Ралли «Выборг», или Камни судьбы

7-й этап моносерии Volkswagen POLO CUP экипаж «Авто Mail.Ru» едва не завершил на подиуме
Юрий Урюков

Что такое «Выборг»? Это камни. Так говорили все, кого я спрашивал о знаменитом ралли на российско-финской границе. Словами не передать, сколько историй, от комичных до трагичных, я услышал на тему камней, когда пытался собрать информацию о предстоящем этапе Volkswagen POLO CUP. Доходило до совсем уж фантастических рассказов, из которых можно было уяснить, что камни на ралли «Выборг» чуть ли не живые. Неугодным спортсменам они распарывают бензобаки, вырастают на апексах закрытых поворотов и раскурочивают подвески, режут колёса... И уж если вылетишь с дороги, так тебя непременно примет даже не дерево, а булыжник размером с «боевой» Polo.

Сперва я пытался объяснить себе эту языческую мистику простой пословицей — «у страха глаза велики». Тем более, что конкретных рекомендаций, как договориться с этими чудо-камнями, я так и не узнал. Предельная концентрация? Точная стенограмма? Но это, в принципе, важно на любой гонке. Да и к чему тревоги, если обстановка на ралли «Выборг» выдалась весьма дружелюбной. Не зря одно время здесь проводились этапы международной серии IRC. В России вообще не так много гонок, которые базируются в крупных городах. И если, к примеру, в Ростове Великом дело ограничивается только торжественным стартом на центральной площади у Кремля, то в Выборге на ней же располагается и сервисный парк. Антураж — хоть картину пиши. Средневековый замок, старинная круглая башня, брусчатка — вот окружение «боевых» автомобилей на старте, во время перерывов между секциями и на финише. Призы вручает бывший пилот Формулы 1 Виталий Петров, а среди почётных гостей мелькает сам Жерар Депардье. Неудивительно, что посмотреть на это действо собирается чуть ли не весь город.

Да и на ознакомлении с трассой ничего особо опасного я не заметил. Дорожка временами узкая, очень извилистая. Камней действительно много. Даже очень много. Но мелкую щебёнку мы в расчёт не берем, а на крупные булыжники я напарываться не собираюсь. Поэтому в стенограмме стараюсь прописывать траекторию так, чтобы крупные камни под колёса не попадались. К тому же, едется без всяких пометок «осторожно» и «внимание» гораздо смелее.

Правда, мы всё же решили подстраховаться, воспользовавшись предложением команды взять на борт две «запаски». Но в целом к старту наш экипаж подошёл в приподнятом настроении. Меня гораздо больше беспокоило собственное физическое состояние. Сначала в день приезда штурману Лене Кузнецовой пришлось побегать в поисках жаропонижающего средства. А позже, когда лютая простуда немного отступила, мы решили поддержать друзей-соперников и приняли участие в товарищеском матче по пляжному волейболу. В итоге при попытке взять сложный мяч я так смачно приложился левым боком о песок, что на полном серьёзе думал о переломе рёбер. Хороший урок — держать себя в форме, конечно, надо, но без лишнего экстрима. И чуть позже мне эта история аукнулась...

Хотя обо всех болячках я перестал думать на старте первого спецучастка. Пошёл обратный отсчет. Двадцать секунд... Включаю первую передачу. Пятнадцать секунд... Фиксирую машину гидравлическим ручником. Десять секунд... Поднимаю обороты мотора. Голос Лены в наушниках дублирует ход стрелки на часах — пять,.. четыре,.. три,.. два,.. один... Вперёд!

Но в этот раз взять с места в карьер не получилось. Практически сразу упираемся в плотное облако пыли. Дальше капота ничего не разобрать. Что такое!? Догнали медленный экипаж? Может, у них проблемы? Но нет — просто обильная засуха привела к тому, что обычно слегка влажная лесная трасса стала выжженной, как песок на солнце. А плотные ряды деревьев мешали ветру развеять эту завесу. Едем фактически вслепую, по стенограмме. Но быстро, само собой, не получается — чтобы мчать по-настоящему, и пилоту, и штурману надо видеть ориентиры. А их нет... Хочется выйти из машины и руками этот туман разогнать! Так и «тошнили» до финиша — ни удовольствия, ни скорости — благо, что доп «Буслово» выдался короткий, всего пять километров.

Увы, следующий 16-километровый спецучасток «Яшино» оказался не лучше. Потом я узнал, что опытные лидеры специально опаздывали на пункт контроля времени — хватали пенализацию в десять секунд, но зато получали дополнительную минуту после проезда другого экипажа. Как оказалось, такая тактика себя полностью оправдала, но мы так поступить не догадались и потому вновь отправились расталкивать бампером Polo пыльное «молоко». Злость берёт — хочешь ехать быстрее, а не можешь!

