Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
×
Обратная связь
Ошибка при отправлении.
URL Новости
Ошибка
Отменить
Спасибо за помощь
Закрыть

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары?

Грязные фары плохо освещают дорогу. Очевидный факт даже для тех, кто за руль ни разу не садился. Но вот над тем, как велико это самое «плохо», никто обычно не задумывается. А зря...
25 августа
Mercedes-Benz E
В первые когда сам накопил и купил, предела восторгу не было. Сколько грезил и мечтал о ней. И вот она стоит, моя, я хозяин у этой тачки. Только я буду ездить на ней. Мысли лихорадочно метались в голо...
4.7
25 августа
Subaru Forester
впечатления от эксплуатации что через 3-5 лет этой машине место на свалке.
2.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Ночь, улица, аптека... Только фонарей не хватает, как в стихотворении Блока. И это, между прочим, в благополучной Москве. Просто администрация одного из районов, видимо, слишком буквально понимает слово «спальный». А сколько подобных темных мест в России? А еще у нас в дефиците уличные уборщики. Конечно, если не считать таковыми пресловутые поливальные машины, которые любят обильно смачивать даже относительно чистые и сухие трассы.

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары? - Фото 1

В общем, к месту эксперимента мы приехали на автомобиле, покрытом равномерным, но плотным налетом двухдневной столичной пыли. Обычно на нее даже внимания не обращают, считая кузов чистым, что на самом деле неправильно. И скоро мы вам докажем это.

В роли подопытного выступил полноразмерный минивэн SsangYong Stavic, который поселился в редакции на длительный тест. Почему именно эта модель? Все просто — мы забрали ее из салона совсем новой, на одометре еще и 100 километров нет. А это значит, машина только что прошла предпродажную подготовку, полностью настроена и исправна, а прозрачные колпаки фар еще не успели помутнеть. Да и сама оптика подходящего формата — «прожекторные» элементы ближнего света с фокусирующими линзами и галогеновыми лампами сегодня ставятся на большинство массовых моделей.

Итак, занимаем исходную позицию на темной аллее. На улице холодно, коллеги забрались на просторный задний диван минивэна, плюс к тому в багажнике сложены реквизит, фотоаппаратура и вещи. Поэтому устанавливаем корректор света в нижнее положение, чтобы не слепить виртуальных встречных водителей. На ход эксперимента это не повлияет — нам важны не абсолютные показатели «дальнобойности» фар, а относительная разница освещенности при их загрязнении.

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары? - Фото 2
Слегка пыльные фары. Норма по московским меркам. Вроде бы светят далеко и ярко, но у правой обочины на самом деле притаился пешеход...

Выпускаем на дорогу человека в темной одежде — он идет вдаль по краю проезжей части, постепенно растворяясь во мраке. Но фары вроде бы светят хорошо, даже несмотря на пыльную пелену, — светотеневая граница четкая, правая фара, как и положено, «бьет» чуть дальше левой, цепляя обочину. Однако, примерно через 56-57 метров фигура становится неразличимой не только для глаз, но даже для объектива профессиональной фотокамеры.

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары? - Фото 3
Присмотритесь. На дороге — пешеход в яркой красной куртке. По большому счету, он заметен только из-за того, что фары осветили его ноги. Помните — реально выручает в темноте только одежда с «катафотами»

Запомним. А теперь сделаем небольшое отступление на тему еще одного аспекта безопасности движения. Так вот, если на таком же расстоянии человек одевает оранжевый жилет со световозвращающими полосками, то фигура проявляется даже среди кромешной темноты. Забегая вперед, скажу, что на протяжении эксперимента так было всегда — как бы сильно мы ни пачкали фары, пешеход в специальном жилете неизменно обнаруживался во тьме. Так что правы те, кто предлагает обязать водителей держать в машине такие жилеты, а пешеходов (как минимум — детей), носить хотя бы один крупный «катафот» на одежде. Мы убедились в том, что это действительно помогает.

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары? - Фото 4
Человек в световозвращающем жилете виден на дороге всегда, даже когда фары грязные, а пешеход стоит далеко и в темноте

Вооружаемся тряпкой, бутылкой с водой и начисто отмываем фары от пыли. Вроде бы ничего не изменилось — световое пятно не прибавило в яркости, граница с тенью также осталась прежней. Но... Уже на 55 метрах стали видны ноги подопытного пешехода, а если он одевался в красную куртку, то люди с острым зрением могли заметить и туловище. Уже хорошо!

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары? - Фото 5
Наглядная разница между запыленными (снимок слева) и абсолютно чистыми фарами. Во втором случае лучше видна не только дорога, но и ноги пешехода у правой обочины

А теперь при помощи подручных средств генерируем жидкую грязь, которая часто образуется на дорогах — когда от химических реагентов, когда от смеси дождевой воды и пыли... Вымазываем фары нашего SsangYong Stavic этой субстанцией и наблюдаем, как она на глазах засыхает, превращаясь от тепла ламп в прочную корку. Вот почему омыватели фар в России зачастую бесполезны — они могут выполнить свою функцию, только когда налет свежий. Иначе даже мощная струя жидкости не способна пробить осевшую на оптике грязь.

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары? - Фото 6
Оцените, какой свет дают чистая фара, запыленная после двухдневного движения по Москве и полностью затянутая грязью (на снимках соответственно слева направо). Только в первом случае получается яркий и четкий поток

Смотрим на дорогу с места водителя. Пешеходу, чтобы появиться из тьмы, пришлось придвинуться еще на пять-семь метров ближе. Почему именно пять-семь, а не точнее? Да просто теперь мнения участвующих в эксперименте разошлись — многим на первый взгляд казалось, что дорога стала даже лучше видна! Интересный эффект, не правда ли? Дело в том, что разработчики прожекторной оптики стремятся поднять освещенность разрешенных стандартами точек и зон до максимально возможного уровня. При этом светотеневая граница, не дающая фарам ослеплять встречных, становится довольно резкой — человеческому зрению это не всегда привычно.

