Езда по встречной на третьем кольце

На третьем кольце можно лишиться прав за езду по встречной полосе и проезд на красный свет. Хотя там нет светофоров и есть разделительный барьер.
content image for: 4488
Об этом корреспондент «Газеты.Ru» узнал от начальника отдела административной практики и дознания 9-го отдела ДПС на спецтрассе Михаила Штарькова. Созданный год назад 9-й отдел обслуживает третье транспортное кольцо (ТТК) от Ленинградского до Рязанского проспектов. Поводом же для беседы стал приведенный в московских СМИ факт, что сотрудники этого отдела за год оформили 812 протоколов о выезде на встречную полосу. «Газету.Ru» заинтересовало, где же это на третьем кольце катаются по встречке.

«Вы удивитесь, но наши сотрудники еще и за проезд на красный свет протоколы оформляют, – говорит Михаил Штарьков. – Дело в том, что мы обслуживаем не только само кольцо, но и прилегающие к нему съезды/заезды. Правда, на красный свет у нас ездят гораздо меньше, чем по встречной полосе. В основном происходит это при заезде на внутреннее кольцо со стороны улицы Косыгина. Водители поворачивают налево с Бережковской набережной и не видят, что там стоит инспектор. Те же, кто уходит направо со стороны Киевского вокзала, все видят, и даже самые спешащие ждут, пока им загорится зеленый сигнал». А на «встречку» выезжают на некоторых съездах. В первую очередь это касается стыковки внешнего кольца и Волгоградского проспекта в сторону центра. При слиянии дороги с Остаповским путепроводом водители обязаны ехать прямо, на проспект, но многие поворачивают налево, пересекая сплошную линию разметки. То же самое происходит при съездах с внешней стороны ТТК сразу после Автозаводского моста и в районе Бережковской набережной; при съезде с внутренней стороны ТТК на Духовской переулок, а также при заезде с 5-го Донского проезда на внутреннее ТТК – здесь водителям запрещено поворачивать на кольцо, им надо двигаться на улицу Вавилова. При съезде с внутреннего ТТК на Шмитовский проезд в месте пересечения дороги с Красногвардейским проездом водители обязаны проезжать по кругу, однако некоторые для сокращения пути едут под «кирпич» по прямой. Здесь следует особо оговориться, что из-за нечеткого толкования законодательства не определено, считать ли поворот или разворот движением по встречной полосе. Один из авторов кодекса об административных правонарушениях, предусматривающего за это, в частности лишение прав на 2-4 месяца, Владимир Кузин имеет свою позицию, которую «Газета.Ru» уже представляла. Однако инспектора ГИБДД трактуют ее по-другому, относя к правонарушению по злополучной статье 12.15.3 и поворот, и разворот, тогда как Кузин считает, что это наказывается штрафом в 50 рублей. И это вполне допустимо, ибо официальных разъяснений на сей счет пока не существует. Представителям 9-го отдела ГАИ на спецтрассе неоднократно уже удавалось доказать в суде (а именно суд имеет право лишить водительского удостоверения), что поворот через сплошную линию также карается по статье 12.15.3.

Третье кольцо относится к числу аварийных мест. Так за прошлый год на нем зафиксировано 928 дорожно-транспортных происшествий. «Здесь происходят типичные ДТП, – говорит Штарьков. – Это удар сзади и наезд на препятствие. Причина их банальна – несоблюдение дистанции и скоростного режима. В данный момент на основной массе участков ТТК можно ехать со скоростью 60 км/ч. Однако многие водители сильно превышают этот порог. За прошлый год мы составили 287 протоколов о превышении допустимой скорости более чем на 60 км/ч (за это с 1 июля 2002 года можно также лишиться прав). Водители «летают» по кольцу со скоростью до 160 км/ч, не соблюдая дистанцию, в результате чего происходят аварии. Кроме того, на съездах и летом, и зимой часто случаются наезды на препятствие – ограждение». В этой связи вопрос о скоростном режиме выглядит несколько неуместным. Хотя, очевидно, что 60 км/ч – не скорость для дороги такого класса. Постановление правительства Москвы о повышении скорости на кольце до 80 или даже до 100 (как на МКАД) километров в час появится не раньше, чем замкнется само кольцо (это, как сообщала «Газета.Ru», должно произойти в конце этого года). «Есть анализ аварийности на ТТК, который говорит о том, что многие ДТП происходят именно из-за нарушения скоростного режима, – говорит Штарьков. – Конечно, сейчас из-за правового нигилизма водителей мало кто ездит 60 км/ч, но некоторые все-таки соблюдают правила. И мне сложно представить себе, как изменится ситуация, если скорость вырастет. Кроме того, третье кольцо отличается неоднородностью. Прямые участки чередуются с крутыми поворотами. Как можно разрешить 100 км/ч на участке от площади Гагарина до спуска на Большую Тульскую улицу, где кольцо делает поворот под углом?»

«Кстати, этот спуск, на мой взгляд, очень плохо реализован строителями, ведь там собираются гигантские пробки. Понятно, что здание дома культуры там снести не удалось, но так же нельзя делать!» За прошлый год на кольце погибли четыре человека. При этом ни один из них не находился в легковом автомобиле. Самая страшная авария случилась в тоннеле под Кутузовским проспектом. «Мотоцикл летел по эстакаде у центра «Москва-Сити», – вспоминает Штарьков. – По утверждению очевидцев, скорость его была 120-140 км/ч. Въехав в тоннель под Кутузовским проспектом, он задел легковушку и потерял курсовую устойчивость. В результате в своем левом ряду он коснулся стены, перелетел на другую сторону тоннеля, где врезался в стену. У водителя ни одной царапины, а пассажиру оторвало голову – и обезглавленный труп пролетел еще 80 метров по туннелю». Страшная смерть постигла еще одного пассажира мотоцикла. На въезде на внешнее кольцо со стороны Бережковской набережной один мотоцикл случайно задел другой, в результате чего они «сцепились» и поехали поперек движения. Со стороны Кутузовского проспекта ехал Ford, который ударился о мотоциклы, в результате чего те загорелись. Пассажирка одного из мотоциклов через некоторое время скончалась в больнице от ожогов.

Еще двое погибших были пешеходами. Один перебегал третье кольцо в районе Автозаводской, выйдя из автобуса. Второго смерть настигла в районе съезда на улицу Подвойского, что на Красной Пресне. «Откуда, спросите, на кольце пешеходы? Сами удивляемся, – говорит Штарьков. – Вот свежий пример. По съезду с внутреннего ТТК на Кутузовский проспект в сторону области шли четыре молодых человека. Дело было не далее как 21 февраля». Как эти пешеходы там оказались, непонятно ни Штарькову, ни нам. Но факт есть факт, «безлошадные» тоже облюбовали третье кольцо. Так что наш совет водителям – быть бдительными и готовыми к любым неожиданностям.