3-й этап Volkswagen POLO CUP, или Убойный курорт

Ралли «Тамань» проводится всего лишь во второй раз, но эту гонку уже успели окрестить едва ли не самой живописной в России. Где еще погоняешь по берегу Черного моря? Однако для многих участников 3-го этапа Volkswagen POLO CUP эти красоты стали роковыми
Юрий Урюков

Краснодарский край встретил нас 30-градусной жарой, спелой черешней и колоритными кубанскими казаками станицы Тамань. Прямо на ее главной набережной расположилась стартовая арка 14-го этапа Кубка России по ралли и 3-го раунда моносерии Volkswagen POLO CUP. Выходишь из машины — и попадаешь на пляж Черного моря... А ведь и правда, гонка—курорт! У нас в этом не было сомнений. Особенно после утомительного путешествия из Москвы в полторы тысячи километров за один присест. Да и трасса, судя по схеме, попалась вроде бы не очень сложная. Знай, петляет себе узкой лентой по степям и высоким берегам, лишь иногда поднимая тонус перелесками, крутыми подъемами и спусками.

Видно было, что многие из наших друзей-соперников позволили себе немного расслабиться. Во время ознакомления с трассой, которое проходит на обычных автомобилях за день до «боевого» выезда (так пилот и штурман записывают скоростную стенограмму), машины то и дело останавливались на обочине, а из окон вытягивались руки с фотоаппаратами и смартфонами. Вот и мой коллега, который в прошлом году принимал участие в дебютном ралли «Тамань», говорил, что здесь можно «жарить» на всю катушку. Мол, если и промахнешься мимо трассы, то улетишь в чистое поле — мягко и безболезненно.

Действительно, в первый гоночный день, который состоял из двух проездов по без малого 12-километровому спецучастку «Вулкан», никто особо не осторожничал — все бросились в атаку с первой минуты. Но трасса быстро раскрыла свой коварный характер. Болельщики потом рассказывали, что на финиш допа «боевые» автомобили прибывали словно из-под обстрела — мало кто обошелся без повреждений: расколотые бамперы, выбитые стекла, оторванные крылья и поцарапанные борта говорили о том, что степь не так проста, как многим казалось вначале.

Вот и Volkswagen POLO CUP понес первые потери. К примеру, у экипажа Артура Мурадяна и Павла Челебаева спустило сразу два колеса, и они смогли продолжить гонку только на следующий день с солидным штрафом по времени. А Василий Лавров и Александр Папазов вообще перевернули свой хэтчбек и потому окончательно выбыли из борьбы.

Кстати, экипаж «Авто Mail.Ru» в составе Юрия Урюкова и Елены Кузнецовой снова вывел на старт Polo Sedan — единственный из 11 участников монокубка. На предыдущем этапе «Пушкинские горы» автомобилю явно недоставало скорости, и это внушало опасения — «Вулкан» начинался и завершался как раз длинными динамичными отрезками.

Но в период между гонками инженеры «Академии ралли» подобрали для седана новую короткую главную пару от «кольцевой» спецификации автомобиля. Ступеньку между третьей и четвертой передачами это, конечно, не убрало, но в целом эффект оказался заметен — четырехдверный Polo ощутимо прибавил в разгоне.

Проблема оказалась в другом. Степные гонки и без того очень нелюбимы штурманами — ориентиров практически нет, при чтении стенограммы легко ошибиться. А тут еще мы внесли в нашу «стенку» несколько принципиальных новшеств, подсказанных на тренировке известным раллистом Сергеем Волковым. Пока привыкли, пока пристрелялись... В общем, проехали немного нервно. Но все же показали шестое время в зачете Volkswagen POLO CUP.

На коротком сервисе успеваем начать эксперименты с подвеской. Еще на прошлом этапе седан бодрил изрядным «козлением» на неровностях, а «Вулкан» с его многочисленными подбросами и ухабами не только вытряс из нас все, что можно, но и заставил понервничать — машину кидало так, что порой, казалось, мы в воздухе проводим больше времени, чем на земле. Поэтому слушаюсь совета более опытных гонщиков и на пару щелчков зажимаю задние амортизаторы, надеясь тем самым уменьшить колебания увесистой кормы.

На втором проходе «Вулкана» едем заметно увереннее и быстрее. Polo Sedan все равно лихорадит в тряске (ведь подвеска стала жестче), что очень не по душе штурману, но Лена при этом умудряется не сбиваться при чтении. Это хорошо, так как мне поведение автомобиля стало нравиться больше. Volkswagen словно прилип к дороге задней осью, а вот спереди раскачка осталась — надо будет на сервисе еще и передние амортизаторы сделать пожестче. Спокойно финишируем, выиграв у самих себя порядка 12 секунд — целую пропасть. Продвигаемся на пятое место...

Но без проблем не обошлось. На сервисе пришлось поставить запаску вместо переднего правого колеса. В одном месте я излишне смело срезал поворот, приложился о грунт углом бампера и его пластиковые потроха вместе с разорванным в лохмотья подкрылком оставили от протектора одни воспоминания. Неприятно, учитывая, что завтра нам предстоит преодолеть еще две секции и почти 60 «боевых» километров. А на всю гонку, по регламенту Volkswagen POLO CUP, экипаж получает только пять шин.

Второй день начался с 15-километрового спецучастка «Тамань». Того самого, где во время ознакомления многие тормозили для фотосессии. Вот только теперь о красотах черноморского побережья никто не думал. Наоборот, все предпочитали в сторону воды не смотреть. Как известно, куда глянешь в повороте, туда и поедешь, а падать вниз в пропасть никому не хотелось. Признаюсь — временами вваливать в повороты было ох как страшно!

