Обновлённый Opel Meriva и 433 км/ч

По радио сказали, что безлимитным немецким автобанам скоро придёт конец! И нога сама начала утапливать педаль глубже: 120, 130, 140... Вдруг в последний раз? И неважно, что автомобиль совсем не автобанный — обновлённый компактвэн Opel Meriva
Алексей Кованов

Выезжаю на знаменитую магистраль А5 (ту самую, где отчаянные гонщики Рудольф Караччиола и Бернд Розмайер устанавливали первые рекорды скорости) и включаю мультимедийную систему. По радио идут новости. С придыханием ведущий рассказывает про очередную инициативу экологов: «На автобанах Германии могут ввести ограничение скорости». Вот так новости! И нога сама начала утапливать педаль глубже — 120, 130, 140... Вдруг больше не доведётся?

Доводы экологов понятны: чем выше скорость, тем больше топлива расходует автомобиль, а значит, растёт и объём вредных выбросов. И шумят машины на «максималке» изрядно. Так что неплохо бы ввести ограничения и заставить автомобилистов ездить не быстрее 115 км/ч. Очередная попытка «зелёными» набрать политические очки? Если бы! Эту инициативу поддерживают даже чиновники Еврокомиссии, правда, упирая не столько на экологию, сколько на безопасность — дескать, на небольших скоростях и аварий будет меньше. Хотя Ангела Меркель отбивается от нападок на святое. Недавно переизбранная канцлер Германии заявила, что сохранит безлимитные автобаны, пока будет оставаться на посту.

Впрочем, и без автобанов экологи мешают жить автомобилистам. Мы уже давно заметили, что чем экологичнее двигатель, тем меньше запас крутящего момента на низких оборотах. А введение норм Евро-6 должно и вовсе оставить моторы без мощных «низов»! Должно, но не обязано? Проверим — микрорестайлинг компактвэна Opel Meriva подогнали именно под появление новой линейки «зелёных» моторов, которые соответствуют шестому экоклассу (в странах Евросоюза введение последнего запланировано на 2015 год).

«Микро», а не просто «рестайлинг» — потому что обновление внешности ограничилось новыми бамперами да слегка изменённой светотехникой, получившей светодиодную начинку. Внутри из нового замечены подлокотник другой формы и более современная мультимедийная система. Так что всё внимание двигателям. И больше всего интереса со стороны журналистов досталось новейшему дизельному агрегату 1.6 CDTI. Именно он принял отставку хорошо себя зарекомендовавших дизелей 1.3 CDTi и 1.7 CDTi, которые не удалось подвести под новую европейскую экодействительность.

Если посмотреть на характеристики, то Meriva и дизель — идеальная пара. При 136 л.с. мощности и 320 Н·м крутящего момента моторчик разгоняет полуторатонный компактвэн до «сотни» весьма шустро — за 9,9 секунды, городской расход топлива заявлен на уровне смешных 4,8 л/100 км. А ещё европейская пресса прозвала новый дизелёк «шепчущим», поскольку «разговаривает» он действительно шёпотом: характерного для агрегатов на «тяжёлом топливе» урчания нет вовсе, а органы управления полностью избавлены от вибраций.

Но как хорошо, что этот двигатель не будет ставиться на Меривы для российского рынка! В московских пробках 1.6 CDTI точно заставил бы владельца машины краснеть за сделанный выбор. Взгляните на иллюстрации сверху: кривая крутящего момента взмывает ввысь почти вертикально, что заставляет водителя при трогании загонять стрелку тахометра под отметку «2000 об/мин». Немного не докрутишь — и мотор скажет пренебрежительное «Бдым!». То есть позорно заглохнет. А захочешь проехать перекрёсток накатом, но не выключая передачи, повторит: «Бдым!». Вот оно, тлетворное влияние экологов...

В общем, новому дизелю не хватает коробки-автомата. Или, как минимум, доработанного привода сцепления, чтобы оно схватывало менее жёстко. Причём последнее даже важнее, поскольку европейцы, — на которых и ориентирована линейка CDTI, — продолжают голосовать евровалютой за «механику»: примерно 70% новых автомобилей оснащены «мешалками». И эта тенденция сохранится на ближайшее десятилетие, а потому Opel серьёзно модернизировал ручные коробки. С точки зрения водителя ничего не изменилось (короткие ходы рычага, чёткое включение и грамотный подбор передаточных чисел остались), зато потери на трение значительно снизились.

С новой механикой будут «дружить» не только дизельные, но и бензиновые моторы. Состав команды последних сохранился полностью: за привлечение небогатых покупателей продолжит отвечать 100-сильный «атмосферник» объёмом 1.4 л (его нам не показали), а более взыскательной публике адресованы турбомоторы с отдачей 120 и 140 л.с. Также 1,4-литровые. Если верить характеристикам, введение Евро-6 никак не сказалось на характере этой троицы, а поездка на самой мощной из Мерив, оснащённой 6-ступенчатым «автоматом» (эта связка хорошо знакома по Opel Astra), доказала — точно, никак не сказалось.

