26 апреля
Nissan Qashqai 1.6 2WD MT
Покупал в декабре 2011,до этого рассматривал предыдущую версию,но после тест драйва покупать передумал,уж очень подвеска жесткая была,на каждой кочке гремела.На моей подвеска отличная,но все таки по...
4.2
26 апреля
Ford Transit 2.2 TDCi МТ FWD 350 LWB
Всем доброго дня или вечера приобрел Форд транзит в 2016 нареканий за 2 года не было единственное поменял сальник на полуоси заднего моста почему то начал подкапывать а в остальном все хорошо.
4.2
Все отзывы
8 марта 2003 12:28, Новости

Перфекционист Биркит

8 марта исполняется 125 лет со дня рождения Марка Биркита. О конструкторе автомобиля Hispano-Suiza читателям «Газеты.Ru» рассказывает известный автомобильный историк Лев Шугуров.
Родившийся в Женеве 8 марта 1878 года Марк Биркит закончил Высшую школу искусств и ремесел и специализировался по модной тогда отрасли, еще мало изведанной, по электротехнике. В поисках работы он отправился в Барселону, где уже действовал небольшой заводик по производству электрических локомотивов. Принадлежал он предпринимателю по фамилии Куадра, который неожиданно заинтересовался автомобилями. Как-никак начинался двадцатый век, и крупнейшей сенсацией того времени стал автомобиль Mercedes. Куадру привело в изумление его испанское имя. Тут же Биркит получил задание спроектировать автомобиль.

Он предложил конструкцию, которая несколько отличалась от Mercedes: крутящий момент передавался к колесам не цепями, а карданным валом. Надо сказать, что швейцарский инженер всегда искал собственные технические решения. Это было его амплуа. А пока шла работа над первыми моделями, Куадро продал свою фирму другому предпринимателю, Кастро. Тот же в 1904 году уступил свою компанию группе испанских промышленников, которая в том же году стала называться Hispano-Suiza, что означает «испано-швейцарская». Король Испании Альфонс XIII слыл патриотом и благоволил первой испанской автомобильной фирме. Биркит неустанно работал над новыми моделями, и самой удачной из них, спортивной машине 1912 года, дал имя короля. С тех пор она так и числится в анналах автоистории - «Hispano-Suiza Alfonso XIII».

Кстати на такой модели лично Биркит 8 июня 1913 года участвовал в кольцевых гонках на Большой Приз Санкт-Петербурга.  Там он занял седьмое место. Поездка не была неудачной. По воспоминаниям очевидцев, он заключил соглашение с Петербургской автомобильной фабрикой Ивана Петровича Пузырева, и тот на Петербургской автомобильной выставке 1913 года демонстрировал шасси спортивного автомобиля с мотором подозрительно похожим на Hispano-Suiza. По натуре Биркит был трудоголиком, не имел никаких хобби - только автомобили. Он не только конструировал их, но и организовывал закупку станков, испытания автомобилей, следил за их производством и вникал в любые, даже самые мелкие детали. Его целью было создание совершенной конструкции, за что он и получил прозвище «перфекционист». Эти качества наиболее ярко проявились в годы Первой мировой войны. Тогда он спроектировал революционный для своего времени авиационный мотор: V-образный восьмицилиндровый водяного охлаждения, причем блок цилиндров был алюминиевым с гильзами мокрого типа. Клапаны приводились от расположенного в головке распределительного вала. Этот мотор делали не только в Барселоне, но и во французском городке Буа-Коломб, а также в Америке. На одном из истребителей, снабженном мотором Hispano-Suiza, летал знаменитый французский ас капитан Гинеме. В 1919 году оба завода, в Барселоне и Буа-Коломб, начали выпуск роскошных легковых автомобилей модели H6. Эти машины имели рейтинг у европейских аристократов выше, чем автомобили Rolls-Royce или Maybach. Модель быстро стала культовым автомобилем, и на ее шасси знаменитые кузовные фирмы Европы делали заказные кузова. Между прочим,

один автомобиль модели Н6 в начале 30-х годов возил наркома внутренних дел Менжинского...   Начиная с 1919 года, на радиаторах всех моделей Hispano-Suiza можно было видеть эмблему в виде круга, разделенного тремя полосами: красной, желтой и красной - цветами испанского флага. В центре круга находился белый крест - часть национального флага Швейцарии. По бокам - распростертые крылья, напоминание о славных авиамоторах. Славу этим моторам принесли такие асы как Фонк, Риккенбейкер и, конечно же, Гинеме. В память об этом отважном летчике на пробке радиатора каждого автомобиля этой марки находилась миниатюрная фигурка летящего аиста. Все двигатели автомобилей Hispano-Suiza представляли собой дальнейшее развитие идей, заложенных в первом авиационном моторе фирмы. И в середине 30-х годов вышла в свет самая знаменитая модель - Hispano-Suiza-J. Она была двенадцатицилиндровой, рабочий объем ее двигателя составлял одиннадцать литров, а мощность - двести лошадиных сил. Ее делали только во Франции, а в Барселоне и Буа-Коломб параллельно выпускали модель К. Это уже была машина среднего класса, и один из экземпляров принадлежал полковнику танковых войск Шарлю де Голлю. Но Биркит не забывал про авиамоторы. В начале тридцатых годов его фирма начала выпуск двенадцатицилиндровых авиамоторов, у которых между блоками цилиндров размещалась скорострельная пушка, тоже конструкции Биркита. Она стреляла не сквозь лопасти винта, а через его пустотелую втулку, потому что винт сидел не на носке коленчатого вала. Коленчатый вал соединялся с винтом через редуктор, и втулка винта одновременно являлась ступицей ведомой шестерни редуктора. Эта революционная конструкция привлекла внимание специалистов советской авиационной промышленности.

Наша страна купила лицензию на этот мотор, который у нас производился с индексом М-100. В дальнейшем в годы войны конструкторское бюро В. Климова неоднократно модернизировало его - так родились хорошо известные авиадвигатели ВК-105 и ВК-107. Когда в Европе запахло Второй мировой войной, Биркит прекратил выпуск автомобилей и перешел на производство авиамоторов, судовых дизелей, и самолетных шасси. Завод же в Барселоне получил нового владельца, изменил торговую марку, и его легковые, спортивные и грузовые автомобили стали называться Pegaso. А завод в Буа-Коломб втянула французская оборонка, и на его базе начали действовать несколько предприятий, в том числе бывшая фирма Bugatti в Мюлузе. Это объединение и поныне - крупнейший поставщик для военных самолетов. Сам же Марк Биркит после войны отошел от дел. Кавалер Ордена Почетного Легиона и других наград Франции жил на своей вилле, что на берегу Женевского озера, занимался охотой, рыбной ловлей и бобслеем. Умер конструктор в 1953 году.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru