В конце 2013 года года «Авто Mail.Ru» провел на эту тему опрос, который дал довольно интересные результаты.
Оказывается, 18% из более чем 30 000 проголосовавших вообще не имели опыта покупки подержанного автомобиля (и, скорее всего, такую возможность даже не рассматривали). При этом 45% респондентов остались довольны выбором новой машины.
В противоположном стане ситуация вышла не столь радостная: сразу треть покупателей пожаловались, что им пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Казалось бы, вывод напрашивается сам собой — хочешь уверенности и спокойствия? Тогда вперед к официальному дилеру. Но аналитики из компании PriceWaterhouseCoopers подсчитали, что начиная с 2010 по 2013 годы объем вторичного рынка в России вырос в 1,5 раза — до 5,6 млн автомобилей. И даже по сравнению с 2012 годом отмечен рост. Всего на 4%, но все же рост. При этом рынок новых машин медленно, но неуклонно падает. Да и по абсолютным показателям разница громадная — «нулёвых» автомобилей без пробега в год продается в два раза меньше!
Так ошибается большинство или нет? Давайте разберемся. Конечно, важным фактором является рост стоимости новых автомобилей. Сегодня миллион рублей уже считается нормальной ценой для заурядной модели гольф-класса! Нет, «рекламные» позиции в прайс-листах тоже остались. Но дилеры таких машин обычно даже не держат на складе — редко кто сейчас покупает «пустую» версию на «механике».
Совет «Авто Mail.Ru»: выбирая новый автомобиль, всегда смотрите глубже, поскольку начальная цена в рекламе оказывается далека от стоимости приглянувшейся версии. Учтите, что опции на японские и корейские машины обычно идут пакетами — это выгоднее. Но зато европейские модели можно оснастить именно тем, чем хочешь.
Да что говорить, если и «народные» машины вроде Hyundai Solaris или Volkswagen Polo Sedan в хорошем оснащении с автоматической коробкой передач стоят 600 тысяч и более.
Кстати, дилеры на реализации бюджетных автомобилей зарабатывают очень мало, поэтому всеми способами пытаются повысить свой доход. В частности, предлагая втридорога дополнительное оборудование: коврики, сигнализацию, защиту картера... Полный набор легко потянет на 50-80 тысяч рублей.
Совет «Авто Mail.Ru»: не спешите заказывать у дилера разную мелочь. Коврики, защиту картера, зимние покрышки можно будет потом купить на стороне заметно дешевле.
Плюс страховка. Многие даже не подозревают, сколько, к примеру, придется отдать за полис каско для автомобиля с повышенным риском угона. Например, 25-летнему столичному водителю со стажем 7 лет годовая страховка Mazda 6 обойдется в 120-180 тысяч рублей! И если брать новую машину в кредит, то от каско не отказаться. Да и стоит ли? От аварий не застрахован никто, а расценки официальных сервисов кусаются.
Совет «Авто Mail.Ru»: даже новый автомобиль не стоит покупать на последние деньги. К финальной цене разумно прибавить еще 15-20% на дополнительные траты вроде страховки. Кроме того, при значительных ежегодных пробегах нужно учитывать стоимость регламентного техобслуживания.
В эпоху дефицита на автомобильном рынке, когда за новыми Ford Focus, Mazda 3 или Renault Logan выстраивались очереди, все перечисленные факторы компенсировались высокой продажной стоимостью. Устав ждать, люди скупали трехлетки практически по цене новых машин. Но сегодня тот же Focus 1.6 «на автомате» легко теряет за три года 20-25% первоначальной стоимости, да и то если машина находится в хорошем состоянии. Видавшие виды экземпляры могут подешеветь и на все 30-35%. У менее ликвидных (корейских или французских) моделей показатели и того хуже.
Это значит только одно — вложенные в новый автомобиль средства уже никогда не вернуть. Хотя многие на такое готовы пойти ради феерического чувства, когда понимаешь, что именно ты его первый владелец. В этом салоне никто никогда не курил. Никто не протирал сиденья. Не держался за руль... Все новое, все твое! Да и технологии передовые никто не отменял — на старых машинах автопарковщик или систему предотвращения столкновений не найти.
Совет «Авто Mail.Ru»: выгоднее всего покупать новый автомобиль в январе-феврале, когда на дилерских складах еще остались модели предыдущего года выпуска. На них обычно дают солидные скидки. И чем дальше, тем больше они растут. В результате машину гольф-класса или компактный кроссовер в марте-апреле можно взять с дисконтом 60-100 тысяч рублей.
И еще важный момент — дилер сделает все, чтобы вы получили именно тот автомобиль, что хотели. Цвет, комплектация, мотор, коробка — выбирай, как продукты в магазине. Ограничений из доступного ассортимента фактически нет: если приглянувшейся модели не оказалось на складе, ее привезут под заказ.
