А потому все технические решения местного автопрома — сплошь из ассортимента европейских и японских производителей. В области дизайна откровенного дизайнерского плагиата становится всё меньше. Нет, знакомые образы время от времени проступают, но от прямого копирования китайцы почти отказались (об исключениях поговорим отдельно), заказывая стиль европейским ателье. И общий уровень выставки растёт! Везде — англоговорящие стендисты, хотя на салоне 2012 года таковых фактически не было, премьеры новинок обставлены как яркие представления со сложной сценографией...
Удивляться здесь нечему. Вся мировая автомобильная промышленность сегодня молится на Китай, который является не просто крупнейшим рынком сбыта, а крупнейшим растущим рынком. Для справки: в прошлом году общий объём продаж здесь составил 20 миллионов легковых автомобилей. Притом крайне разнообразных автомобилей. Пожалуй, ни одна другая страна сегодня не располагает столь разносторонним авторынком: в Китае продаются машины 379 моделей! И только малая их часть известна на территории России. Ниже — обзор новинок основных китайский марок, представленных на нашем рынке.
BYD: гибрид за 1,5 миллиона рублей
В 2006 году марка «Построй свою мечту» (именно так расшифровывается название BYD — Build Your Dream) уже пыталась выходить на российский рынок, предлагая россиянам малыша Flyer, который затем уступил место более крупной модели F3. Но продавались BYD посредственно, поэтому сейчас компания решила провести «перезапуск». Правда, с прежним партнёром, компанией ИРИТО. В качестве основной (и пока единственной) модели будет доступен кроссовер S6 — китайское, а потому весьма своеобразное, прочтение Lexus RX. Хотя при стартовом ценнике на уровне 600 тысяч рублей такая машина вполне имеет определённые шансы на успех!
В Пекине же BYD презентовал кроссовер S7 — обновлённую версию модели S6, которая, однако, позиционируется как самостоятельная, и притом более дорогая и престижная, модель. В свою очередь, на основе S7 будет выпускаться гибрид Tang, который сам производитель считает самым мощным гибридным кроссовером на планете. Что, впрочем, похоже на правду: суммарная отдача силовой установки, собранной из 2,0-литрового 205-сильного турбомотора и 149-сильного электродвигателя, составляет 340 л.с. Впрочем, до России эта модель точно не доберётся: даже здесь, в Китае, Tang будет стоить не меньше 265 тысяч юаней, то есть более полутора миллионов рублей!
Changan: дизайн от Криса Бэнгла
Марка Changan пока известна россиянам только по кроссоверу CS35, но уже скоро начнутся поставки седанов Eado и Raeton. У себя на родине Чанган является лидером рынка, демонстрируя фантастические темпы роста, хотя основные деньги государственная компания зарабатывает на контрактной сборке Мазд, Сузуки и Фордов. И часть этих денег пойдёт на оплату работы... Криса Бэнгла! Того самого дизайнера-революционера, который резко переломил все стилистические традиции BMW, создав знаменитую (фанаты марки, правда, предпочитают более агрессивные эпитеты) «семёрку» Е65. Теперь Бэнгл на правах консультанта займётся развитием стиля марки Changan.
Представленный на салоне кроссовер CS75 создавался до прихода Бэнгла. Впервые модель показали публике прошлой осенью во Франкфурте, но то был предсерийный образец, а сейчас дебютировала товарная версия. Пока обойдёмся без подробностей, так как «Авто Mail.Ru» уже успел протестировать машину, чему будет посвящён отдельный материал. Но отметим, что для Китая «семьдесят пятый» должен стать настоящей революцией: смотрится среднеразмерный кроссовер не хуже иностранных конкурентов, а стоит существенно дешевле — в автосалонах китайских дилеров топовый CS75 предлагается не дороже 850 тысяч рублей (мы сразу переводим цены из юаней). Успех гарантирован.
Chery: два разных Tiggo
Обновлённый Tiggo только недавно добрался до российского рынка (хотя дебютировал аж на Пекинском автосалоне 2012 года), а дизайнеры Chery уже провели очередной рестайлинг своего бестселлера, наградив модель модными гранёными формами, так что китайская копия Toyota RAV4 второго поколения больше не похожа на японского прародителя. Совсем не похожа. В салоне же, если верить рекламному буклету («живую» машину взгромоздили на высоченный постамент — не посмотришь!) перемены менее радикальны. Изменилась только центральная консоль, получившая новый блок управления климатом да большой сенсорный «телевизор» мультимедийной системы.
Кстати, Тигго — это теперь не просто модель, а целое семейство! Та машина, что известна россиянам, носит название Tiggo 3, а под именем Tiggo 5 скрывается новый, более крупный и престижный кроссовер. Последний больше привычной нам модели на 11 см (4506 мм против 4390 мм), современнее и несколько дороже. А чтобы хоть немного развести «тройку» и «пятёрку» по разным нишам, последняя будет оснащаться 2,0-литровым двигателем, тогда как Тигго 3 получит 1,6-литровый силовой агрегат. Велика ли разница между двумя поколениями машины, узнаем совсем скоро, так как начало поставок Tiggo 5 намечено на осень.
