Нужен новый большой седан, чтобы выглядеть круто во дворе родной двенадцатиэтажки, не ударить в грязь лицом перед коллегами и с достоинством подкатить на деловую встречу? Какой же выбрать? Не нужно быть финалистом «Битвы экстрасенсов», чтобы уверенно утверждать — большинство россиян ответит: «Toyota Camry!» И это не просто разговоры — Camry действительно заполонили дороги страны. С ноября 2011 года, когда очередное поколение модели появилось на нашем рынке, машина разошлась уже 90-тысячным тиражом. Для сравнения — дилеры Renault продали 154 тысячи Логанов за тот же срок.
Соперники Camry продаются в разы хуже — причём, что интересно, в прошлом году с трёхкратным отставанием за ней следовал вовсе не идеологически схожий седан Nissan Teana, а красотка Mazda 6! В чём причина успеха Тойоты — цены, спокойный и солидный внешний вид, магия бренда, крепко засевшая в мозгах соотечественников, или Camry берёт чем-то ещё? Это мы и решили выяснить, а экзаменовать Camry будут Nissan Teana и Honda Accord.
Интересные метаморфозы происходят в сегменте среднеразмерных седанов. В то время, как Toyota Camry остаётся неким оплотом, хранителем «очага» и не меняет своих ценностей, конкуренты из кожи вон лезут, пытаясь нащупать тот самый золотой компромисс, который позволит привлечь под свои знамёна десятки тысяч покупателей. Со многими одноклассниками Camry редакция «Авто Mail.Ru» уже знакома — мы знаем, что Accord отныне перестал бродить по улицам в спортивном костюме с гантелей в руках, став более солидным. В Kia решили сделать свою Оптиму с оглядкой на подтянутую Мазду 6. Главной интриганкой оставалась Teana — во время премьерного тест-драйва этой весной Юрий Урюков подметил в ней драйверские нотки.
Не исключено, что многие сделают выбор, лишь взглянув на наших подопечных. Nissan буквально кричит о себе «мускулистыми» обводами, характерным разрезом «глаз» и огромной хромированной решёткой, в которой чувствуется влияние премиального отделения Infiniti. Правда, сзади Teana отталкивает блестящей планкой над номерным знаком, а 17-дюймовые колёса тонут в арках длинного кузова. Зато у неё два выхлопных патрубка! И люди не оставляют Теану без внимания — с интересом на неё смотрят из соседних машин, поглядывают и пешеходы.
Но каков Accord! В прошлом году мы уже брали Хонду вместе с Маздой 6 и на фоне ярко-красной «шестёрки» он выглядел скромником в своём чёрном одеянии. Но в белом перламутре да на 18-дюймовых дисках Accord очень хорош и прекрасно обходится без вычурных деталей, которыми пытается завлечь любителей выделиться в потоке Nissan Teana. Тойоту обсуждать бессмысленно. Вы легко можете представить себе типовой деловой костюм или, например, чемодан, в который складываете вещи перед отпуском. А теперь вообразите большой седан — получится Camry. Строгий дресс-код и никаких эмоций — ничто не должно отвлекать от работы.
Toyota пытается произвести впечатление внутри. Сочетание цветов и фактур отделочных материалов немыслимое! Бежевая кожа, серебристые вставки, чёрный пластик и аляповатое глянцевое «дерево» с красноватым оттенком... Хочу всего и сразу, и чтобы богато — пассажиры должны видеть, за что отданы 1 307 000 рублей! Интерьер Camry вполне может оказаться в парижской палате мер и весов как пример дурновкусия. Но эргономике это не вредит — всё под рукой. Порадовала износостойкость — пробег тестовой Camry перевалил уже за 30 тысяч километров, но панели не люфтят, наполнитель кресла не просел, а пластик не затёрт и не поцарапан. Удивляет лишь гордая надпись All Auto на блоке управления стеклоподъёмниками. А что, в автомобиле за такие деньги может быть иначе?
Может! В это сложно поверить, но Nissan Teana за 1 330 000 рублей предлагает водителю лишь один автоматический стеклоподъёмник. К счастью, в остальном интерьер Теаны настолько хорош, что об этом недостатке забываешь моментально. Учитесь, Toyota! Здесь уместно смотрятся деревянные вставки, блок климат-контроля не выглядит пришельцем из 90-х и в целом всё более изящно, чем в грубоватом убранстве Camry. Добавляет очков в копилку Ниссана и дисплей на приборном щитке — его графика и красива, и информативна. Но есть и досадный прокол — кожу для отделки руля можно было выбрать нежнее, тактильные ощущения не из приятных.
