В начале жизни мною правил
Прелестный, хитрый, слабый пол;
Тогда в закон себе я ставил
Его единый произвол.
Душа лишь только разгоралась,
И сердцу женщина являлась
Каким-то чистым божеством.
Владея чувствами, умом,
Она сияла совершенством.
Пред ней я таял в тишине:
Ее любовь казалась мне
Недосягаемым блаженством.
Жить, умереть у милых ног —
Иного я желать не мог.
Александр Сергеевич Пушкин был не только талантливой, но и весьма экстравагантной личностью. В молодости увлекался откровенно фривольной, озорной лирикой. Потом полюбил дуэли (поклонники подсчитали — он бросал вызов на поединки больше 150 раз!) и даже ходил с тяжелой железной дубиной («чтобы рука не дрогнула при выстреле»), а на досуге обожал палить из пистолета в бане. В общем, не отказывал себе в безобидных и не очень чудачествах.
SsangYong Stavic — тоже большой оригинал. Помнится, его предшественник, носивший имя Rodius, обладал, мягко говоря, спорным дизайном. В новом поколении минивэн сменил название, чуть похорошел внешне, но красавцем все равно не стал. О вкусах не спорят, однако сложно назвать гармоничным и стильным такого увальня, как Stavic. А он словно гордится своей непохожестью на других: «ты полюби меня чумазым, а чистым каждая возьмет». И правда, решиться на покупку такой модели, мягко говоря, непросто. Эту машину надо принять, понять и простить.
Но прежде — изучить прайс-лист. Полноразмерный семиместный вэн продают за смешные деньги — чуть больше миллиона рублей! Да, это будет заднеприводная версия на «механике», а наш тестовый экземпляр потянул уже на 1 429 000 рублей — столько просят за топовое исполнение Luxury с полным приводом и «автоматом». Кстати, ни от того, ни от другого я бы отказываться не стал (чуть дальше расскажу почему). Поэтому за ориентир я бы посоветовал принять вариант Original за 1 209 000 рублей. Пусть в нем не будет климат-контроля и кожаного салона, электропривода кресла водителя и обогрева руля, а также штатной «музыки» (магнитола, кстати, весьма посредственная по звучанию, через раз воспроизводит файлы с флешки, а с некоторыми смартфонами вообще не дружит). Но альтернативы «Ставику» за эти деньги, по сути, нет. Renault Trafic вместительнее, но по всем признакам ближе к коммерческому транспорту. Hyundai H1 и Ford Tourneo Custom дороже и не имеют полного привода. Toyota Alphard и Volkswagen Multivan вообще в другой ценовой нише играют. Разве что парочка Peugeot Expert Tepee/Citroen Jumpy Multispace... Но у первого нет «автомата» и мощных моторов, а второй в сопоставимой с SsangYong версии тоже не слишком доступен.
Так что корейцы выбрали рыночную нишу метко — пусть спрос на минивэны в России мизерный, но свое место Stavic нашел. И мне кажется, Пушкин оценил бы такой подход. Еще бы! Персонаж с трагической внешностью и богатым внутренним миром вызывает вдохновение. Так что мы решили познакомить SsangYong со знаменитым поэтом, отправившись в путешествие по Пушкинским местам. Тем более, что и случай подходящий представился — 2-й этап раллийной моносерии Volkswagen POLO CUP, в которой принимает участие экипаж «Авто Mail.Ru», проходил как раз в Пушкинских горах — семейной вотчине рода Пушкиных-Ганнибалов.
Продающийся у нас «Ставик» вмещает до семи персон, а, к примеру, в корейской спецификации он имеет четыре (!) ряда сидений и 11 мест! При этом у него в любом случае остается вместительный багажник — мы поехали в Пушкинские горы вчетвером, но без проблем разместили в машине два комплекта гоночной экипировки, три дорожные сумки, детскую складную коляску и различный походный инвентарь. Естественно, предусмотрены и различные варианты трансформации, но грузовые возможности «корейца» — тема отдельного разговора. И мы обязательно поднимем ее в следующей статье.
