Первый советский лимузин

70 лет назад в Ленинграде, городе, откуда начинался российский автомобиль, вышли в серию первые советские лимузины Л-1. Именно они стали прообразом ЗИС-101 и других советских «членовозов».

Сергей Миронович Киров предложил выпускать легковые автомобили высшего класса в тракторном цехе завода «Красный путиловец» вместо устаревших колесных тракторов «Фордзон-Путиловец». Как всегда в те годы, работу нужно было делать срочно. И чтобы выиграть время, без тени сомнения за образец взяли американский Buick-30-90. Возможно, такая машина была либо у Кирова, либо у директора завода Тер-Асатурова. Единственный образец разобрали, все детали обмерили, сделали в авральном порядке чертежи. 24 апреля 1933 года собрали первый образец, а 29 апреля, как раз к майским праздникам, закончили шестую машину. Все машины из этой первой опытной партии назывались претенциозно – «Ленинград-1», или просто Л-1.

Для отечественной, еще слабой автомобильной промышленности эта машина являлась достижением.

Впервые в СССР был изготовлен мотор с восемью цилиндрами в ряд. Он имел термостат, совершенный карбюратор, верхние подвесные клапаны и развивал мощность 105 л.с. при рабочем объеме 5600 куб. см. Шасси автомобиля имело амортизаторы двустороннего действия, вакуумный усилитель в приводе тормозов, центральную смазку узлов шасси. Комфортабельный кузов типа «лимузин» выглядел очень красивым, и заводчане преисполнились гордостью, что «утерли нос американцам». Но судьба машин Л-1 оказалась незавидной. После первой опытной партии «Красный путиловец» получил заказ на производство танков Т-28. Кроме того, заводу пришлось заняться выпуском пропашных тракторов «Универсал». Все работы по легковым автомобилям высшего класса в силу сложившихся обстоятельств пришлось передать в Москву на ЗИС.

В дальнейшем этот завод с 1937 года стал выпускать представительские лимузины ЗИС-101, в основу конструкции которых была положена одна из моделей все того же Buick. Шестерка Л-1 эксплуатировалась до 1941 года в родном городе, а в годы блокады ее следы потерялись.