Honda наиболее доступна в нашей тройке — Accord в комплектации Sport стоит 1 289 000 рублей. Но достигнуто это путём отказа от ряда оборудования. В таком Аккорде нет навигационной системы и камеры заднего вида, что порождает логичный вопрос — зачем здесь столько дисплеев? Причём огромный экран вверху центральной консоли управляется кнопками, а сенсорная панель с допотопным разрешением, расположенная между дефлекторами вентиляции, — пальцами. И, к тому же, дублирует немногочисленные доступные функции — настройки, музыка и бортовой компьютер. Странное решение. Хотите кожаный салон, «глаз» сзади и навигацию? Извольте доплачивать 150 тысяч за Accord в исполнении Executive Navi. Настораживает и провисшая крышка «бардачка» — тем же недугом страдал ещё Accord седьмого поколения! Зато автоматических стеклоподъёмника тут два. Достижение...
Любопытный факт — у этих трёх седанов идентичная колёсная база, 2775 миллиметров! Так что места для ног тут предостаточно. Но Accord предлагает задним пассажирам лишь откидной подлокотник с подстаканниками, дефлекторы системы вентиляции и пепельницу. А спинка дивана слишком завалена назад. Nissan чуть гостеприимнее на втором ряду и предлагает обитателям «галёрки» подогрев. А вот опциональная вентиляция сзади исчезла. Ещё один звоночек, намекающий на изменившийся характер Теаны?
Открываю заднюю дверь Тойоты и отмечаю, что садиться внутрь в Camry удобнее, чем в два других седана. А какой любовью окружён «самый важный» пассажир! Дефлекторы, вместительный бокс и выдвижные подстаканники, подогрев — это ещё цветочки. Только Toyota предлагает «директорский» блок управления климат-контролем, аудиосистемой и электроприводами регулировки угла наклона спинки (правда, она не складывается). Королевские возможности! И запас для коленей тут на 20 мм больше, чем в Теане, и на 10 мм, чем в Аккорде. В нашей тройке Camry однозначно самый удобный автомобиль для поездок сзади.
А какой из них больше понравится за рулём? Три седана близки друг к другу не только по габаритам, но и по характеристикам — все с четырёхцилиндровыми двигателями схожей мощности, автоматическими трансмиссиями и передним приводом. Да-да, при смене поколений младшим мотором Теаны стал 172-сильный агрегат QR25DE объёмом 2,5 литра, а V-образной «шестёркой» оснащается теперь только топ-версия седана Nissan. Невелика потеря — «четвёрка» имеет даже больше крутящего момента, чем предшествующий V6, а его пик (234 Н∙м) приходится на 4 тысячи «оборотов» вместо 4400 об/мин прежде.
Но больше всего Teana удивляет, стоит городским пробкам и прямым шоссе смениться извилистой дорогой. В знакомом повороте ловлю себя на мысли: «Ничего себе!» От огромного седана с «жирными» шинами не ждёшь такой лёгкости манёвра. Причём задняя многорычажка слегка подруливает, добавляя в поведение Теаны немного перчика. Nissan хорошо стоит на дуге, лишён диагональной раскачки, и только усилитель руля лишает водителя доли обратной связи — ощущение ненатуральное.
Увы, платить за это приходится собственным телом. Что случилось с плавностью хода? Да, более жёсткие пружины и амортизаторы положительным образом сказались на управляемости, но от большого седана не ждёшь, что он будет содрогаться на каждом стыке эстакады и не оставит без внимания ни одну трещинку и заплатку. С ростом скорости ситуация становится лучше и с крупными неровностями Teana справляется хорошо, но в городском режиме и на столичных дорогах тряска портит весь сложившийся положительный имидж.
У Хонды всё наоборот! Accord наплевательски относится к мелким дефектам полотна и гораздо мягче проходит стыки, но если на приличной скорости заехать на участок с глубокими волнами или ямами, то амортизаторы могут пропустить удар на кузов. И на московских дорогах с изобилием стыков, заплаток и колейностью Honda оказывается комфортабельнее. А в виражах Accord ещё лучше Теаны — наслаждаешься оптимальным усилием на руле, «плотной» обратной связью и устойчивостью. Хорошее шасси! Accord, хоть и стал солиднее в повадках, но всё ещё помнит о своих корнях.
