В прошлом году Passat отметил 40-летие: в 1973 году самый первый представитель будущего семейства-бестселлера покинул заводской конвейер. К моменту своего дебюта Пассат отнюдь не являлся откровением: построенный на платформе Audi 80, новичок и конструктивно, и стилистически повторял модель-донор. Но «четыре кольца» выпускали только седаны, а Volkswagen привлекал публику более широкой гаммой кузовов, куда входили также хэтчбеки, универсалы и фастбеки. Рецепт сработал. В родной Германии выпуск модели был прекращён осенью 1980 года, а в Бразилии поколение В1 штамповали аж до 1988-го!
Действуя по схеме «от добра добра не ищут», вторую генерацию Пассата немцы сработали донельзя консервативной. Проверенную платформу лишь модернизировали (задняя подвеска стала полузависимой, выросла длина колёсной базы), дизайн кардинально не изменился... И только машина поколения В3 получилась действительно революционной. Хотя долгожителем оказался именно В2: в Бразилии модель продержалась на конвейере до 2006 года, а в Китае старичка продолжают выпускать и сегодня. Для справки, купить новый-старый Passat стоит всего лишь 300 тысяч рублей.
В 1988 году дебютировала машина серии В3: та самая, что стала культовой на постсоветском пространстве. Качественно новый дизайн, поперечное расположение силового агрегата, полностью новая платформа (элементы которой, правда, во многом взяты от Гольфа). Новые интерьер и внешность, а также более широкий набор силовых агрегатов позволили получить из «бэтретьего» сразу «бэчетвёртый», но рынок принял новичка весьма прохладно: за 3 года удалось продать мизерные по фольксвагеновским меркам 690 тысяч машин.
В5 — это снова платформа Audi и кардинальная смена дизайнерских ориентиров... Трудно поверить, но «пятёрка» оказалась гораздо более успешной, чем В3 и В4 вместе взятые: 3 млн 300 тысяч против 2 млн 290 тысяч! Так что менеджеры максимально долго продлевали жизнь этому поколению (хотя могли пойти прежним путём: обновить внешность и назвать глубокий рестайлинг новым поколением В6). Но следующий, шестой, Passat опять сменил идеологию, перейдя на гольфовские агрегаты.
Мы специально так подробно раскрываем биографию Пассата, поскольку его история развивается по спирали. Смотрите: В1 — платформа и стиль Audi, В2 — глубокий рестайлинг; В3 — платформа и стиль Golf, В4 — глубокий рестайлинг; В5 — платформа и стиль Audi... В6 и В7 — снова платформа Гольфа. А стиль? Внешность «шестёрки» была действительно скроена по гольфовским лекалам, что разочаровало публику — такое сходство бизнес-модели статуса не прибавляло. Дизайнерам пришлось спешно перекраивать внешность «под Phaeton». Так появилась серия В7 — фактически рестайлинг «бэшестого».
Тому, как выглядит новый Passat B8, мы обязаны именно предыдущему поколению модели. Раскритикуй публика невыразительно-строгий дизайн, и художникам марки пришлось бы потрудиться, работая над образом новинки. Но покупателям офисный костюм от Volkswagen понравился необычайно: в прошлом году Пассат покупали... каждые 29 секунд, так что годовой тираж составил 1,1 миллиона экземпляров! Поэтому — снова строго, хотя несколько более выразительно. Форма и пропорции стали более утончёнными, силуэт получил благородную приземистость.
А как проработаны детали! Никаких визуальных шумов (этим термином дизайнеры называют мелочёвку, о которую «спотыкается» глаз — стыки деталей, буксировочные проушины), только ощущение качества и дороговизны. Не случайно статическая презентация восьмого Пассата прошла под слоганом «Новый. Бизнес. Класс». Очередной виток спирали, снова подражание Audi? Ведь дороговизна — это конёк «четырёх колец». О технической стороне подражания говорить бессмысленно, поскольку фольксвагеновские модели разных марок сейчас создаются на единой платформе MQB, поэтому технически Volkswagen немногим отличается от Audi или Skoda (инженерную сторону нового Пассата раскрывает материал «Ветер перемен. Новый Volkswagen Passat»).
При этом попытка сделать так, чтобы машина именно выглядела дорого, — стопроцентное копирование подхода Audi. «Просто новый Passat находится между сегментами, массовым и премиальным», — парирует Клаус Бишофф, главный дизайнер отделения Volkswagen. Лукавит. По качеству материалов, глубине проработки, стилистическим решениям это действительно премиум, но более «возрастной», лишённый экстра-модных примочек, поскольку «народный автомобиль» выбирает немолодая аудитория: им «за пятьдесят», главное предпочтение — просторный дизельный универсал. С хорошей акустикой, чтобы слушать ABBA и Beatles. Потому дизайн и полон ностальгии по восьмидесятым-девяностым.
Если приглядеться, корни этой ностальгии... в старательном подражании моделям BMW добэнгловской эпохи. Задняя стойка стала менее массивной? Так это знаменитый бээмвэшный изгиб Хофмайстера. Боковины обрели приятную взгляду поджарость? И этот горизонтальный росчерк вдоль кузова также прекрасно знаком поклонникам баварской марки. Мускулистые крылья, насупленный взгляд исподлобья. Для портретного сходства не хватает только характерных сдвоенных ноздрей решётки радиатора.
И интерьер — по вполне баварской традиции — построен вокруг водителя. Хотя стилистика — донельзя классическая. Что неудивительно: «Новое поколение получилось именно таким, каким его хотят видеть покупатели», — в один голос твердят дизайнеры. Значит, покупатели хотят минимум излишеств, максимум качества и несколько приятных мелочей, вроде стильных часиков и необычных обивок... Впрочем, оставим нюансы до следующего — ездового — материала: пока фольксвагеновцы рассекретили технику и показали внешность, а вот тесты намечены на конец августа.
Получается, что Passat B8 — это В5 нашего времени. Тот, придерживаясь народной волны, показал, каким может быть народный премиум. Принято считать, что именно благодаря «бэпятому» интерьеры среднеразмерных машин стали гораздо качественнее, а линейки силовых агрегатов разрослись до небывалых размеров. Станет ли «бэвосьмой» примером для подражания? Всё зависит от цены. Если маркетологам удастся сделать так, чтобы ценник оставался народным, а не премиальным, тогда новый Passat станет стандартом класса и ориентиром для конкурентов. По крайней мере, создатели машины этого очень ждут.
Алексей Кованов
P.S. Вам не кажется, что новый Passat весьма напоминает «оцифрованную» по современным требованиям «пятёрку» BMW родом из девяностых? На фото — кузов E39 (1995-2003 гг.), который обладает характерной для добэнгловских машин из Баварии дизайнерской ДНК: это и фирменный росчерк вдоль боковины, и знаменитый изгиб Хофмайстера, и двухступенчатая форма капота, которые художники Volkswagen посчитали уместными для своего творения.