Но настоящий жесткач начался на следующем допе с приятным названием «Веселовка». На прописи мы его явно недооценили — подумаешь, прямики по 1,5 километра вдоль водяной кромки, да несколько затычных песчаных виражей на подъемах и спусках к морю. Однако... Разогнавшись на таком пляжном «автобане», целимся на бугор и... летим! Да так высоко и далеко, что к приземлению успеваем накрениться на левое переднее колесо и смачно приложиться защитой о грунт. Но автомобиль управляется — значит, все в порядке! Мчим дальше, не увидев, что вокруг «полегли» несколько машин (в том числе и лидировавшего в тот момент в зачете Volkswagen POLO CUP Аркадия Богомолова). На приземлении они воткнулись в рыхлый песчаный островок, хэтчбек потерял управление и перевернулся. Здесь же «уши» исполнили Клим Байков с Евгением Табунковым на своих легендарных классических «Жигулях» и Артур Мурадян с Павлом Челебаевым. Попав в аварию уже второй раз за гонку, экипаж повел себя мужественно — завел машину (после кувырка она осталась на колесах), поехал дальше, но вскоре встал окончательно... Кстати, как и многие другие участники, которым посчастливилось приземлиться относительно ровно, но очень жестко: кто колесо оторвал, кто подвеску повредил...

Но это коварный трамплин — записать правильный заход на такое препятствие и выбрать скорость очень важно. А вот впереди прямая. Еще вчера она казалось достаточно ровной и плотной, а сегодня шедшие впереди экипажи успели накопать здесь колею и набить мини-подбросы. Четвертая передача, газ в полу, а машина едва касается земли. Малейший сбой и... Чуть впереди в болоте замечаем лежащую на боку и помятую со всех сторон Subaru Impreza местного гонщика Юрия Борисенко. Судя по куче обломков, машина кувыркалась через крышу метров 100, а то и больше...

Иными словами, потерять здесь концентрацию означало неминуемую аварию. А держать себя в руках было непросто. Ведь именно на «Веселовке» нас настигли технические проблемы. Еще в начале спецучастка в комбинации приборов начала тревожно моргать красная лампа перегрева мотора. Делать нечего — пришлось включить «печку» и превратить Polo Sedan в сауну. Пот заливает глаза, комбезы и несгораемое белье хоть выжимай, голова кружится от неимоверной жары, а ехать надо.

Но к этому, учитывая погоду за бортом, еще можно было подготовиться заранее. Хуже то, что перегрев вызвал сбой в работе электроники. Увы, с «Пушкинских гор» программу управления мотором не успели доработать, и она слишком рано перешла в аварийный безопасный режим. Как итог — мы три раза глохли на дистанции. Причем запустить машину с ходу не удавалось: каждый раз приходилось выключать зажигание, тем самым обнуляя память электроники, и запускать двигатель вновь. В итоге теряем уйму времени, но остаемся довольны хотя бы тем, что добрались до промежуточного сервиса. Как сказал один из бывалых, в этой убойной гонке финишировать — уже победа.

И все же хлюпиков не нашлось. «На доезд» не ехал никто — люди боролись до конца. И снова потери. Встал из-за поломки двигателя на уникальном прототипе Volkswagen Polo 4×4 руководитель компании «Академия ралли» Михаил Лепехов. А на втором проходе «Тамани» перевернулся еще один Polo: в переплет попал новичок Денис Симкин. В итоге за гонку словили «уши» ЧЕТЫРЕ (!) хэтчбека Polo. Для молодого монокубка это безусловный рекорд...

Но все же окончательную чистку рядов снова произвела «Веселовка». С коварным трамплином гонщики начали обходиться осторожнее — полеты, в основном, стали ниже и короче, так что серьезных происшествий здесь не случилось. А вот дальше... Мчим по прибрежной полосе, а слева и справа по обочинам выросло кладбище машин, будто их сдуло с дороги тайфуном. На самом деле их не пощадил коварный песок. Раскопанный на первом проходе, он стал таким глубоким и вязким, что даже «боевым» полноприводникам пришлось изрядно поднапрячься. Нагрузки выдались такие, что те, кто не сошел из-за обрыва привода, вставали чуть дальше, на извилистом участке, когда начинал неистово греться двигатель.

Нам, кстати, снова пришлось включить печку. Polo в песчаной колее едва проворачивал колеса, временами работая бампером, как скребком. На поворотах поднимался такой пыльный тайфун, что ехать приходилось в буквальном смысле вслепую, доверяя только стенограмме. И жара, жара, жара... Словно это не российский юг, а африканское ралли «Сафари», которое считалось едва ли не самым убойным в мире.

Итог оказался плачевным. 224 километра, из которых «боевых» было 80,8, преодолело меньше половины участников — из 42 стартовавших экипажей ралли «Тамань» закончили только 19. Среди них — Volkswagen Polo Sedan с логотипами «Авто Mail.Ru» на дверях. Так что, несмотря на технические проблемы, гонка для нас сложилась удачно. Мы не только заняли четвертое место в зачете POLO CUP, но и получили первые очки в Кубке России в классе «1600Н». А выиграли этап монокубка Алексей Игнатов на пару с Алиной Кондратьевой. Кстати, уже в третий раз подряд. Но это вовсе не значит, что интрига в Volkswagen POLO CUP умерла. Ведь трижды на второе место поднимались Вадим Лелюх с Александром Даниловским, а значит, основная борьба еще впереди.

Так что двигаемся дальше! Теперь наш путь лежит в Карелию, где в последние выходные июня пройдет юбилейное, 50-е ралли «Белые ночи».

Юрий Урюков
Фото «Академии ралли»