По итогам двух допов занимаем четвёртую позицию в зачёте Volkswagen POLO CUP из девяти стартовавших участников, но отражает ли это реальную расстановку сил? Ответ на этот вопрос должен был дать повторный проезд «Буслово» и «Яшино». Причём без заезда на сервис.

Организаторы — молодцы, увеличили стартовый интервал до двух минут. И дело сразу пошло веселее! Времена на спецучастках улучшились катастрофически. Нас адреналин тоже захлестнул девятибалльной волной — дороги в окрестностях Выборга такие же «трёхмерные», как в Карелии, но, как правило, намного более узкие. А лететь боком по тропе, которая чуть больше ширины машины, — ох как страшно! Но при этом нереально круто!

Продолжаем удерживать четвёртое место в Volkswagen POLO CUP, притом не встретив ровным счётом никаких проблем. Даже камни, которых так боялись перед стартом, и те оставили нас в покое — обе «запаски» остались нетронутыми. Начудить умудрился только я сам. Притом дважды и в одинаковых ситуациях — сразу после финиша допов. Само собой, идя на результат, отпускать газ не хочется до последнего. Только вот надо учитывать, что после красных знаков конца спецучастка дорога не всегда идёт прямо. В первом случае нам, к примеру, пришлось влетать на полном ходу в довольно крутой левый поворот — в итоге резанули бруствер и к судье подъехали, как каскадёры, на двух боковых колёсах. А во втором случае после финиша оказалась ходовая связка, к которой я также оказался не готов — один занос, другой, пытаюсь отловить машину, одновременно затормозив перед судейским постом, но нас всё же разворачивает. И, как на ростовской гонке, Polo садится защитой силового агрегата на булыжник. Хорошо ещё в деревья не влетели. Поддомкратили, достали камень и поехали дальше. Вроде обошлось... Так что очередной совет начинающим — при записи стенограммы всегда продолжайте её хотя бы на 200-300 м после финиша, чтобы точно знать, где придётся замедляться.

Сервис выдался лёгким — автомобиль оказался полностью исправным, будто и не проехал только что полноценную секцию из 40 «боевых» километров. Разве что защиту помяли слегка. А так протёрли стекла, поменяли местами колёса и отправились дальше. Ведь настоящее испытание ждало нас впереди — два проезда гигантского по меркам Кубка России спецучастка «Перевозное» длиной 23 км. Все понимали — именно на этой техничной извилистой дороге решится судьба гонки.

Поэтому мы решили не рисковать и играть, так сказать, на удержание счёта. Стараемся ехать максимально осторожно и уверенно, но при этом достаточно быстро, чтобы сохранить отрыв от наседающих сзади соперников. Без проблем финишируем, хотя к концу дистанции у меня от тряски и напряжённой рулёжки начал сильно болеть повреждённый накануне бок. Вдобавок на середине допа испытали пару тревожных моментов — заплутали в собственной стенограмме. Видимо, на прописи сказались последствия простуды — и это ещё одно доказательство того, как важно во время ознакомления с трассой быть в хорошей форме.

Пока окольными путями возвращались на старт спецучастка, нам дозвонился встревоженный Сергей Волков. Ему доводилось выигрывать ралли «Выборг», в том числе за рулём Volkswagen Polo, поэтому характер этой трассы он знает не понаслышке. В этот раз он следил за ходом борьбы за экраном компьютера и потому сразу увидел, что заминка со «стенкой» стоила нам многого — идущий позади экипаж Силантьев/Окунев ликвидировал отрыв и даже вышел немного вперёд.

А это значит, на заключительном допе расслабиться уже не выйдет — придётся сражаться в полную силу. Мудрый Волков сразу даёт совет: проверить перед стартом машину, особенно колёса. Лезу за манометром, хотя про себя думаю о бесполезности этой процедуры — зачем, если покрышки все целые? Меряю давление, и меня прошибает холодный пот — в заднем правом баллоне чуть больше атмосферы! Прав оказался Сергей — окажись мы с таким «медленным» проколом на трассе, долго бы точно не протянули.

До старта успеваем поставить «запаску» и довольные отправляемся в бой. Но недолго музыка играла. Промчав всего пару километров, чуть не вылетаем в крутом левом повороте. Машина перестает слушаться руля, а в салоне завоняло палёной резиной. Всё ясно — пробили колесо... Где? Как? Непонятно — жёстких ударов не было. А до финиша ещё как до Китая! Прямо на допе ставим вторую «запаску», что сразу же вычёркивает нас из претендентов на высокие места. Кстати, снова совет начинающим — всегда делайте в стенограмме пометки, которые в экстренной ситуации позволят быстро понять, сколько осталось до финиша.

