Белорусская ГАИ начинает штрафовать по-новому

В стране изменились наказания за некоторые виды правонарушений

С 27 июля на территории страны начал действовать обновлённый Кодекс об административных правонарушениях. Свежая редакция документа принесла достаточно много новшеств для автомобилистов. «Авто Mail.Ru» уже писал обо всех нововведениях. Однако они настолько важны, что стоит о них напомнить еще раз.

content image for: 46275



1. Повышаются штрафы за непройденный техосмотр

Максимальный размер штрафа за несвоевременное прохождение техосмотра, который ранее составлял максимум 2 базовые величины (300 тысяч рублей), отныне составляет 1-3 базовых величины (150-400 тысяч рублей). При этом появилась статья за повторное не прохождение техосмотра в течение года. В этом случае максимальный размер штрафа может составить 5 базовых величин, тогда как нижняя планка — 2 базовых величины. В рублевом выражении это 300-750 тысяч белорусских рублей.

Ужесточение наказания ждёт и за управление автомобилем, у которого неисправна тормозная система, рулевое управление, сцепное устройство (в составе поезда), стеклоочистители (во время выпадения осадков) или не горят фары и задние габаритные огни (в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости). Вместо предупреждения или штрафа до 3 базовых величин нарушителям придётся заплатить от 1 до 3 «базовых».

2. Узаконены «письма счастья» за нарушение правил парковки

Отныне закон разрешает привлекать к ответственности собственников ТС за нарушение правил остановки и стоянки на основании «фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами по аналогии с фиксацией нарушения скоростного режима». То есть так называемые «письма счастья» станут получать не только любители погонять с ветерком, но и автомобилисты, которые припаркуются в неположенных местах.

Установка камер планируется там, где нарушения правил остановки и стоянки ТС приобрели хронический характер. В спальных же районах камеры устанавливать не планируется. При этом подчёркивается, что под специальными техническими средствами подразумевается именно специальное оборудование, которым будет пользоваться ГАИ, а не съемка на мобильный телефон или видеорегистратор.

Кроме того, согласно Закону, за неправомерную парковку на местах для инвалидов, если это зафиксировано камерами, штраф составит одну базовую величину (150 тысяч рублей) для владельцев легковушек и 3 базовых величины (450 тысяч рублей) для владельца грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа. Этим новшеством дополнена статья 18.22 КоАП, в которую добавлены части 6 и 7.


3. Ужесточается ответственность за попытку скрыться от ГАИ

За невыполнение требования сотрудника милиции об остановке ответственность смягчится. Если ранее штраф составлял 2-10 базовых величин (300 тысяч — 1 млн 500 тысяч рублей), то новая редакция КоАП предусматривает штраф на уровне 2-8 базовых величин (300 тысяч — 1 млн 200 тысяч рублей). Невыполнение неоднократных требований об остановке также «подешевеет»: с 6-20 «базовых» (900 тысяч — 3 млн рублей) до 3-10 базовых величин (450 тысяч рублей — 1 млн 500 тысяч рублей). А если дело дойдёт до лишения прав, то срок отныне составит 6 месяцев, а не 12.

Статья 18.21 КоАП дополняется частью 3, предусматривающей наказание за отказ остановить машину по требованию сотрудника ГАИ и последующее преследование этой машины. За спровоцированную погоню водителю грозит штраф от 5 до 20 базовых величин (750 тысяч рублей — 3 млн рублей) и лишение прав сроком до двух лет (хотя можно обойтись и без лишения). Кстати, в примечании отдельно указано, что требование сотрудников органов внутренних дел об остановке ТС должно соответствовать правилам дорожного движения.

Отметим, что под преследованием понимается «преследование сотрудниками органов внутренних дел на ТС оперативного назначения с включенными проблесковыми сигналами (маячками) синего или синего и красного цвета лица, управляющего ТС, не выполнившего заведомо очевидные для него законные неоднократные требования сотрудника ОВД об остановке ТС. При этом с использованием специального звукового сигнала осуществляется информирование участников дорожного движения о необходимости повышения внимательности и мер предосторожности».


4. Вносятся дополнения по поводу ответственности за превышение скорости, зафиксированное камерами

Статья 18.13 Кодекса об административных нарушениях дополнена следующими пунктами:

• Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от десяти до двадцати километров в час, влечет наложение штрафа в размере 0,5 базовой величины.
• Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от двадцати до тридцати километров в час, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин.
• Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от тридцати до сорока километров в час, влечет наложение штрафа в размере 4 базовых величин.
• Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от сорока и более километров в час, влечет наложение штрафа в размере 6 базовых величин.

А вот так называемая повторность за нарушение скоростного режима, зафиксированное «работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи» (проще говоря, камерами, фиксирующими скорость), применяться не будет.

5. Вводится понятие принудительной отбуксировки (эвакуации)

Закон уточняет, что «ТС может быть отбуксировано без помещения его на охраняемую стоянку в целях:

• выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности;
• выполнения задач, возложенных на орган государственной охраны;
• устранения препятствия, созданного стоящим ТС, движению, работе ТС оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач».

При этом подобная эвакуация будет абсолютно бесплатной. Также отметим, что принудительная эвакуация запрещена, если внутри машины находятся пассажиры. После принятия решения об отбуксировке должностное лицо должно немедленно проинформировать оперативно-дежурную службу, которая, в свою очередь, сообщит об этом владельцу автомобиля.

Алексей Кованов