Другое дело на вторичном рынке. Предложений, на первый взгляд, масса. Но, по большому счету, брать придется не то, что хочется, а то, что будет в нормальном техническом состоянии и с прозрачной историей. И в любом случае машину нужно будет активно проверять — в этом кроется основная загвоздка покупки подержанного автомобиля. Что бы ни обещал и ни говорил вам продавец, всегда надо помнить — это лотерея. Диагностика, советы знакомых, приобретение у дилера и прочие подобные ухищрения лишь повышают ваши шансы на выигрыш.
Совет «Авто Mail.Ru»: на вторичном рынке имеет смысл обратить внимание на машины, которые когда-то были проданы в России через сеть официальных дилеров. В этом случае проще проследить историю автомобиля (как сервисную, так и юридическую). Из-за высоких таможенных пошлин привезенные из Европы или США модели дешевле не будут, зато преподнесут вам букет из белых пятен в своей биографии. Праворульные японские экземпляры — отдельная категория, присмотреться к которым имеет смысл в восточных регионах страны, где налажены сервис и поставки запчастей для таких машин.
Если зайти на любой сайт автомобильных объявлений, можно легко заметить, что их изрядную долю публикуют различные автосалоны, причем с заверениями о полной технической проверке «товара на колесах». Хотя в наличии у них обычно присутствуют модели самых разных марок, а полноценной сервисной зоны поблизости нет. Вот и подумайте, сколько высококлассных мастеров надо набрать в такую контору, чтобы они смогли без подъемника и спецоборудования оценить износ автомобиля. В лучшем случае, здесь простеньким сканером проверяют наличие ошибок в электронных блоках, чтобы «лишние» тревожные лампочки в комбинации приборов не привлекали внимание. А многие даже этим не утруждают себя, ведь принцип жизни таких барыг — «без лоха и жизнь плоха».
Совет «Авто Mail.Ru»: покупая подержанную машину в автосалоне, обратите внимание, на каких марках он специализируется. «Универсальные» фирмы, как правило, провести полную диагностику автомобиля не в состоянии. По сути, это обычные перекупщики.
Пожалуй, несколько обезопасить себя от случайных поломок можно лишь при выборе машины в крупном дилерском холдинге, который имеет отдельное направление по вторичному рынку (например, Major Expert, BlueFish), или же обратившись к фирменным заводским программам автопроизводителей, сегодня таких множество: Das WeltAuto (Volkswagen и Skoda), Selected (Jaguar Land Rover), Audi: plus... (кстати, Auto.Mail.Ru впервые в России собрал такие предложения в единую базу данных). В рамках этих проектов предлагают относительно свежие машины (до 5 лет) с пробегом до 100 000 км, прозрачной сервисной и юридической историей. Плюс к тому, дают техническую гарантию, хотя иногда за нее придется заплатить, оформив своего рода страховку от неисправностей. Но стоимость моделей здесь несколько выше среднерыночной, да и выбор ограничен, поэтому, согласно статистике PriceWaterhouseCoopers, на такой вид сделок пока приходится всего 4%.
Совет «Авто Mail.Ru»: покупать подержанный автомобиль с рук новичку не стоит — риск обмана велик. Лучше присмотреться к фирменным программам автопроизводителей или обратиться в крупный холдинг, специализирующийся на вторичном рынке. Цены здесь не сильно выше, зато дается гарантия юридической чистоты, а иногда и техническая. Правда, за нее могут попросить заплатить. К примеру, страховка от поломок 1,6-литрового переднеприводного Nissan Qashqai обойдется от 11 000 до 60 000 рублей в зависимости от широты покрытия и дилера. Кстати, на китайские модели подобная гарантия вообще не дается — и это о многом говорит.
Тем не менее, если выбор подержанной модели будет удачным, куш можно сорвать приличный. Выше мы привели пример с удешевлением Ford Focus с течением лет. Уже неплохая выгода получается, а ведь подержанная машина, как правило, уже избавлена от «детских болезней» и оснащена всем необходимым оборудованием, включая сигнализацию, коврики и комплект зимних колес.
И это мы говорим об одной из самых популярных моделей. А можно оценить предложения не столь распространенные. К примеру, премиальные машины, которые требуют сложного (и затратного!) обслуживания, а также подразумевают солидный транспортный налог, дешевеют еще быстрее. Как вам представительский Audi A8 или BMW 7-й серии 2005 года за 600 000 рублей?
Плюс вы получаете не столь существенную потерю в деньгах при перепродаже, как в случае с новой машиной. Да, подержанный транспорт от трех лет и старше тоже дешевеет, но не такими быстрыми темпами — процентов на 5 в год. Некоторые умельцы даже навострились перепродавать машины с пробегом дороже, чем когда-то их купили.
Но нужно помнить — подержанные автомобили обычно привлекательны для тех, кто «в теме». То есть для людей, которые знают, по какой цене и где найти правильные запчасти, в каком сервисе обслуживаться, где выгодно делать кузовной ремонт, оформлять каско (или вообще от него отказаться) и т.д...