Это потом мы узнали, что имели все шансы приехать на подиум — немного впереди тотально разворотил подвеску своего Polo бесспорный лидер моносерии Алексей Игнатов, который в «Выборге» выиграл пять допов из шести. А подхвативший было первое место Аркадий Богомолов дважды пробивал колёса и только благодаря изначально высоким результатам остался в тройке призёров. В итоге этап Volkswagen POLO CUP сенсационно выиграл наш коллега из газеты «Авторевю» Владимир Мельников на пару с Сергеем Скрипкой — этот экипаж не только всю дистанцию в хорошем темпе проехал, но и серьёзных технических проблем смог избежать. А второе место досталось Михаилу Силантьеву — тому самому, с которым наш экипаж вел борьбу. Мы же, увы, завершили гонку шестыми из шести выживших Polo.

Помимо Алексей Игнатова, не смогли финишировать Вадим Лелюх (отказали тормоза и обнаружились проблемы со сцеплением) и Виктор Березовский (вылет с трассы). И это ещё что! Например, до финиша с трудом добрался только один (!) полноприводный автомобиль. Поэтому победный дубль, внимание, в абсолютном зачёте сделали Евгений Суховенко и Дмитрий Воронов, пилотировавшие переднеприводные Lada Kalina! А компанию им на подиуме составил Сергей Тамбовцев также на переднеприводном Peugeot 208. Такого история Кубка России по ралли ещё не знала. Видимо, к местным камням и правда надо относиться уважительно — иначе успеха в «Выборге» не видать. Вот и не верь после этого в мистику...

P.S. А сколько это стоит?

Признаться, я долго тянул с этим выводом. Боялся сглазить. Но теперь, после того, как минуло две трети сезона, можно сказать с уверенностью — дебют моносерии Volkswagen POLO CUP надо признать успешным. В среднем на каждом этапе собиралось больше десяти экипажей, а для российского ралли это не просто хороший — отличный показатель. В чём секрет?

Конечно, в высокой конкуренции, надёжной и быстрой технике. Но, прежде всего, — в доступности. Входной билет в монокубок стоит 75 000 рублей. Это плата за аренду полностью готового к старту «боевого» автомобиля, которая включает в себя буквально всё: пять грунтовых колёс в сборе, топливо и даже экипировку, начиная от шлемов, заканчивая несгораемым бельём, фирменным комбинезоном и командной одеждой. Вам придётся найти лишь гоночную обувь, да и систему защиты шеи HANS или Hybrid — без них судьи на старт не выпустят. Эта система «всё включено» очень удобна для новичков, у которых, как показывает практика, и без того идёт голова кругом от разных формальностей и нет опыта для решения организационных вопросов. А в «Академии ралли» готовы и с оформлением гоночной лицензии помочь, и опытного наставника посоветовать, если потребуется.

Конечно, надо учитывать, что, помимо собственно аренды «боевой» машины, её ещё надо доставить на гонку, оплатить стартовый взнос, питание-проживание. Но всё равно на круг бюджет выезда вряд ли превысит 120 000 — 130 000 рублей. Тем более, что организационные моменты команда опять же берёт на себя. Спору нет, для большинства обычных людей это весьма существенная сумма, но по меркам автоспорта — очень выгодное предложение.

— Если делать всё по уму, то выезд на ралли, к примеру, на тот же «Выборг», что называется «под ключ» (с профессиональным обслуживанием, комплектом шин и запасом топлива) даже с собственным автомобилем потребует бюджета в районе 170 000 рублей, — говорит Василий Прутковский, менеджер гоночной команды DriveTECH.

Есть только одно, но очень существенное «но». Все эти цифры справедливы только в том случае, если автомобиль вернётся с гонки в целости и сохранности. Каждый участник Volkswagen POLO CUP вносит страховой депозит в размере 300 000 рублей. Повредили машину? Ремонт будет оплачиваться из этих денег. Причём особо сэкономить не выйдет. Например, если в раллийном мире принято из бюджетных соображений склеивать, спаивать и сшивать куски разбитых бамперов, то здесь делать этого вам не позволят — придётся покупать новую деталь. Логика в этом есть. На каждый этап «Академия Ралли» вывозит медиа-бригаду, которая делает отличные фотоснимки и видеоматериалы. Для спортсменов, команды и марки Volkswagen — бесплатный PR, но он должен быть качественным. Ведь это лицо бренда, в данном случае — Volkswagen POLO CUP. А кому захочется появляться на фото с разбитым лицом?

Юрий Урюков
Фото «Академии Ралли»