Перфекционист Биркит

8 марта исполняется 125 лет со дня рождения Марка Биркита. О конструкторе автомобиля Hispano-Suiza читателям «Газеты.Ru» рассказывает известный автомобильный историк Лев Шугуров.
content image for: 4568
Родившийся в Женеве 8 марта 1878 года Марк Биркит закончил Высшую школу искусств и ремесел и специализировался по модной тогда отрасли, еще мало изведанной, по электротехнике. В поисках работы он отправился в Барселону, где уже действовал небольшой заводик по производству электрических локомотивов. Принадлежал он предпринимателю по фамилии Куадра, который неожиданно заинтересовался автомобилями. Как-никак начинался двадцатый век, и крупнейшей сенсацией того времени стал автомобиль Mercedes. Куадру привело в изумление его испанское имя. Тут же Биркит получил задание спроектировать автомобиль.

Он предложил конструкцию, которая несколько отличалась от Mercedes: крутящий момент передавался к колесам не цепями, а карданным валом. Надо сказать, что швейцарский инженер всегда искал собственные технические решения. Это было его амплуа. А пока шла работа над первыми моделями, Куадро продал свою фирму другому предпринимателю, Кастро. Тот же в 1904 году уступил свою компанию группе испанских промышленников, которая в том же году стала называться Hispano-Suiza, что означает «испано-швейцарская». Король Испании Альфонс XIII слыл патриотом и благоволил первой испанской автомобильной фирме. Биркит неустанно работал над новыми моделями, и самой удачной из них, спортивной машине 1912 года, дал имя короля. С тех пор она так и числится в анналах автоистории - «Hispano-Suiza Alfonso XIII».

Кстати на такой модели лично Биркит 8 июня 1913 года участвовал в кольцевых гонках на Большой Приз Санкт-Петербурга. Там он занял седьмое место. Поездка не была неудачной. По воспоминаниям очевидцев, он заключил соглашение с Петербургской автомобильной фабрикой Ивана Петровича Пузырева, и тот на Петербургской автомобильной выставке 1913 года демонстрировал шасси спортивного автомобиля с мотором подозрительно похожим на Hispano-Suiza. По натуре Биркит был трудоголиком, не имел никаких хобби - только автомобили. Он не только конструировал их, но и организовывал закупку станков, испытания автомобилей, следил за их производством и вникал в любые, даже самые мелкие детали. Его целью было создание совершенной конструкции, за что он и получил прозвище «перфекционист». Эти качества наиболее ярко проявились в годы Первой мировой войны. Тогда он спроектировал революционный для своего времени авиационный мотор: V-образный восьмицилиндровый водяного охлаждения, причем блок цилиндров был алюминиевым с гильзами мокрого типа. Клапаны приводились от расположенного в головке распределительного вала. Этот мотор делали не только в Барселоне, но и во французском городке Буа-Коломб, а также в Америке. На одном из истребителей, снабженном мотором Hispano-Suiza, летал знаменитый французский ас капитан Гинеме. В 1919 году оба завода, в Барселоне и Буа-Коломб, начали выпуск роскошных легковых автомобилей модели H6. Эти машины имели рейтинг у европейских аристократов выше, чем автомобили Rolls-Royce или Maybach. Модель быстро стала культовым автомобилем, и на ее шасси знаменитые кузовные фирмы Европы делали заказные кузова. Между прочим,

один автомобиль модели Н6 в начале 30-х годов возил наркома внутренних дел Менжинского... Начиная с 1919 года, на радиаторах всех моделей Hispano-Suiza можно было видеть эмблему в виде круга, разделенного тремя полосами: красной, желтой и красной - цветами испанского флага. В центре круга находился белый крест - часть национального флага Швейцарии. По бокам - распростертые крылья, напоминание о славных авиамоторах. Славу этим моторам принесли такие асы как Фонк, Риккенбейкер и, конечно же, Гинеме. В память об этом отважном летчике на пробке радиатора каждого автомобиля этой марки находилась миниатюрная фигурка летящего аиста. Все двигатели автомобилей Hispano-Suiza представляли собой дальнейшее развитие идей, заложенных в первом авиационном моторе фирмы. И в середине 30-х годов вышла в свет самая знаменитая модель - Hispano-Suiza-J. Она была двенадцатицилиндровой, рабочий объем ее двигателя составлял одиннадцать литров, а мощность - двести лошадиных сил. Ее делали только во Франции, а в Барселоне и Буа-Коломб параллельно выпускали модель К. Это уже была машина среднего класса, и один из экземпляров принадлежал полковнику танковых войск Шарлю де Голлю. Но Биркит не забывал про авиамоторы. В начале тридцатых годов его фирма начала выпуск двенадцатицилиндровых авиамоторов, у которых между блоками цилиндров размещалась скорострельная пушка, тоже конструкции Биркита. Она стреляла не сквозь лопасти винта, а через его пустотелую втулку, потому что винт сидел не на носке коленчатого вала. Коленчатый вал соединялся с винтом через редуктор, и втулка винта одновременно являлась ступицей ведомой шестерни редуктора. Эта революционная конструкция привлекла внимание специалистов советской авиационной промышленности.

Наша страна купила лицензию на этот мотор, который у нас производился с индексом М-100. В дальнейшем в годы войны конструкторское бюро В. Климова неоднократно модернизировало его - так родились хорошо известные авиадвигатели ВК-105 и ВК-107. Когда в Европе запахло Второй мировой войной, Биркит прекратил выпуск автомобилей и перешел на производство авиамоторов, судовых дизелей, и самолетных шасси. Завод же в Барселоне получил нового владельца, изменил торговую марку, и его легковые, спортивные и грузовые автомобили стали называться Pegaso. А завод в Буа-Коломб втянула французская оборонка, и на его базе начали действовать несколько предприятий, в том числе бывшая фирма Bugatti в Мюлузе. Это объединение и поныне - крупнейший поставщик для военных самолетов. Сам же Марк Биркит после войны отошел от дел. Кавалер Ордена Почетного Легиона и других наград Франции жил на своей вилле, что на берегу Женевского озера, занимался охотой, рыбной ловлей и бобслеем. Умер конструктор в 1953 году.