В тумане смога. Будущее китайского автопрома

В Китае грядёт настоящая автомобильная революция! И эта революция должна открыть дорогу недорогим иномаркам вроде Skoda Rapid. Кто и зачем пустит «бюджетных» европейцев на местный рынок?

Что такое Китай? Это страна, где сегодня производится буквально всё. Но для автопроизводителей гораздо важнее другое: Поднебесная — это автомобильный рынок No1 в мире. В прошлом году здесь было продано 22 миллиона машин! В основном, иномарок местной сборки. Глядя, как национальные бренды сдают позиции, компартия раздумывала, что лучше: продолжать спокойно наблюдать за ситуацией или открыть рынок для свободной конкуренции — подробнее об этой проблеме вы можете прочитать в материале «Changan. Когда китайцы взорвут мировой автопром?».

content image for: 47187

Та заметка — взгляд на будущее китайского автопрома со стороны местных. Теперь настало время посмотреть на ситуацию глазами европейцев. Тем более, что руководство коммунистической партии страны решило ускорить развитие событий: в Китае готовится программа утилизации. Принудительной утилизации! Если твоя машина не отвечает Euro-3 и разменяла второй десяток — изволь отправить автомобиль под пресс. Без вариантов. Формально чиновники борются за чистоту природы: экологи подсчитали, что 31% смога, накрывшего мегаполисы плотной ядовитой пеленой, приходится на выбросы транспорта.

Но почему тогда правительство не потребует модернизации заводов и угольных шахт, которые отравляют воздух гораздо больше, нежели автомобили? Ответ очевиден: заводы и шахты — это благосостояние страны. Впрочем, и утилизация должна способствовать росту экономики. Логика проста: стоит уничтожить старые машины, как тут же вырастут продажи новых. Что будут покупать китайцы взамен техники, внезапно ставшей «автохламом», учитывая, что под принудительную утилизацию попадает примерно половина (!) всего китайского автопарка?

content image for: 47187

Это нетрудно спрогнозировать. Среди автомобилистов Красной империи много таких, кто, экономя каждый юань, копил на машину несколько лет. А компенсация по программе хорошо если покроет треть стоимости нового автомобиля. И поскольку рынок подержанной техники будет фактически уничтожен, небогатые китайцы проголосуют национальной валютой за те бренды, которые предложат самый доступный продукт. Это — ниша местных марок вроде Lifan и Geely (например, у Лифана имеется модель Celia, самая навороченная версия которой стоит меньше 7 000 долларов).

Но самое удивительное другое – настоящим народным автомобилем жители Красной Империи считают... Volkswagen, который предлагает недорогие машины вроде седанов Lavida и Santana. Не слышали про такие? Неудивительно! Lavida — это перелицованная и растянутая Skoda Octavia первого поколения, а Santana вообще представляет собой старый, но неоднократно подвергавшийся подтяжке лица Passat B2 (об истории Пассатов — материал «Новый Volkswagen Passat. Для ценителей старых BMW»). В Китае Volkswagen, пусть даже и древний, это престижно. А все остальные характеристики автомобилей для многих покупателей вторичны.

content image for: 47187

Во многом, в Китае именно поэтому так любят удлиненные модели – они ведь смотрятся «круче» обычных. И неважно, что берётся за основу «лонга» (для местного рынка, например, выпускаются удлинённые версии Audi A4 и BMW 3-й серии), главное — чтобы заднему пассажиру было вольготно. Зачем это нужно невысоким китайцам? Европейцам этого не понять — таковы местные критерии престижа. Та же Skoda выпустила на рынок Китая длиннобазный Yeti, растянутый на 60 мм...

Кстати, о Skoda... Эта компания пришла на рынок Китая совсем недавно. И глава марки Винфрид Фаланд очень рисковал, когда решился начать продажи на территории Поднебесной. Его сомнения можно понять — инвестиции на вывод новой марки огромны, к тому же Чехия — отнюдь не Америка или Япония. Про неё китайцы мало что знали. Но риск оказался оправдан. Мода на всё европейское сработала. В 2007 году, придя на рынок, чешская марка сумела реализовать только 27 тысяч машин, а сейчас их продаётся 227 тысяч.

content image for: 47187

Китай всего за семь лет стал самым крупным рынком сбыта для чешской марки! Мало того — через четыре года уровень продаж должен достичь полумиллиона экземпляров ежегодно. И это вполне объективные прогнозы — в сегменте седанов и хэтчбеков доля «китайцев» съёжилась до 30%, хотя раньше небогатые автомобилисты выбирали только национальные марки. А теперь распробовали иномарки и охотно их покупают. Согласитесь, очень похоже на Россию середины 2000-х?

И самое интересное, что Skoda (как и многие другие европейские компании) растет вовсе не за счёт откровенно дешёвых старых моделей, в других странах снятых с производства. Например, в качестве базовой модели та же Skoda выставила современный Rapid, а не, скажем, Octavia первого поколения. Почему? С бюджетными «китайцами» тягаться бесполезно — они слишком дёшевы. А в сегменте «народных автомобилей подороже», которые покупают жители больших городов — и которые первыми попадут под раздачу программы, — публика становится всё более разборчивой.

content image for: 47187

Эта разборчивость выражена конкретными цифрами: в первой двадцатке самых популярных марок только восемь — китайские, а в десятку лидеров входят только Great Wall и Geely. Выходит, иностранцы лучше самих китайцев знают, какие автомобили нужны народу? В этом вопросе окончательную точку должна поставить утилизация: шансы между китайскими и иностранными марками изначально равны. И если национальные производители хорошими продажами докажут свою состоятельность, их продолжат оберегать от посягательств заграничных концернов как прежде.

А если верх возьмут иномарки, то рынок станет свободным: сейчас иностранцам разрешено только создавать совместные предприятия, в каждом из которых 51% принадлежит местным промышленным группам, а 49% — иностранцам. И это правило могут отменить... Тогда многие китайские марки прекратят своё существование, а выживут только самые сильные. То есть именно программа должна послужить индикатором, какой автопром нужен народу, а компартия сделает из этого соответствующие выводы (при этом неплохо заработав на обновлении национального автопарка).

content image for: 47187

Но даже если китайский автопром — в его нынешнем многообразии — выживет, ему уготована роль догоняющего, поскольку именно европейцы научились навязывать всему остальному миру свои фетиши. Едва иностранцы массово вывели на рынок Поднебесной кроссоверы, как всё, что обладает повышенным клиренсом, стало пользоваться бешеной популярностью! В прошлом сегмент SUV увеличился на 49%, и национальным брендам, многие из которых проспали модную тенденцию, пришлось спешно развивать это направление. И так — во всём: догнать, скопировать, успеть.

TOP-10 самых популярных марок в Китае по результатам 2013 года, тыс. штук

  1. Volkswagen — 2 396
  2. Hyundai — 1 031
  3. Toyota — 858
  4. Nissan — 843
  5. Buick — 808
  6. Honda — 730
  7. Chevrolet — 715
  8. Ford — 679
  9. Great Wall — 627
  10. Geely — 549

TOP-10 самых популярных моделей в Китае по результатам 2013 года, тыс. штук

  1. Wuling Hongguang — 448
  2. Volkswagen Lavida — 434
  3. Ford Focus — 404
  4. Chevrolet Lacetti (под именем Buick Excelle) — 296
  5. Chevrolet Sail — 276
  6. Volkswagen Jetta (под именем Volkswagen Sagitar) — 271
  7. Volkswagen Polo (под именем Volkswagen Jetta) — 263
  8. Nissan Almera (под именем Nissan Sylphy) — 260
  9. Chevrolet Cruze — 247
  10. Volkswagen Bora — 237

Алексей Кованов

Алексей Кованов