Но это отнюдь не повод для радости! Мощности такой машине хватает, но некоторая задумчивость «автомата» накладывается на узкий рабочий диапазон двигателя, так что после резкого нажатия на правую педаль машина сначала спрашивает: «Эй, парень, ты точно хочешь сжечь внутри моих цилиндров лишние литры дорогого европейского бензина?», и только потом ускоряется. Опять виноваты «зелёные» настройки? Кстати, что касается бензина: на европейских заправках стали появляться призывы... не заливать полный бак! Дескать, меньше зальёшь топлива — меньше масса машины, а значит, расход «горючки» и выбросы вредных веществ. Вот уж тут точно без «зелёных» не обошлось.

Больше об обновлённой Мериве сказать нечего. Всё остальное, включая великолепную систему транформации салона и «суицидные» задние двери, которые распахиваются против движения, остались неизменными. Так что тем, кто интересуется именно грузовыми возможностями этого компакта, лучше перечитать материал Дениса Смольянова «Новая Opel Meriva — дверная революция». Я же только резюмирую: в упражнениях «посадка пассажиров», «загрузка вещей» и «складывание кресел» Опель продолжает оставаться лучшим из маленьких семейных «сараев».

И одним из самых драйвовых! Знай себе, пишет дуги поворотов, будто циркуль. Ещё один признак хорошего шасси — стабильное поведение на высоких скоростях. На «безлимитном» автобане что «дизель на механике», что «бензин на автомате» уверенно держали крейсерские 200 км/ч, не требуя от водителя ни малейшего напряжения. Впрочем, гораздо приятнее видеть на спидометре цифру «130» — так и безопаснее, и экономичнее. Но мы не могли проехать по автобану А5, не «раскочегарив» опелёк до «максималки»...

Последний рекорд

Потому что сегодня, 28 января 1938 года, здесь, на магистрали А5 между Франкфуртом и Дармштадтом, был установлен последний рекорд скорости на дорогах общего пользования. Легендарный мерседесовский гонщик Рудольф Караччиола проехал километровый отрезок со средней скоростью 432,7 км/ч! В качестве «снаряда» использовался «рекордваген» Mercedes-Benz W125 — обтекаемый автомобиль весом менее 1,2 тонны, оснащённый 12-цилиндровым 5,6-литровым мотором, выдававшим немыслимые для того времени 725 л.с.

Буквально следом попытку побить свежеустановленный рекорд предпринял пилот Бернд Розмайер. Его 16-цилиндровый Auto Union был менее мощным — 545 л.с., — зато более лёгким, поскольку в конструкции машины использовался алюминий. В первом заезде Розмайер разогнал болид до 429 км/ч — до титула самого быстрого человека планеты оставалось совсем немного! Но вторая попытка не просто провалилась, она закончилась трагедией, унесшей жизнь 28-летнего пилота.

«На девятом километре трассы сильный порыв бокового ветра подхватил несущийся со скоростью 430 км/ч автомобиль и несколько раз перевернул его. Обломки болида пролетели над головами наблюдателей и упали за ограждением дороги в трёхстах метрах от места аварии. Гонщик Бернд Розмайер вылетел из кокпита и погиб», — опишет трагедию берлинская Illustrierte Zeitung. Рекорд Карачиоллы остался непобитым навсегда, а памятник на месте гибели Розмайера доказывает: со скоростью шутки плохи.

Выбор? Есть!

В Россию для рестайлинговой версии Opel Meriva будут доступны только 1,4-литровые бензиновые моторы. За самый скромный 100-сильный «атмосферник» дилеры попросят минимум 631 тысячу рублей — это на 5 тысяч дороже машины образца 2010 года. Сколько стоят конкуренты? Сами опелевцы из того, что продаётся на российском рынке, соперниками считают Citroën C3 Picasso, Volkswagen Golf Plus и Skoda Roomster. Самый доступный — Пикассо: от 555 тысяч рублей за 95-сильную машину. А вот Roomster и Golf Plus стоят примерно одинаково: от 627 (86 л.с.) и 629 (80 л.с.) тысяч соответственно.

Впрочем, тем, кто подыскивает компактную семейную машину с повышенными грузовыми возможностями, мы посоветуем обратить внимание не только на вышеперечисленную троицу, но и на так называемые «каблучки» — грузопассажирские полуфургоны-полуминивэны. Они гораздо вместительней! И не намного дороже. Например, Citroen просит за Berlingo 638 тысяч рублей, в 633 тысячи Peugeot оценивает свой Partner, а Renault Kangoo можно купить за 665 тысяч. Так что выбор есть.

Алексей Кованов
Фото компании Opel