Кирьянов – один из тех чиновников, которых принято называть «питерскими» – с переездом в Москву Владимира Путина они стали занимать посты в руководящих ведомствах. Кирьянов, правда, в Москве
недавно. В столицу он был переведен осенью 2001 года с должности начальника ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Этот пост он занял за 25 лет работы в ГАИ: начинал рядовым инспектором в родном Тихвине, потом постепенно рос по службе, стал начальником местного МРЭО, в 1994 году стал начальником отдела по регистрационно-экзаменационной работе в Санкт-Петербурге, а год спустя – заместителем начальника всего питерского и областного ГАИ.
После ухода с поста главного гаишника России Владимира Федорова в конце декабря прошлого года в его преемники прочили пять человек. В первую очередь это трое из четырех заместителей Федорова – Владимир Тимошин, Виктор Кирьянов, Владимир Швецов, а также начальник ГАИ Москвы Сергей Казанцев. Звучала и фамилия начальника транспортной милиции Вячеслава Захаренкова. Наиболее вероятным кандидатом считался Казанцев. Если бы он был назначен, водителям мало бы не показалось. В отличие от «либерала» Федорова Казанцев считается любителем «закрутить гайки», о чем «Газета.Ru» уже рассказывала.
Владимир Тимошин, казалось, тоже был фаворитом. Тем более что после ухода Федорова именно он «остался на хозяйстве». Правда, особого либерализма в его словах также не было: Тимошин ратовал за возобновление техосмотра на дорогах, за эвакуаторы, о чем заявлял на пресс-конференциях. Может, именно это оказало решающее влияние, и генерал-майор, который 10 лет был заместителем Федорова (из них восемь – первым заместителем), так и остался вторым человеком в ГАИ.
Остальные кандидатуры в этом неофициальном списке были малопроходными. Владимир Швецов курирует регистрационно-экзаменационную работу, и против его подшефных в последнее время были возбуждены несколько уголовных дел. Не случайно Борис Грызлов своим приказом рекомендовал проводить ротацию, периодически посылая работников регистрационно-экзаменационных подразделений в дождь и снег со свистком и жезлом на дорогу. У Захаренкова же козырь был один – питерское происхождение. К ГАИ он не имеет никакого отношения: транспортная милиция следит за порядком на железных дорогах, а также на воздушном и речном транспорте.
Виктор Кирьянов в федоровском ГАИ отвечал за самый неблагодарный участок –дорожно-патрульную службу. Именно с ней чаще всего сталкиваются наши водители, и именно к ее сотрудникам больше всего нареканий.
Ведь тот самый гаишник-мздоимец из анекдотов в первую очередь сотрудник ДПС. И именно Кирьянову сейчас придется
проводить реформу ГАИ, по плану которой все постовые должны стать офицерами.
Сегодня заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин (он курирует ГАИ в ведомстве Бориса Грызлова) представил Кирьянова личному составу. Естественно, были сказаны дежурные слова про профессионализм нового руководителя, проработавшего в ГИБДД всю жизнь (после службы в армии, естественно). Правда, профессионализм 13-му в истории ГАИ начальнику придется еще доказать. Его предшественник Владимир Федоров сделал жизнь автовладельцев более или менее спокойной: при нем были отменены штрафные баллы, техосмотр на дороге, официально запрещена бесцельная проверка документов.
Однако главного сделать не удалось: поборами гаишники заниматься не перестали. Возросла аварийность, число погибших продолжает увеличиваться. В прошлом году на дорогах погибли более 30 тысяч человек, что больше потерь советской армии за всю афганскую кампанию.
Исправить критическую дорожную ситуацию – основная на сегодняшний день задача нового главного гаишника.
Для этого, очевидно, нужна твердая рука и отказ от методов работы прошлого века. Если же Кирьянов пойдет по проторенной и хорошо ему известной дорожке, например, вернет принудительную эвакуацию, снятие номеров или техосмотр на посту ГАИ, никакой упоминавшийся выше профессионализм ему не поможет. Рядовые гаишники превратят все его инициативы в очередные поводы для вымогательства взяток, стало быть, в кормушку, а участники движения будут недовольны новыми-старыми порядками.
Остается надеяться, что главному гаишнику России хватит последовательности и здравого смысла при проведении реформ, и при этом удастся минимизировать их отрицательный эффект.
Все начальники ГАИ
Владимир Рубинштейн – врио начальника ГАИ ГУРКМ НКВД СССР 1936–1938 гг.
Иван Жук – начальник ГАИ ГУРКМ НКВД СССР 1938–1939 гг.
Николай Соколов – начальник ГАИ ГУРКМ НКВД (МВД) СССР 1940–1956 гг.
Леонид Кузнецов – начальник отдела ГАИ УМ МВД РСФСР 1955–1956 гг.
Анатолий Анисимов – начальник отдела ГАИ УМ МВД РСФСР 1956–1961 гг.
Алексей Кормилицын – начальник отдела ГАИ ГУМ МВД СССР 1956–1960 гг., начальник отдела ГАИ УМ МВД (МООП) РСФСР 1961–1967 гг.
Валерий Лукьянов – начальник управления ГУ ГАИ МВД СССР 1967–1983 гг.
Виктор Пискарев – начальник управления ГУ ГАИ МВД СССР 1983 г.
Леонид Зверковский – начальник управления ГУ ГАИ МВД СССР 1984–1989 гг.
Борис Коряковцев – начальник управления ГУ ГАИ МВД СССР 1989–1992 гг.
Энгельс Ваулин – начальник управления ГАИ МВД России 1990 г.
Владимир Федоров – начальник управления ГУ ГАИ (ГИБДД) России 1990–2002 гг.
Виктор Кирьянов – начальник управления ГУ ГАИ (ГИБДД) России с 18 марта 2003 г.