Great Wall: развод и новая фамилия
Марку Great Wall лихорадит. Нет, что в Китае, что в России автомобили Великой стены расходятся хорошо, вдобавок, под Липецком компанией ИРИТО начата сборка внедорожников Hover H3 и H5 со сваркой и окраской... Вот только между российским дистрибьютором и головным офисом Great Wall случился разлад. Теперь китайцы будут продавать часть своих моделей — все грядущие новинки — в обход ИРИТО под брендом Haval (в оригинале — Хавал, с ударением на последний слог, хотя для российского рынка решено ввести транскрипцию Хавейл). В свою очередь, ИРИТО под маркой Great Wall будет торговать внедорожниками Н3/Н5, кроссоверами H6 и компактами М-серии (М2 и М4). Раскрученный же бренд Hover вообще исчез!
Звёздная болезнь? Не иначе! И подтверждение тому — большой рамный внедорожник Haval H9, и технически, и стилистически похожий на тойотовский Land Cruiser Prado. Ориентировочная цена — немыслимые для Китая 200 тысяч юаней (это 1 миллион 150 тысяч рублей!). Хотя могли бы просить и поменьше, учитывая, что 3,0-литровый турбодвигатель и 8-ступенчатый «автомат» только анонсированы, а пока машина оснащается 217-сильным мотором 2.0 и 6-ступенчатой коробкой. Впрочем, Haval показал и доступную модель — компактный кроссовер H2, который, похоже, и станет главной ударной силой на рынке СНГ.
Geely, Haima и Lifan: два рестайлинга и одна новинка на троих
На выставке дебютировал обновлённый седан Emgrand от Geely, который россияне приняли очень тепло: в списке самых популярных автомобилей гольф-класса эта модель занимает десятое место! Отличий немного: подретушированные формы да более современная мультимедия. В Китае продажи начнутся не раньше конца текущего года, а значит, нам следует ждать рестайлинг не раньше 2015-го. Тогда же появится и обновлённый кроссовер Emgrand X7, который пережил аналогичные изменения.
А вот другой лидер российского рынка среди китайцев, Lifan, не показал ничего принципиально нового, поскольку флагманский седан 820 и прототип маленького «джипика» B50 мы видели во время недавнего посещения компании. Между тем, лифановцам стоило бы поторопиться! Пока они только готовят компактный кроссовер, Haima уже выпустила весьма симпатичную машинку (длина — 4,3 м) под именем S5. Дилеры Красной империи уже вовсю продают новинку, которая получила 150-сильный наддувный мотор объёмом 1,5 л. В качестве трансмиссии предлагается классическая механика или вариатор.
Остальные
Вообще, китайские компании выпускают немало машин, которые наверняка полюбились бы российской публике. Хотите полноразмерную копию мерседесовского G-класса? Пожалуйста: компания BAIC показала модель BJ80, до неприличия похожую на культового «проходимца». А может, любите марку SAAB? Тоже не проблема. Тот же BAIC совершенно легально штампует перелицованные седаны 9-3... Пикапы, минивэны, грузовички — выбор техники разных брендов и концепций настолько широк, что всех не перечислишь. Поэтому ограничимся лишь избранными.
Вышеупомянутый BAIC B80. Изначально модель создавалась для армии, но недавно было принято решение выпустить и гражданскую версию, которая получит более скромный двигатель — 2,4-литровый 142-сильный, тогда как военным полагается 150-сильный 2,7-литровый агрегат. Что это, китайское видение мерседесовского Gelaendewagen, до неприличия похожее на немецкий оригинал? Или это правительство Поднебесной легально купило платформу, потому что «гелику» скоро уходить на покой? Сами китайцы придерживаются второй версии, хотя верить этому на 100%, конечно, нельзя.
Ещё одна военная машина — огромный Dongfeng. В своё время китайцы заказали компании HMMWV сотню машинокомплектов для выпуска машин, которые обыватель знает как Hummer H1. Американцы понадеялись, что китайская армия пересядет на их внедорожники, обеспечив фирму заказами, и продали запчасти. Шиш! Dongfeng скрупулёзно скопировал Хаммер и начал выпуск безо всяких лицензий и машинокомплектов. А сейчас подготовил общедоступную версию (в Китае армейская техника гражданскому населению не продаётся) и даже готов наладить экспорт брутального гиганта...
Найти управу на мастеров копирования из Поднебесной почти невозможно. Да и делать этого иностранные автомобильные концерны откровенно не хотят: зачем убивать курицу, которая несёт золотые яйца? Ведь сами китайцы почти поголовно ездят на иностранных автомобилях, пускай и выпускаемых на родине. И чтобы догнать и перегнать Америку (а также Европу, Корею и Японию) на своём и чужих рынках, местные бренды готовы скупать и воровать технологии, обзаводиться акциями зарубежных автокомпаний... Хотя золотая мечта китайского автопрома — отнюдь не довести свои машины до совершенства, а продавать по всему миру иномарки местной, китайской, сборки. Вот только иностранцы этого категорически не хотят.
Алексей Кованов
Фото автора