Ведь на сервис вам предстоит ездить довольно часто. Чудес не бывает — чем старше автомобиль, тем хуже становится его «здоровье»: дорогостоящие ТО, ремонт подвески или трансмиссии... Все это ляжет на ваши плечи. Причем размер трат предсказать очень сложно. К примеру, как вам замена цепей ГРМ на Volkswagen Touareg с моторами V6 и V8 минимум за 50 тысяч рублей? Или ремонт пневмоподвески на Mercedes-Benz S-класса, где за каждую из стоек (даже не новых, а восстановленных) придется отдать порядка 20 тысяч рублей, а их на машине, напомним, четыре, плюс компрессор за 15-18 тысяч рублей. Или замена турбин на 2,7-литровом Audi allroad BiTurbo — они меняются только парой, и стоит это порядка 70-80 тысяч рублей... А покупая подержанный автомобиль с пробегом 100-150 тысяч километров, вы с подобными неприятностями обязательно столкнетесь.
Совет «Авто Mail.Ru»: какие подержанные автомобили надежнее? На этот вопрос пытаются ответить различные рейтинги. Американцы, например, традиционно отдают предпочтения «японцам». Согласно их последнему исследованию, Toyota, Lexus, Acura, Honda и Mazda взяли первые места по надежности в 9 из 11 категорий! В то время как продукцию из США обычно ругают за частые поломки. Европейцы наоборот выдвигают вперед немецкие премиум-марки — Audi, BMW, Mercedes-Benz, а на последние места ставят итальянские и французские модели.
Но все же? Что лучше выбрать — новый автомобиль или подержанный? Если рассматривать этот вопрос исключительно с прагматической стороны, то «Авто Mail.Ru» советует присмотреться к подержанным экземплярам 2-3 летнего возраста с пробегом до 40 000 км, которые предлагаются к продаже крупными специализированными салонами или в рамках сертифицированных автопроизводителями программ. В этом случае можно рассчитывать на выгодную цену, хороший запас прочности автомобиля и даже остаток заводской гарантии. Иными словами, вы получите машину, для которой сможете спрогнозировать дальнейшие траты на ее содержание. Не гонитесь за престижем — премиальные модели выгодно покупать, но дорого обслуживать. Да и повышенная техническая сложность подержанной машине ни к чему. Сейчас на вторичном рынке в почете проверенные временем решения: атмосферные моторы, классические «автоматы», максимально простые подвески и минимум сложной электроники.
Хотя, конечно, есть ситуации, когда лучше взять новый автомобиль:
- Вы берете машину надолго. К примеру, на пять лет, и вам не страшна быстрая потеря стоимости.
- Вы скопили определенную сумму денег, которую сейчас можете потратить на автомобиль, но потом не готовы в него вкладываться. Допустим, в семье родился ребенок, и надо на ближайшее время избавить себя от финансовых рисков.
- Вы планируете взять машину в кредит. То есть вам опять же нужна стабильность, пока не вернете долг банку.
- Вы поклонник всего самого модного и современного, «донашивать» автомобиль за кем-то и пользоваться старыми технологиями — не в ваших правилах.
Готовы к подержанной машине? Можете отличить ШРУС от сальника? Тогда знайте, какой автомобиль с пробегом покупать не стоит:
- Очень старый. 10-летние модели даже в хорошем состоянии требуют постоянного внимания: для них порой сложно найти запчасти, их дорого восстанавливать после аварии, каско оформить нельзя.
- Китайский. И дело здесь даже не в «ломучести». Во-первых, такие машины стремительно падают в цене независимо от возраста. Во-вторых, марки из Поднебесной так и не смогли наладить четкие поставки запчастей (особенно кузовных) в Россию. Наконец, даже фирменные сервисы зачастую не способны провести сложный ремонт — у них просто нет необходимой документации!
- Который вам не по карману. Имея на покупку, к примеру, 400 000 рублей без перспективы улучшить свое финансовое положение, нет смысла выбирать видавший виды Mercedes-Benz E-класса или Audi A6 — разоритесь. Это тот самый случай, когда надежнее взять новый Daewoo Matiz или изделие российского автопрома. Руководствуйтесь формулой — цена автомобиля не должна превышать вашего 10-месячного заработка. Получаете в месяц 30 тысяч рублей? Тогда не покупайте автомобиль дороже 300 тысяч.
- Который не могут починить в вашем регионе. Да, умельцы есть везде, но, к примеру, для ремонта оппозитного двигателя Subaru нужно, помимо таланта, еще спецоборудование и запчасти. Поэтому если вы живете вдалеке от крупных городов, лучше выбирать модель из тех, которые знакомы вашим ремонтникам.
- Экзотический. Само собой, если вы хотите использовать его для повседневной езды. Старые Ford Mustang, Chevrolet Camaro или Toyota Supra — машины, безусловно, яркие. Но лучше их хранить в гараже для особых случаев, а каждый день передвигаться на более бюджетном транспорте.
- С непонятной историей. Продавец говорит, что «потерял» сервисную книжку? 3-летний автомобиль не обслуживался у официального дилера? Все это очень подозрительно. Не исключено, что перед вами машина, которая работала в такси, и ее реальный пробег составляет 200-300 тысяч километров.
Юрий Урюков