А вот и первый сюрприз. Пассажирам в громадном (без преувеличения) автомобиле оказалось не так вольготно... Хотя поначалу они столкнулись с единственным неудобством — боковые двери у «Ставика» широкие распашные, причем открываются почти на 90 градусов. Входить внутрь удобно, но только если стоишь в поле, а не на тесной парковке вплотную к другим машинам. В такой ситуации предпочтительнее сдвижные «ворота».
Зато внутри вроде бы шикарно. Пол абсолютно ровный. «Галерка» представляет собой полноценный диван с регулировкой наклона спинки и продольного положения. А на втором ряду установлены раздельные кресла с откидными подлокотниками. Плюс к тому, в пассажирском отсеке есть раскладные столики, свои дефлекторы подачи воздуха и пульт управления вентилятором. Бизнес-класс? Но через пару сотен километров выяснилось, что это от силы эконом-плюс.
Кресла в SsangYong явно рассчитаны на субтильных корейцев. Сидишь низко, в боках узко, а подлокотники вообще оказались декоративными — они слишком короткие, чтобы на них было удобно класть руки. Да и профиль сидений сложно назвать удачным. Спереди кресла удобнее, но мне все равно пришлось привыкать к сильно выпирающему валику поясничной поддержки. А еще — свыкнуться с центральным расположением комбинации приборов. Неудачность такого решения признали уже, кажется, все, но SsangYong решил оставить ее из дизайнерских соображений. Хорошо, что на машинах нового модельного года за рулем расположен компактный дисплей с цифровым спидометром — им пользоваться гораздо сподручнее.
Иными словами, от такого минивэна ждешь большего комфорта в дальней дороге. И это еще один повод отправляться в путешествие веселой компанией — отвлекаясь на разговоры, «посадочных» неудобств особо не замечаешь.
Тем более, что играть в дальнобойщиков на этом автобусе очень прикольно. В первую очередь, водителю. Без шуток. Stavic — из редкой породы минивэнов, которыми приятно управлять! Причем это касается всех аспектов.
Начнем с основного. Для Stavic в России предусмотрен только один мотор — двухлитровый турбодизель D20TR (на других рынках есть еще бензиновый V6). Он из современного поколения корейских двигателей: снабжен системой впрыска Common Rail, турбокомпрессором переменной геометрии... Мощность, на первый взгляд, не выдающаяся — всего 150 сил. Но главное, что крутящий момент достигает солидных 360 Н∙м уже с 2 000 об/мин. Поэтому двухтонный минивэн набирает ход на удивление легко и непринужденно. Причем независимо от нагрузки. Даже по крышу набитый вещами и пассажирами Stavic не голосит на повышенных оборотах, а тихо бормочет, сопровождая нажатие на газ лишь легким дизельным рокотом.
В дороге нас насторожили только две вещи. Первая — достаточно высокий для дизеля такого объема расход топлива. К примеру, по паспорту на трассе Stavic должен потреблять 6,9 л солярки. Наш же автомобиль требовал 9-10 л. Причем даже путешествуя налегке, особого прогресса мы не заметили. Поскольку машина новая, тут может быть только одна надежда, что после должной обкатки расход упадет.
А вот второй момент оказался куда серьезнее. Неподалеку от городка с романтичным названием Пустошка заруливаю на заправку, открываю дверь и вдруг чувствую запах вскипяченного антифриза... Неужели приехали? Вон из под капота уже белесый пар вьется, а на асфальт капает жидкость — Stavic наделал под себя. Проблема в итоге оказалась пустяковой. Сборщики (кстати, минивэн выпускают только в Корее, российские руки здесь не при чем) просто забыли закрутить до конца пробку расширительного бачка, и горячую охлаждающую жидкость гнало прямо из его горловины. В общем, долили водички и поехали дальше. Но осадок, как говорится, остался.
Но в случае чего — залезть под капот на этой модели не составит труда. Он поддерживается газовыми упорами, мотор стоит продольно, места для обслуживания агрегатов хватает. Обратил на себя внимание только неожиданно крохотный бачок омывателя — он вмещает всего 3 л. А знаете, почему? Да просто резервуар для заднего стекла находится в левой нише багажника, и доливать жидкость туда очень неудобно (особенно если грузовой отсек забит вещами). Хотя делать эту процедуру приходится довольно часто — заднее стекло в мокрую погоду моментально затягивается грязью, что, впрочем, типично для машин такой компоновки.