У Аккорда тоже есть «экологичный» режим, в котором отклики на педаль акселератора заставляют вспомнить о коале, неторопливо поедающей эвкалипт, а коробка передач с упорством осла цепляется за высшие ступени, причём их у автомата Хонды всего пять. Так что для более-менее динамичной езды лучше перевести рычаг в положение S или пользоваться подрулевыми лепестками. Но на разгон с места это не повлияет, хотя и Accord оказался шустрее, чем заявляет производитель (10,1 секунды до сотни), и укладывается в 9,4 секунды.
Toyota, несмотря на схожую динамику (в среднем 9,1 секунды), даже и не пытается увлечь водителя. Руль самый большой в диаметре, от упора до упора делает свыше 3 оборотов, а усилие на нём таково, что «баранку» можно вращать чуть ли не одним пальцем. Это очень радует на парковке, но огорчает, когда нужно быстро проехать скоростной поворот. Крены, раскачка на волнах, вибрации тормозных дисков (видимо, 31 тысячу километров Camry проехала в жёстких режимах), неудобное кресло со скользкой обивкой и никчёмные шины напрочь отбивают охоту штурмовать виражи. Тем не менее, на Тойоте можно ехать шустро и поведение её надёжно. Но нужно ли идти против её воли?
А пассажирам нравится! Особенно тем, кому повезло оказаться сзади. Там, где Teana шарахается в колеях и толкает в спину на стыках, Camry идёт невозмутимо, словно утюг по мятой ткани. Но на крупных неровностях или «лежачих полицейских» чувствуется стук сзади, сопровождаемый раскачкой. Похоже, «устали» амортизаторы. Издержки старого правила «больше скорость — меньше ям», помноженного на хорошую плавность хода? А тише всех неожиданно оказался Accord — рычит лишь двигатель при интенсивных разгонах. У Тойоты шумят шины (несмотря на название Yokohama Decibel) и сильнее слышен свист ветра, а Teana огорчает подвыванием вариатора на малых скоростях — в пробках или на парковках.
Так в чём же секрет Camry? Безоговорочные плюсы — задний диван и плавность хода. Но главная причина — цена! За 969 тысяч рублей можно воплотить мечту о большом чёрном седане. И неважно, откуда она — из советских времён или из 90-х годов. И пусть за эти деньги Camry будет оснащена 148-сильным двухлитровым мотором и четырёхдиапазонным автоматом — выглядит она точно так же и несёт на себе желанный логотип Toyota. Впрочем, для любителей пульнуть по прямой есть и вариант с 3,5-литровым V6 мощностью 249 «лошадок». Не стоит забывать о корпоративных продажах и государственных структурах — чиновники средней руки облюбовали Camry за её солидный внешний вид и, конечно, возможность прикрыться производством в России. Да это же реинкарнация «Волги»!
Nissan Teana для пузатого 50-летнего дядьки в вытянутых брюках и пиджаке на размер больше слишком игрива снаружи. А уставший от сидячей работы позвоночник не оценит усилия инженеров в области управляемости — зачем терпеть тряску? В Ниссане, вероятно, поняли, что соперничать с Camry не получится, поэтому привили Теане новые гены в надежде на более молодых покупателей, которые традиционно предпочитают седаны Mazda, Honda, а теперь ещё и KIA. Nissan привлекает отличным интерьером и... ценой! Ведь за 1 330 000 рублей Teana оснащена вентиляцией передних кресел, приличной аудиосистемой Bose и кучей систем безопасности — камерами кругового обзора, контролем мёртвых зон и разметки. К тому же, в гамме остался и 249-сильный V6 объёмом 3,5 литра. Но полноприводного варианта больше нет.
А вот Хонду цены губят — Accord не имеет преимущества российского производства. Седан со 180-сильным мотором, сопоставимый по оснащению с Тойотой и Ниссаном обойдётся в 1 439 000 рублей. За эти деньги можно купить Camry V6! Accord с шестицилиндровым двигателем дилеры оценивают минимум в 1 619 000 рублей, а импортёр не удосужился уменьшить мощность до 249 лошадиных сил, что выгодно отразилось бы на транспортном налоге. Кому нужен табун в 281 «голову», если в столице за них ежегодно придётся отдавать 42 150 рублей?
И, несмотря на отличное шасси и приятную наружность, аккорды этой песни звучат не столь ярко, как хит середины 2000-х — Accord седьмого поколения, крайне популярный в России. А жаль. Если вы предпочитаете ездить за рулём, то Honda лучшая в этой компании. Если сзади — то, конечно же, Toyota. А Teana излишне требовательна к дорожному покрытию, обладая при этом лишь 172 «лошадками». Может, с V6 она будет более гармонична? Хороший повод опробовать эту троицу в самых мощных версиях!
Фото: Виктор Борисов