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары? - Фото 7
Поначалу некоторым из нас показалось, что с грязными фарами дорога даже лучше видна, поскольку граница между светом и тенью стала не такой резкой. Но не надо торопиться с выводами. Обратите внимание, каким тусклым стало пространство впереди. Из видимости исчез не только пешеход, но даже дерево на правой обочине

А из-за пелены грязи световой пучок стал, может быть, уже не столь ярким, зато более размытым. Создается иллюзия лучшей освещенности, но это, конечно, не так. Во-первых, вы теперь начинаете слепить встречных, поскольку нарушается правильное светораспределение. Во-вторых, пешеходу пришлось подойти ближе еще на 5-7 метров, чтобы его смогли заметить из машины.

Давайте разберемся — много это или мало? Допустим, вы движетесь в темноте, не быстрее 60 км/ч. Все в рамках правил. Напомним, при такой скорости машина всего за ОДНУ СЕКУНДУ пролетает почти 17 метров. И тут на дистанции 45 метров впереди в свете фар вдруг появляется пешеход, вздумавший перейти дорогу. Только бы успеть затормозить! Предположим, вы обладаете хорошей реакцией и тормозная система вашего автомобиля исправна на 100 процентов. Но и в этом случае в среднем 1-2 секунды уйдет на оценку опасности, выработку решения и перенос ноги с газа на тормоз, и еще минимум 0,2 с — на срабатывание привода. Считайте, что порядка 25 метров вы уже просвистели не снижая скорости. А потом — треск ABS, визг шин и... Понятно, что непосредственно тормозной путь сильно зависит от марки покрышек и самого автомобиля, но в среднем он составляет 20-25 м. Да и то на идеально сухом чистом асфальте. Итог — остановочный путь в лучшем случае получится как раз 45 м, а на практике — заметно больше. Ведь вы не гонщик, который едет в постоянной концентрации и способен даже в экстремальных условиях среагировать на опасность за 0,2-0,3 секунды, шины у вас — не слики, а тормоза — не хваткая карбоно-керамика. Таким образом, застывшего на расстоянии 45 метров от капота пешехода вы с большой долей вероятности собьёте...

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: насколько опасны грязные фары? - Фото 8

Мы попробовали сымитировать и самый жесткий вариант — «утро после снегопада в Москве». Понятно, что зима прошла, но, я полагаю, многие еще помнят, как обильно дорожники лили реагенты на снег, превращая его в мутную, вонючую и жирную жижу, которая залепляла фары за пару километров пути. И здесь все стало совсем очевидно. Человеку пришлось подойти к машине еще на пару метров. А если пофантазировать, что под колесами лед или даже просто мокрый асфальт, на которых тормозной путь в разы увеличивается, то аварии не удастся избежать даже профессиональному пилоту...

Так что вывод ясен — не ленитесь регулярно протирать фары не только от грязи, но и от пыли. Тем самым вы подарите себе и окружающим лишние метры жизни. И, конечно, при выборе скорости учитывайте погодные условия.

Юрий Урюков
Фото Дмитрия Отросткова

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
263
kar4u@mail.ru
"...Светотеневая граница четкая,правая фара,как и положено,"бьет" чуть дальше левой,цепляя обочину." Уважаемые авторы! Прежде чем написать подобное,откройте хотя бы "Техрегламент" основанный на ГОСТе Р 51709-2003 и посмотрите таблицы и комментарии к регулировкам ( в данном случае) ближнего света. Обе фары,говоря простым языком,должны светить на одном уровне,а для "цепления" обочины,существует угол или "ступенька",предназначенная как-раз для освещения обочин,пешеходов,знаков и т. д. Не путайте людей,пожалуйста.
С уважением,ваш читатель!
СсылкаПожаловаться
А автокомфорт //////
хорошему танцору всегда что-то мешает! а когда наведут порядок на дорогах сибири: нанесут разметку+заделают ямы+установят освещение всех дорог и тротуаров и уберут грязььь с проезжей части и тротуаров? а про ливневую канализацию я вообще боюсь говорить. Ее вообще ни где нет! Про какую протирку фар вы говорите? В москве и санктпитербурге? очнитесь! выезжайте за пределы этих мегаполисов и вы просто будете только стоять и протирать фары. пешеходам не где ходить,водители не видят из-за грязи дороги и т.п Побывав в европе и эмиратах,я увидел что им можно вообще не включать свет,т.к из одного города в другой все освещается и дороги у них чистятся,а на глупый вопрос: а где у вас ямы- они также глупо отвечают- а зачем они нужны? их ни кто не заказывал.... а у нас осваивают миллионы рублей,а не ремонтируют дороги! вернитесь на землю москвичи и питерцы! это у вас можно протирать фары......а здесь- пиз..ц и ни каких просветов на дороге. с уважением юрий!
СсылкаПожаловаться
kisulkin
Всегда начисто протираю фары перед поездкой в темное время суток. Не понимаю тех, кто этого не делает. Ездить с тусклым освещением - это же не комфортно, как минимум! Да и днем у моей машины "глазки" всегда чистенькие.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
BMW 7
2015 год
7400000 руб.
Volkswagen Touareg
2011 год
1235000 руб.
Peugeot Partner
2011 год
410000 руб.
BMW X5
2008 год
1078000 руб.
Volkswagen Touareg
2011 год
1645000 руб.
Новости Mail.Ru