Наша машина была оснащена пятиступенчатым «автоматом» с возможностью ручного управления. В том числе и кнопками на руле. Оказалось — бесполезная игрушка. К примеру, можно принудительно выбрать пятую ступень, а коробка при этом реально будет работать на второй... Еще рядом с селектором есть двухпозиционная клавиша с литерами W/S. Первое положение — для зимы (Winter), когда Stavic будет стартовать со второй передачи. Логично, что другая позиция должна быть Sport, но это скорее Standart, то есть обычный режим коробки.
Так что лучше просто включить Drive и забыть про селектор до следующей парковки. Тем более, что автомат справляется со своей задачей: переключается плавно, деликатно и в нужные моменты. Задержки случаются разве что при обгонах, когда требуется резко сменить темп и набрать скорость. Но к этому со временем привыкаешь и компенсируешь паузу, чуть раньше нажимая на газ. Иными словами, корейская АКПП в дальней дороге позволяет расслабиться и не дает повода для критики.
Изрядную порцию лестных отзывов как от водителя, так и пассажиров заслужили независимые подвески (на двойных поперечных рычагах спереди, многорычажка — сзади). В городе ходовая часть раздражала тем, что порой беспокоила вибрацией неподрессоренных масс и недостаточной фильтрацией мелких неровностей. Однако чем больше росла скорость и чем дальше от Москвы мы удалялись, тем сильнее начинали хвалить Stavic за его плавность хода. Машина оказалась настолько безразличной к качеству дорожного полотна, что заставить нас сбросить темп мог только трафик.
Представьте картину. На псковщине многие дороги похоже еще помнят гусеницы немецких танков, а может, и колеса экипажа самого Пушкина, поскольку, судя по состоянию, не ремонтировались с тех времен. Местные водители на «Жигулях» и видавших виды подержанных иномарках порой вообще предпочитают передвигаться по обочинам — там покрытие лучше. Наш же минивэн летит вперед, даже не снижая скорости. В салоне при этом — тишина и спокойствие.
Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Добравшись до Пушкинских гор, мы колесили по округе в поисках исторических артефактов, живописных мест и прочих достопримечательностей. Асфальт стал встречаться все реже, и, в конце концов, на подъезде к одной из деревень перешел в проложенную сквозь леса и поля грунтовую колею. До населенного пункта мы добрались легко, погуляли по округе, а потом разразился ливень... В считанные минуты «трасса» превратилась в жидкое месиво, да еще и с полуразвалившимся мостом через болотистую речушку.
Вот вам и ответ — зачем минивэну полный привод и дорожный просвет в 185 мм. Трансмиссия 4×4, кстати, исполнена по классическому рецепту — с жестким подключением передней оси (это можно делать и в движении) и даже понижающей передачей! Она, впрочем, не понадобилась — тяга и без того оказалась достаточной. Даже на простеньких дорожных шинах Nexen CP521 с пафосной надписью Classe Premiere. В итоге на твердый грунт я выбрался раньше, чем вернулись спутники, которые решили заранее пойти поискать трактор. При этом я еще осторожничал — пусть низ моторного отсека защищает мощный подрамник, но сам поддон прикрыт только хлипким пластиковым пыльником, да и система выпуска в районе заднего моста опасно свисает.
Можете мне возразить: мол, в такие сложные ситуации попадаешь нечасто. Согласен, но не забывайте, что полный привод — это не только средство последней надежды. Он пригодится и в городе, например, зимой. Я уж не говорю о провинции, где проходимость особенно важна даже для обычной легковушки.
Кстати, сами корейцы позиционируют Stavic именно как «большой семейный внедорожник». Слишком громко, конечно, сказано, но доля правды в этом есть — на фоне других минивэнов SsangYong и правда настоящий «проходимец».
Вместо эпилога
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Начав со строк Пушкина, хотелось бы ими и закончить. Ведь Александр Сергеевич очень много путешествовал, пусть не всегда по своей воле. В любом случае он особенно ценил надежный и неприхотливый транспорт. SsangYong Stavic как раз из такой выносливой породы. Так что когда в следующей раз увидите его на улице — не смейтесь над нескладной фигурой. За ней скрывается богатый внутренний мир...
Юрий Урюков
Фото автора и Дмитрия Отросткова