Сутки газ в пол. Едем 24-часовой картинг-марафон

На треке все всегда гонятся за быстрым кругом. Это отличный способ потешить своё эго, но не выиграть гонку. Максимум — квалификацию
Дмитрий Ласьков

На треке все всегда гонятся за быстрым кругом. Это отличный способ потешить своё эго, но не выиграть гонку. Максимум — квалификацию. В этом летнем сезоне я узнал, что такое картинг-марафоны на выносливость: мы c товарищами-журналистами проехали два этапа 10-часовых соревнований и один 12-часовой финал, рассказ о котором чуть позже. Но даже на фоне таких эпических баталий мне довелось поучаствовать в совершенно выдающейся гонке: 24 часа нон-стопом! Просто вдумайтесь: ровно сутки, без остановки, газ в пол, с предельной концентрацией. Как на знаменитых соревнованиях по картингу 24 часа Берлина или суточном марафоне в Дубае. Задумка — мирового уровня, и вот что из этого вышло.

Источник: Дмитрий Ласьков

К участию в столь масштабном соревновании меня привлекла компания Mazda, которая как раз недавно запустила на базе картодрома Forza собственную школу картинга в рамках своей спортивной академии. Возглавляет её опытный гонщик и автоспортивный тренер Сергей Балдин. Всего за несколько тренировок ему предстояло превратить нашу разношёрстную команду в боеспособный коллектив, способный побеждать. Пусть и в отдельном, «звёздно-журналистском» зачёте. Да-да, организаторы гонки поделили все команды на обычные и так называемые «звёздные», куда в компанию к достаточно опытным пилотам приглашали автожурналистов и известных людей из мира шоу-бизнеса.

Источник: Дмитрий Ласьков

В нашем составе были как ученики Сергея, которые мчат на уровне топ-пилотов, так и мы, журналисты различных изданий. Не то чтобы совсем без опыта, но практики и знания специфики индор-картинга нам не хватало. В гонке всем командам предстояло проехать 24 часа без остановок на отдых — только двухминутные пит-стопы для смены пилотов. Исходя из разработанной тактики, сессия каждого члена команды должна была длиться около 50 минут, а самый минимум — 30. Вроде бы, терпимо — мы же уже высиживали по столько «в руле» во время 10-часовых марафонов на трассе «Маяк». Но тут начались первые тренировки, и стало ясно, что всё не так просто. Как же болят, просто отваливаются нетренированные руки после даже 20-минутного заезда! Прямиков на трассе почти нет, а все повороты крутые и требуют активного руления, поэтому устаёшь адски. Добро пожаловать в хардкорный «индор»!

Источник: Дмитрий Ласьков

Тренируемся

Тренировки проходили на старых и почти совсем уже убитых прокатных машинках — специально подготовленные «клубные» карты должны были привезти только к самой гонке. Но знакомиться с трассой можно на любой технике. Да и вообще, для начала стоит сделать это пешком: пройти все повороты, приметить кочки, заплатки, грязные участки трассы. В любом марафоне важен стабильно высокий темп, а в гонке длиной в целые сутки с изнуряющими ночными сессиями — это значит особенно много. В отличие от быстрого круга, стабильность можно тренировать и на не самой бодрой машинке. А проверять прогресс скорости можно периодически, замеряясь на контрольном, заведомо быстром карте.

Источник: Дмитрий Ласьков

Выложенная в Вегасе трасса выглядит несложной, но имеет несколько коварных мест. Способность анализировать трассу — более высокий уровень, нежели умение ехать быстро, поэтому собираемся вокруг Сергея Балдина, вооружённого ручкой и схемой трассы. Вот здесь — растянутое удерживающее торможение вместо короткого и мощного, тут поздний апекс, а вон там неплохо бы поскользить на входе. И действительно, через пару попыток удаётся поехать и быстрее, и стабильнее, без трат на поиски идеальной траектории. Да и у разных пилотов она разная: например, тяжёлым гонщикам (свыше 85 кг) приходится ехать шире и накатывать лишние метры дистанции. Но одновременно за счёт более плавной линии движения они поддерживают более высокую скорость в поворотах — так мотор меньше теряет обороты и лучше разгоняет тяжёлую «ношу».

