экономичности двигателя без потерь мощности, при этом вписаться в жесткие нормы по количеству вредных выбросов, благодаря введению дозирования поступающей в цилиндры рабочей смеси путем изменения высоты подъема впускных клапанов. Привычная цепочка «распредвал — коромысло — клапан» была дополнена эксцентриковым валом и промежуточным рычагом. Эксцентриковый вал вращается приводимый от электродвигателя через червячную передачу. В созданной кинематической цепи электромотор, «руководимый» компьютером, поворачивая эксцентриковый вал, увеличивает или уменьшает плечо промежуточного рычага, задавая необходимую свободу перемещения коромыслу, с одной стороны опирающемуся на гидротолкатель, а с другой воздействующему на впускной клапан. Меняется плечо промежуточного рычага — меняется высота подъема клапанов в соответствии с нагрузкой на двигатель. Благодаря этому, на высоких оборотах достигается наилучшая вентиляция цилиндра, наилучшее его заполнение топливовоздушной смесью. При минимальных оборотах ход клапана минимален. При этом уменьшается эффект перекрытия клапанов, благодаря чему расход топлива минимален. С увеличением числа оборотов величина открытия клапанов увеличивается. При этом уменьшается сопротивление газовым потокам внутри цилиндра, скорость продувки и наполнения цилиндра топливовоздушной смесью возрастает. Кроме того, увеличивается действие так называемого инерционного эффекта. Топливно-воздушная смесь внутри цилиндра запирается клапанами при гораздо большем давлении, ее плотность выше, чем при минимальных оборотах. Сама по себе данная идея не нова и на протяжении последнего десятилетия широко используется в автомобильной промышленности (BMW Valvetronic, Nissan VVEL, Toyota Valvematic и пр.). Однако, для мотоиндустрии — это первый случай применения подобной системы.

content image for: 49673


Совсем недавно компания MZ Motorrad, основаная в 1906 году, переживала один кризис за другим. После объявления о завершении своей деятельности по причине убыточности в 2008 году, предприятие в конечном итоге было куплено двумя экс-пилотами GPРальфом Вальдманном и Мартином Виммером. MZ сконцентрировалась на выпуске скутеров, в основном электрических, но возвращение к производству «настоящих» мотоциклов по-прежнему оставалось частью глобальных планов компании.