Создать в Японии автомобильную фирму «с нуля», наверное, сложнее, чем высадиться на Луне. Японские автогиганты попросту не потерпят появления у себя под боком ещё одного конкурента и, вне всякого сомнения, участь его будет незавидна — в лучшем случае он очень быстро потеряет независимость, а в худшем — вчистую проиграет борьбу с автогигантами и уйдет с рынка несолоно хлебавши. Но небольшая фирма Mitsuoka, основанная Сусуми Мицуокой в 1968 году, существует уже почти полвека и весьма неплохо себя чувствует.
Объясняется этот феномен тем, что Сусуму Мицуока изначально пошел своим путём. Он не гнался за объемами выпуска, не строил заводы, не раздувал штат компании, не стремился во что бы то ни стало завоевать американский и европейские рынки и не конкурировал с другими японскими автопроизводителями. Более того, он, наоборот, покупал у них машины.
Секрет уверенного существования крошечной Mitsuoka оказался до гениального прост. Сусуму Мицуока просто уловил рыночный тренд — любовь японцев к европейским автомобилям и к ретро-стилю. Он совместил «два в одном» и стал предлагать японцам «почти» европейские автомобили. Конечно, это были всего лишь видоизмененные модели других японских автопроизводителей, которым попросту пересаживалось «лицо» от «Ягуаров» или «Бентли» шестидесятых годов прошлого века, но и стоили они в разы дешевле тех самых британских аристократов.
В некоторых случаях дело ограничивалось лишь небольшой пластической операцией, но иногда машины переделывались весьма кардинально. Разумеется, речь не шла о десятках тысяч проданных машин, но Сусуму Мицуока за сверхприбылями и не гнался. У него была небольшая фабрика в городе Тояме, штат его фирмы редко превышал пятьсот человек, а в год, в лучшем случае, выпускалось несколько сотен машин. И это его вполне устраивало. Как говорится, лучше синица в руках, чем журавль в небе, и этому правилу Сусуму Мицуока следовал всю свою жизнь.
Попутно Мицуока занимался ещё и таким нетрадиционным для японских автопроизводителей делом, как продажа иномарок. Ведь начинал он свой бизнес как автомобильный дилер и бросать это дело не хотел. И его не сильно смущало, что первый автомобиль с эмблемой Mitsuoka (трехколесный Bubu Shuttle 50cc) увидел свет только в 1982 году, а официальный сертификат о том, что фирма Mitsuoka стала десятым японским автопроизводителем, вообще был выдан относительно недавно — в 1996 году. Все эти годы Mitsuoka через свои автосалоны продавала в Японии автомобили Audi, Volkswagen, Jaguar, Lamborghini, Alfa Romeo, Chrysler, Ford и даже знаменитые лондонские таксомоторы LTI.
И пускай Mitsuoka не повторила громких успехов других японских автоконцернов, продающих миллионы автомобилей по всему миру, она все равно достойна уважения за стремление создавать автомобили, которые никого не оставляют равнодушными. Собственно в этом и заключается философия фирмы — делать автомобили, непохожие на другие. Даже при разработке первой собственной модели — спорткара Orochi — во главу угла был поставлен дизайн, потому что автомобиль с эмблемой Mitsuoka может быть каким угодно внешне, но только не скучным.
Впервые показанный на Токийском автосалоне в 2001 году Mitsuoka Orochi собрал множество отзывов, как позитивных, так и крайне негативных — дизайн машины понравился далеко не всем, но, несмотря на это, через пять лет он пошел в серию практически без изменений. Кстати, о деньгах в Mitsuoka также не забывали — Orochi стоил в Японии от $85 000 до $124 000 за машины финальной серии, что также вызвало массу критики. Тем не менее, машину покупали, и у неё оказалась не такая уж и печальная судьба. Многие спорткары не имеют и половины тех покупателей, что нашёл Mitsuoka Orochi.
С годами интерес к автомобилям Mitsuoka начали проявлять и в мире. Фирма открыла шоу-румы в Китае, Южной Корее, Индии, Сингапуре, Малайзии, Таиланде, ОАЭ и даже в Ираке. К сожалению, в России машины Mitsuoka в основном известны лишь за Уралом, так как некоторое их количество было завезено на вторичный рынок. Особых проблем с их эксплуатацией нет — ведь они построены на базе широко распространенных «японцев» и используют их запчасти, но что касается имиджа, то здесь модели Mitsuoka вне конкуренции. Даже относительно скромный Mitsuoka Viewt, являющийся перелицованным Nissan March, привлечет не меньше внимания, чем какой-нибудь итальянский спорткар благородных кровей.
Среди всех японских автопроизводителей Mitsuoka самая неяпонская фирма. Если все прочие сконцентрированы на выпуске пусть и качественного, но «ширпотреба», то автомобили Mitsuoka — это как костюм, заказанный у хорошего портного. Причем вероятность встретить второй такой «костюм» даже в самой Японии достаточно невелика. Что и делает фирму Mitsuoka уникальной и неповторимой. Ведь второго такого автопроизводителя в мире попросту не сыскать.