Перед гонкой

Готовясь к любой гонке, необходимо хорошо выспаться, к длинной в особенности, а перед суточной — это вообще самое главное. Поэтому отдыхаем 8-10 часов, желательно пару ночей подряд. Питаться за несколько дней до события стоит продуктами, содержащими углеводы: в основном, это макароны и рис. Непосредственно перед соревнованием нужно исключить из рациона всё жирное, острое и другие продукты, которые способны преподнести сюрприз пищеварительной системе. Во время заезда пилот много потеет и за длинную сессию легко может потерять литр жидкости в организме — этот процесс называется дегидрация. Чтобы восстановить жидкостный баланс, нужно пить воду — около 0,5 литра за пару часов до старта и 0,2 литра перед заездом.

Источник: Дмитрий Ласьков

Во время соревнований пьём или негазированную воду или специальные спортивные напитки (не путать с энергетиками) — они способны вернуть организму не только жидкость, но и витаминные вещества, которые вымываются при употреблении большого количества простой воды. Не менее важно психологическое состояние пилота. Важно отбросить все проблемы и мысли и думать только о трассе. Перед стартом можно закрыть глаза и мысленно проехать по треку, со всеми торможениями и траекториями — так, как делает Джеймс Хант в свежем киношедевре «Гонка». Волнение и напряжённость есть у каждого пилота, но важно уметь держать эти эмоции под контролем. Хотя, чёрт побери, какой контроль, если своей кривой ездой ты можешь подвести почти десяток товарищей по команде! Но всё же концентрация необходима: в заезде думаем только об апексе и следующем входе. Звенящая пустота в голове — залог хорошей концентрации и стабильных кругов.

Источник: Дмитрий Ласьков

24 часа с газом в пол

Да, это слишком громко — конечно же, сутки делятся на всех членов команды. Кто-то в итоге проехал сессию, а другие шпарили часами без устали. Мне повезло: почти сразу удалось набрать нужный темп и поэтому поехать две сессии днём и ещё несколько отрезков до самого утра, меняясь с парой пилотов из числа учеников нашего тренера. Перед стартом в голове была каша из вопросов: сохранится ли сухая погода (это был дождливый сентябрь, и вместе с тем День города — и тучи над Москвой традиционно разгоняли спецсредствами), как едут загадочные клубные машины, насколько возрастёт «держак» (сцепление колёс с трассой регулярно меняется на протяжении всей гонки) и хватит ли сил организма. Вспоминаем о концентрации: прочь все мысли и думаем о следующем повороте. Так и подошли к концу мои первые 50 минут. Во время гонки мы использовали радиосвязь, и наш менеджер Алексей Дидык из спортивной академии Mazda радовал сообщениями о бодром темпе.

Источник: Дмитрий Ласьков

Ночные сессии прекрасны особенно. На них команды отряжают самых быстрых и опытных, а значит, в основном, самых корректных пилотов: все едут и обгоняют чисто, да и пропускают без вопросов. Ведь бодаться и не пускать толку нет никакого, кроме борьбы за позицию в последнюю пару часов. А ещё ночью самый лютый «держак», так как к этому времени на трассу намазывается жирный слой резины с колёс, и покрытие становится особенно цепким — через день мышцы предплечий непременно скажут вам спасибо за эту ночную «прокачку»! Показывая среднее в целом время, я как обгонял, так и пропускал — последнее очень важно делать так, чтобы не терять времени (ушёл на грязную траекторию — «слил» вечность) и сразу же пристроиться за быстрым пилотом, чтобы удержаться за ним. Важно также понимать, насколько быстр и стабилен подъехавший сзади пилот: часто принять правильное решение помогает по радио менеджер команды.

Источник: Дмитрий Ласьков

Благодаря полной отдаче команды и грамотной тактике мы до утра уверенно держали 1 место в «звёздно-журналистском» зачёте и 7 из 14 в общем. Но около 11 часов второго дня нас ждал сюрприз: внезапно в нашем составе появляется «селебрити» из числа тех, кого организаторы на брифинге ласково окрестили «передвижными ретардерами», и за какую-то 10-минутную свою сессию «сливает» всё преимущество, которое мы зарабатывали почти сутки. И вот мы уже вторые, но обогнавшим нас соперникам тоже дают на несколько минут подобного пилота. К сожалению, времена нахождения «звёзд» на трассе определялись почти произвольно, поэтому отыграть свою позицию мы не успели. И пусть спортивная составляющая гонки для нас была несколько спорна, но опыт получен бесценный. А главное — хочется ещё. И этому «ещё» для меня суждено было сбыться, скоро всё расскажу.

Текст: Дмитрий Ласьков
Фотографии автора